Комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по городскому хозяйству 16 октября 2024 года рассмотрела ход разработки схемы сети ливневой канализации с учетом существующего и перспективного размещения объектов системы водоотведения поверхностных сточных вод на 2026-2036 годы.
Главный инженер МКУ "Управление инженерной защиты территорий города Нижнего Новгорода" Сергей Степанов напомнил, что в городе отсутствует единая система ливневой канализации, а существующие сети в основном имеют локальный характер, поэтому сейчас разрабатывают схему сетей ливневой канализации. Лучше всего ситуация с ливневкой обстоит в Автозаводском районе, хуже – в Сормовском. Общая протяженность сетей составляет около 450 км. Их общий износ 90%.
Степанов также отметил, что поступают жалобы. Кроме того, есть судебные иски из-за недостаточной работы ливневой канализации.
15 июня 2023 года учреждение заключило контракт на разработку схемы сети ливневой канализации. Работы необходимо выполнить до 30 ноября 2025 года. На исполнение выделили 158,8 млн рублей.
На текущий момент провели обследование и инженерно-геодезическую съемку сетей и сооружений, сформировали сводную базу технических параметров элементов водосточной сети, сделали расчет нагрузок по водосборным бассейнам Автозаводского района, провели анализ состояния и работы существующих линейных сооружений, насосных станций, очистных сооружений. Помимо этого, подготовили предложения по реконструкции сетей и сооружений ЦВС поверхностных сточных вод с выделением первоочередных мероприятий и схемы существующего положения и перспективного развития централизованной системы водоотведения поверхностных сточных вод Автозаводского района. До конца года намерены рассчитать перспективные нагрузки по площадям района, спрогнозировать объем поверхностных сточных вод и провести ряд других технических мероприятий.
Заместитель председателя Думы Николай Сатаев ("КПРФ") подчеркнул, что ситуация с ливневкой в городе очень тяжелая. К концу 2025 года будет полностью готов проект на ливневую канализацию: что реконструировать, а что делать новое.
"Тариф еще. Это очень важно", - добавил Степанов.
"Главное начать работать, а там уже будем думать про тарифы", - парировал Сатаев.
Депутат также спросил, когда будет готова вся документация по Автозаводскому району, и когда приступят к реализации проекта в районе. Степанов ответил, она уже готова, сейчас ее проверяют.
Николай Сатаев предложил заложить в бюджет города на 2025 год средства для работ по Автозаводскому району при условии, что проект полностью будет готов.
По мнению первого заместителя главы города Дениса Скалкина, стоит дождаться полной проектной документации, так как пока речь идет про локальные участки районов. Он считает, что необходимо дождаться всей документации, определить приоритетность и только потом закладывать финансирование.
Николай Сатаев не согласился и предложил вести работы поэтапно.
Председатель комиссии Думы Карим Ибрагимов ("Единая Россия") обратил внимание на то, что за полтора года готова лишь проектная документация по Автозаводскому району. Он спросил, хватит ли времени за год разработать проект по остальным районам.
Проектировщик Владимир Дудин ответил, что времени должно хватить. Уже почти завершили изыскания и обследования по всем остальным районам. Сейчас формируется отчет для МКУ. При этом компания не отвечает за проектно-сметную документацию.
Депутат Гордумы Мария Кузнецова ("Единая Россия") спросила, когда будет готова проектно-сметная документация по Автозаводскому району.
Дудин уточнил, компания разрабатывает только план мероприятий. По поводу проектно-сметной документации необходимо узнавать у заказчика.
Кузнецова также уточнила у Скалкина, хватит ли решения комиссии для активации работы по Автозаводскому району.
"Дать предложений. Я бы все-таки предложил дать предложения, а потом уже активировать работы", - сказал Скалкин.
Депутат тогда спросила у Дудина, когда будет готова схема перспективного развития на Автозаводе. Он уточнил, что к середине ноября.
Депутат Руслан Станчев ("Единая Россия") напомнил, что в городе бесконечно говорят про состояние ливневок. Он поддержал Николая Сатаева, а также предложил начать работы, потому что людям не нравятся, что ничего не делается для устранения проблемы.
В свою очередь Сергей Степанов привел в пример ситуацию в других регионах, где есть специализированные предприятия, которые занимаются только ливневками.
"Если заниматься разными видами спорта, то ты физкультурник, а если ты занимаешься исключительно тяжелой атлетикой, то ты спортсмен. Вот я сейчас физкультурник", - сказал Степанов.
"Вы предлагаете создать отдельный департамент", - спросил Станчев.
"Нет", - ответил Степанов.
Заместитель председателя комиссии Думы по городскому хозяйству Владимир Аношкин ("Единая Россия") решил помочь Степанову сформулировать мысль. Депутат рассказал, что бывший вице-мэр Александр Мелешкин подписал документ об утверждении тарифа на приемку ливневых стоков от одного кубического метра в Автозаводском районе. После этого все юридические лица начали оплачивать счета. Вот так появился источник, который просуществовал года три.
Станчев подчеркнул, что сначала нужно делать работы, а потом уже создавать тарифы. "Если Автозавод готов, то давайте его запустим максимально быстро", - добавил депутат.
Мария Кузнецова также поинтересовалась, сколько приблизительно будет стоить реализация проекта в Автозаводском районе.
Дудин ответил, что строительство очистных сооружений и насосных станций обойдется приблизительно в 11 млрд рублей. Стоимость реконструкции сетей в районе обойдется приблизительно в 4 млрд рублей. На весь город, по его расчетам, необходимо около 60 млрд рублей. Отметим, весь годовой бюджет города сейчас составляет около 87 млрд рублей.
Комиссия по итогам обсуждений рекомендовала администрации и МКУ "Управление инженерной защиты территорий города Нижнего Новгорода" начать работы в Автозаводском районе после полной разработки проекта. К этому вопросу комиссия вновь вернется в декабре.
Напомним также, в 2022 году стоимость строительства и реконструкции сети ливневок в Нижнем Новгороде оценивали в 9 млрд рублей. Уже тогда в мэрии сообщали, что потянуть эту сумму без федеральной помощи не получится.