Снимите это немедленно

27 марта 2023 в 16:17

Почему премьерные спектакли пропадают с афиш нижегородских театров? Огромные деньги вкладываются в культуру нижегородского региона: третья столица стремится максимально облагородить свое лицо. Многое удается: в областном центре стало больше культурных площадок, больше событий – выставок, премьер. И редко кто может расслышать в этом всегда восторженном культурном вихре тревожные звоночки. Практически те самые, театральные. Предупреждающие, что все меньше… нет, не времени до начала спектакля. А тех самых денег – доходящих до зрителя в виде достойных культурных "продуктов" и достойных площадок на областной периферии. И ради объективного взгляда на вещи, сегодня, в международный День театра, я даю вам три предупреждающих звонка.

Первый звонок

Не так давно нижегородские театры бодро отрапортовали о своих премьерах. В ТЮЗе показали новый спектакль "Дох Кихот", а в Оперном театре представили оперу "Кармен". Премьерные показы "Кармен" в Нижегородском театре оперы и балета должны были состояться 1, 2, 4 и 5 марта. Однако 5 марта спектакль отменили. По официальным данным, причина отмены – болезнь двух солисток, которые должны были исполнить партии Кармен. В качестве извинения для зрителей, купивших билеты на 5 марта, организовали гала-концерт солистов оперы и оркестра LaVoceStrumentale под управлением Дмитрия Синьковского. В театре пообещали, что билеты, купленные на спектакль, будут действовать на показ и в мае. Показ премьерной оперы "Кармен" на апрель не запланирован.

Симптоматично, что премьерные спектакли в нижегородских театрах – явление непостоянное. Они то появляются в афишах, то бесследно исчезают. Причем многие театралы даже не успевают их посмотреть – настолько все стремительно происходит.

Сейчас я работаю в Москве, но за творческой жизнью родного Нижнего Новгорода слежу регулярно, благодаря постам своих друзей в социальной сети. Восторженные отзывы о премьерах в нижегородских театрах мне не дают скучать по дороге на работу. Каждый пост я читаю внимательно. Чаще всего всем все нравится. Друзья добродушно, а в некоторых случаях даже экзальтированно приняли новую премьеру Нижегородского театра оперы и балета "Кармен" со "звездой Большого театра Венерой Гимадиевой" (так анонсировали ее пропагандисты из минкульта области). Если и была критика – то только от ревнивых блюстителей морали, которых смутило то, что исполнительница главной партии Кармен Наталья Лескова несколько раз обнажила ножку в чулке. Стоимость билетов от 500 до 3500 рублей никого не смутила.

Снимите это немедленно

Вадим Журавлев (фото из личного архива)

Оперный критик Вадим Журавлев: Если бы Венеру Гимадиеву пригласили в Нижегородский театр оперы и балета пять лет назад, то еще, наверное, можно было бы преподносить ее с пафосом как звезду. Сейчас, когда она стала ужасно петь, и все от нее отказываются, можно пожалеть любого слушателя в любом театре, где она выступает. Увы, у нее закончилась не только карьера, но и сам голос. Почему певцы теряют голос? Хватаются за все контракты, не соблюдают гигиену голоса. Плюс плохая школа, пытаются держаться на природных данных. И когда "природа" заканчивается, то теряется все.

Изучаем афишу дальше.

Балет "Безымянная звезда" постепенно стал исчезать из репертуара театра (за последние три месяца его не показали ни разу). При этом поставил "Безымянную звезду" основатель и художественный руководитель "Кремлевского балета Москвы" Андрей Петров.

Мюзикла "Коко Шанель: страницы жизни" в Нижегородском театре оперы и балета сейчас нет в афише, хотя у зрителей спектакль пользовался большой популярностью: публика приходила не только послушать музыкальный спектакль, но и посмотреть интересные костюмы.

Также остается неизвестной судьба оперы "Свадьба Фигаро", в свое время получившей специальный приз "Золотой маски".

Из репертуара театра "Комедiя" исчез спектакль "Несказки", который по мотивам сказок Пушкина поставил уже бывший художественный руководитель театра Иван Комаров. Спектакль сняли после четырех (!) показов публике. При этом сначала в театре приняли решение снять спектакль, а потом "убрать" и самого Ивана Комарова. В нижегородском театре он продержался всего год.

Из репертуара театра юного зрителя пропали интересные детские спектакли "Недоросль", "Снежная королева", "Алиса в стране чудес", "Морозко". Говорят, крайне редко играют мюзикл "Золушка".

Актер нижегородского театра (инкогнито): Я слышал пару историй о том, как в театрах ставили дорогую премьеру, а потом снимали ее с репертуара. Все дело в сметах, которые на запуск спектакля, как правило, высоки. Особенно если в афише стоит "звездное" имя. Причем порой фактическая стоимость спектакля оказывается гораздо ниже, потому что и "звезда" - так себе, и на декорациях экономится в разы. И чтобы все это в какой-то момент не бросилось в глаза, позже всегда можно найти повод снять спектакль с репертуара.

Второй звонок

Действительно, часто невооруженным глазом видно, что премьерная постановка какого-либо нижегородского театра - "бедненькая". При этом продвинутый и рефлексирующий зритель уговаривает сам себя не акцентироваться на этом факте. Мол, это то самое высокое искусство, когда с помощью малых художественных средств доносится большой смысл.

Такова была прошлогодняя премьера "Маленьких трагедий" в театре Драмы, такова и нынешняя "Кармен" в театре Оперы и балета.

Иногда минимализм – действительно удачная "задумка", с этим трудно спорить. Лишь бы смета на постановку была так же скромна, как то, что видит зритель на сцене.

Кстати, в открытых источниках можно найти информацию о том, сколько тратит в среднем нижегородский театр на создание спектакля. Так, директор театра "Комедiя" Дмитрий Коновалов в разговоре с "Нижегородской правдой" заявил, что разбег стоимости производства спектаклей начинается от 300 тысяч (примерно столько стоят постановки, которые идут на малой сцене театра) до 4 млн рублей (которые идут на большой сцене). В театре оперы и балета рассказали, что новые постановки в среднем обходятся в 5 млн. Директор театра драмы Борис Кайнов сообщил, что спектакль "Параллельные влюбленности" обошелся почти в 2 млн рублей, а "Тот самый Мюнхгаузен" – в 2,5 млн.

Снимите это немедленно

Алексей Камарин (фото из личного архива)

Инженер-строитель Алексей Камарин: Я очень ценю театральное искусство и был рад тому, что мне удалось побывать на премьере "Кармен" в нижегородском театре оперы и балета. Конечно, я часто ловлю себя на профдеформации, потому что начинаю автоматически оценивать строительные и столярные работы, которые производились при создании спектаклей. "

Кармен" с этой точки зрения оформлен весьма скромно. На протяжении всего спектакля мы видим в качестве декораций одни и те же строительные модули, которые призваны изображать то казармы, то тюрьму, то пристанище цыган, то арену корриды. Основа этих конструкций – строительные леса стоимостью максимум 30 тысяч за штуку. Они, кстати, разбираются, и я не знаю, использовались ли они в первый раз или уже были в распоряжении театра. Большие золотые головы быков, которые украшают эти конструкции – фигуры из пенополистирола, которые вытачиваются на станке ЧПУ. 50 тысяч за каждую максимум. Покраска "позолотой" копеечная из баллончика. Мужские костюмы в постановке – старая военная форма, которую можно купить на распродаже любого военного склада по две тысячи рублей за комплект. Видно, что это не индивидуальные наряды – на многих актерах форма, что называется "болталась". В общем, я бы мог так оформить спектакль тысяч за 300 максимум.

Я отправил запрос в министерство культуры Нижегородской области и департамент культуры Нижнего Новгорода, чтобы узнать, почему спектакли пропадают из репертуара наших театров.

В министерстве культуры дали разъяснение, что в соответствии с законодательством учреждения культуры региона самостоятельно ведут творческую деятельность. В том числе, в театре самостоятельно определяют репертуарную политику.

Государственные и муниципальные театры Нижегородской области так же, как и театры других регионов страны, осуществляют постановки новых спектаклей преимущественно за счет внебюджетных источников финансирования. Целевое финансирование на постановки выделяется в рамках программ партии "Единая Россия" "Театры детям" и "Театры малых городов". Названия постановок и размер выделяемых средств утверждает министерство культуры РФ. Кроме того, часть постановок осуществляется за счет грантов.

В министерстве добавили, что причины снятия спектакля могут быть различными, от серьезной болезни или смерти актера, обветшания декораций до замены спектакля новой постановкой. Например, в прошлом году в театре драмы имени М. Горького сняли постановки "Бесплодные усилия любви", "Мещане", "Саломея", "Наш городок", "Великий забытый" и "Тот самый Мюнхгаузен".

Вместе с тем, в министерстве указали, что в театре состоялось несколько премьер: "Смута" Владимира Жеребцова, "Маленькие трагедии" Александра Пушкина, "Дни Турбиных" Михаила Булгакова, "Правда – хорошо, а счастье лучше" Александра Островского, "Макбет" Уильяма Шекспира.

В департаменте культуры Нижнего Новгорода рассказали, что основная причина вывода спектаклей из афиши – плановое обновление репертуара, костюмов и декораций, новые запросы зрителей, изменение художественных трендов и социальной актуальности; также в числе причин могут быть низкие уровни продаж и негативные отзывы зрителей. Решение о выводе спектакля из репертуара принимает худсовет театра.

Представители департамента также сообщили, что размер сумм, необходимых для постановки того или иного спектакля, определяется администрацией, либо коллективом каждого муниципального театра, как самостоятельного хозяйствующего субъекта из различных источников дохода учреждения. Департамент культуры администрации Нижнего Новгородакак представитель Учредителявыделяет денежные средства на финансирование деятельности учреждения, при этом адресные суммы на конкретные постановки не фиксируются.

Третий звонок

Спектакли снимают из репертуара не только в Нижнем Новгороде, но и в Москве. Так, в "Школе современной пьесы" пропал популярный у зрителей спектакль "Все тут", а театр имени Пушкина снял с афиши спектакль "Костик" с Викторией Исаковой. Театр на Бронной убрал из репертуарной сетки спектакли "Бульба. Пир" и "Платонов болит". Объединяет эти спектакли тот факт, что поставили их режиссеры Дмитрий Крымов и Александр Молочников, которые покинули пределы Родины после событий февраля 2022 года.

А вот популярный актер и художественный руководитель МХТ имени Чехова Константин Хабенский поступил достаточно мудро. Он не стал убирать из репертуара спектакль Дмитрия Крымова "Сережа" и спектакль другого уехавшего режиссера Кирилла Серебрянникова "Лес", а просто убрал с афиш и программок спектаклей фамилии их авторов.

Видимо, Хабенский решил не снимать с репертуара спектакли, которые стоили больших вложений на старте и до сих пор делают хорошую кассу и приносят театру неплохой доход.

Снимите это немедленно

Сергей Горин (фото: Гордума Нижнего Новгорода)

Председатель Общественной палаты Нижнего Новгорода, советник губернатора, экс-министр культуры Сергей Горин: В творческую деятельность театров никогда не вмешивался, руководствуясь законодательством о культуре. С моей стороны никогда не было давления ни на режиссера, ни на руководство театра, ни на художественного руководителя. Что я не приемлю никогда в театре - это ненормативной лексики со сцены. Но я не помню, чтобы она звучала со сцены наших муниципальных или государственных театров. Спектакль могут снять с репертуара по нескольким причинам. Например, из-за того, что у публики он не пользуется популярностью или не приносит коммерческого успеха, или актер, который играет основную роль, заболел или уехал, и другого не ввели, поэтому спектакль отложили.

По всей видимости, нижегородские театры зарабатывают так много, что могут снимать премьеры спектаклей даже после четырех показов – при том, что в Нижнем творческой оппозицией давно не пахнет. Представить, что в Москве снимают с репертуара спектакли по мотивам "ой, ошиблись", "ой, не зашло" - очень сложно. В столице каждая копейка на счету. Сейчас театр – это не только храм искусства, но и источник дохода. Столичные театры соревнуются между собой за зрителя, представляя ему яркие премьеры.

Кстати, в администрации одного из нижегородских театров мне ответили, что на самом деле театры не так самостоятельны, как то пытаются обрисовать чиновники:

Представитель администрации нижегородского театра (инкогнито): В любом театре существует госзадание. В Нижнем Новгороде театры должны поставить от трех до четырех премьер в год. Ежегодно составляется ПФХД (план финансово-хозяйственной деятельности) театра. Он согласуется с региональным министерством культуры. Министерство культуры выделяет средства на постановки. Суммы могут быть разными. Если это спонсорские деньги, они тоже согласуются с минкультом. Контроль за расходованием средств в любом случае есть.

Выходит, контроль есть – только выгодно ли его осуществлять?

А ведь деньги, выброшенные на ветер от ушедших в небытие премьер, можно было потратить на развитие культурных инициатив в Павлове, Арзамасе, Красных Баках...

Кстати, о Красных Баках. Как известно, в рамках федерального проекта "Пушкинская карта" коллективы нижегородских театров периодически выезжают на периферию, чтобы предоставлять возможность школьникам из глубинки потратить те самые федеральные средства на "Пушкинской карте" на просмотр классики. Ведь не каждый ребенок отправится из, условно, Уреня в Нижний, чтобы сходить на выставку или спектакль. А педагогов и представителей отделов культуры в малых городах области центр "песочит" за не реализованные по "Пушкинской карте" средства. И в данном случае гора вынуждена идти к Магомету.

Актер нижегородского театра (инкогнито): Чего мы только не насмотрелись в этих поездках по области. Некоторые Дома культуры в таком состоянии, что это даже не прошлый или позапрошлый век. Это средневековье. Полный кошмар был в Красных баках, например, когда мы играли в полностью прогнившем и обветшавшем помещении. Вряд ли его можно назвать Дом культуры. Вообще нас "запихивают" то в местный старенький кинотеатр, то в библиотеку. То есть городам области негде принять даже самую скромную театральную постановку (мы конечно возим к ним постановки на два-три актера). Какие там гримерки и раздевалки, о чем вы! Переодеваемся все вместе – мужчины и женщины. Это каждый раз очень тяжело – долгая плохая дорога в плохой "зал", полный равнодушных, согнанных "из-под палки" детей. Возвращаемся выпотрошенными.

И это после того, как в 2022 году на культурные проекты должно было быть потрачено почти 400 млн рублей (264,6 млн рублей из федерального бюджета, 113,1 млн рублей – из регионального, 20,9 млн – из местных бюджетов). В правительстве сообщали, что вложения позволят продолжить все долгосрочные программы. В частности, планируется модернизировать шесть модельных библиотек, создать два виртуальных концертных зала, капитально отремонтировать пять сельских ДК и 10 детских школ искусств.

Как-то это идет вразрез с впечатлениями побывавших на окраинах области сотрудников театров.

КОЛОКОЛ

Колокол во всей этой культурной истории – это страх. Страх нижегородских деятелей культуры, даже нижегородских блогеров, говорить то, что они думают, что они чувствуют, что они на самом деле видят. Любая критика воспринимается как попытка "раскачать лодку", как оппозиционная попытка очернить регион в целом. Вообще в патриотической гонке очень удобно прятать коррупционные делишки. Теперь любой, кто хочет что-либо понять или расследовать – автоматически "враг".

Запуганы все – руководство театров, актеры, журналисты. "Только не пиши, что это я сказал". Вот где настоящая трагикомедия, которая, увы, никак не выходит из нижегородского политического репертуара.

Основное фото: Нижегородский театр оперы и балета