Премьеру современной версии сказки "Золотой ключик" покажут в театре оперы и балета им. А.С. Пушкина в Нижнем Новгороде 30 ноября и с 1 по 3 декабря 2023 года. Об особенностях постановки рассказали на пресс-конференции 29 ноября.
В ней приняли участие художественный руководитель театра Алексей Трифонов, директор театра Татьяна Маврина, хореограф-постановщик Алессандро Каггеджи, дирижер-постановщик Федор Леднев и управляющий балетом Валерий Коньков.
Алексей Трифонов поделился, что идея нового балета появилась из запросов нижегородцев. Театр провел анкетирование для зрителей, и многие жители города просили добавить в репертуар спектакль, интересный и взрослым, и детям. Тогда руководство театра начало искать возможные сюжеты и остановилось на музыке Моисея Вайнберга 1955 года.
Оригинальная версия его спектакля не дошла до наших дней: в советское время он не шел из-за происхождения композитора. Чтобы восстановить партитуру, команда театра провела переговоры с владельцами рукописей, чтобы их передали в издательство в Санкт-Петербурге и расшифровали, а затем восстановила в сотрудничестве с петербургским композитором. Проделанная работа сделала театр им. Пушкина единственным в мире, где ставят спектакль на музыку Вайнберга.
По словам Федора Леднева, произведения композитора выделяется особенным тембровым мышлением и сложной оркестровкой. При этом совместить музыку с хореографией оказалось легко. Леднев также поделился, что работа над звучанием продолжается и за день до премьеры: оркестр проводит акустическую шлифовку и проверяет, как музыка звучит в зрительском зале.
Алессандро Каггеджи отметил, что сюжет "Золотого ключика" очень подходит для балета: он красочный и имеет много персонажей, за счет чего будет интересен всем. Каггеджи написал либретто и выбрал, какие приключения в нем используют. В основу вошла основа советская книга Толстого, а также моменты из итальянской версии. При выборе сюжетов для спектакля в основном ориентировались на музыку, логику повествования и базовые моральные уроки из традиционной сказки.
Одной из главных особенностей балета является перенос сказки в современное время: на сцене работают настоящие телевизоры, а в начале истории Буратино получает не азбуку, а планшет. Жанр постановки Каггеджи описал как "классический балет с элементами XXI века".
Напомним, всего полтора месяца назад в театре прошла премьера оперы "Онегин". Татьяна Маврина рассказала, что работа над премьерами идет параллельно, и подготовка к постановке "Золотого ключика" началась примерно полтора года назад.
Говоря о будущих проектах для всей семьи, Алексей Трифонов поделился, что сейчас идет работа над сказкой об Иване-Царевиче. Музыку для нее напишет московский композитор и обладатель премии "Золотая маска" Алексей Сюмак.
Фото: Ирина Гладунко