Чиновники городской администрации Нижнего Новгорода решили, что городу нашему не хватает озеленения. И решили они эту ситуацию исправить. Однако не рванули с лопатами грунт копать и даже не отдали соответствующие распоряжения подчиненным, а просто... "нарисовали" новые скверы!
Разоблачить хитрый план удалось сотрудникам экологического центра "Дронт", которым показалось странным, что два года назад площадь озелененных территорий в Нижнем Новгороде увеличилась почти в три раза. Действительно, по документам это так. Теперь, по данным областного Реестра озелененных территорий общего пользования, на каждого жителя Нижнего Новгорода приходится 15,46 квадратных метра, ранее же много лет называлась цифра 4,4 квадратных метра. Но на деле этого совсем не видно.
-Весной 2013 года в областной Реестр было добавлено 74 «вновь выявленных» объекта, и площадь зелени на одного жителя по бумагам резко увеличилась, - говорит исследователь Татьяна Паутова, - Однако нас больше интересует реальность – а в реальности мы знаем, что ничего такого огромного посажено не было. Поэтому мы не поленились, и потратили время на изучение ситуации: нанесли все эти территории на карту, объехали и пофотографировали те, что показались нам наиболее интересными. Более года мы занимались этим исследованием, и теперь мы уверены, что фактическая площадь озелененных территорий общего пользования гораздо меньше официальной, и не все участки, попавшие в Реестр, соответствуют статусу озелененных территорий общего пользования.
В настоящее время федеральное законодательство требует, чтобы в крупных городах «норма озеленения» составляла не менее 16 кв м на человека. Этот параметр является важным критерием оценки озеленения города. Однако не каждое дерево во дворе и не каждый газон учитываются при подсчете нормы озеленения – считают только «озелененные территории общего пользования» (для краткости будем называть их ОТОП).
Вообще выделяются три основных категории озелененных территорий городских поселений:
- озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации всего населения города (парки, сады, скверы, бульвары, набережные и другие рекреационно-природные территории);
- озелененные территории ограниченного пользования. Это территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, различных организаций, рассчитанные на пользование определенными группами населения;
- озелененные территории специального назначения: санитарно-защитные, водоохранные зоны, кладбища, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, ООПТ.
И только первая категория учитывается при расчете «нормы озеленения».
Официальным источником информации о количестве озелененных территорий, предназначенных для рекреационных целей, в Нижнем Новгороде является Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области, который ведет Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Основная цель данного закона – обеспечить юридической защитой зеленый фонд городских поселений как основной элемент городской природы.
Также в Нижнем Новгороде отдельно ведется городской Перечень озелененных территорий общего пользования. Озелененные территории, включенные в городской Перечень, далее предлагаются к включению в областной Реестр.
До весны 2013 года в Нижнем Новгороде было 153 ОТОП (обозначены желтым цветом) суммарной площадью около 5,5 млн. квадратных метров (550 га). На рисунке видно, что самыми крупными озелененными территориями общего пользования на тот момент были городские парки.
В 2013 году в областной Реестр было добавлено ОТОП (красный цвет) суммарной площадью 14 миллионов квадратных метров (1400 га).
И когда все озелененные территории общего пользования были нанесены на карту, стало понятно их взаимное расположение. Например, мы видим, что существенную часть составляют леса на окраинах города (вновь выявленные «рекреационно-природные территории»).
Для полноты картины исследователи нанесли на карту и городские особо охраняемые природные территории (ООПТ, выделены зеленым цветом), которые относятся к озелененным территориям специального назначения и их площадь не входит в норму озеленения.
На основе анализа нормативной документации исследователями были выбраны следующие критерии оценки ОТОП:
- Назначение. Можно ли отнести к озелененным территориям ограниченного пользования (территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территории и организаций обслуживания населения, здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения) Можно ли отнести к озелененным территориям специального назначения (санитарно-защитные, водоохранные, защитно-мелиоративные зоны, кладбища, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, ООПТ)
- Площадь (должна быть не менее 500 м кв.)
- Фактически озелененная территория (в % от общей площади)
- Наличие благоустройства, его качество
- Доступность - легко ли добраться до территории, затруднен ли доступ, и т.п.
- Экологическое благополучие территории
- Можно ли использовать в рекреационных целях.
Обследование озелененных территорий общего пользования Нижнего Новгорода проходило в несколько этапов.
- Сначала мы нанесли все ОТОП на карту, и изучали каждую по имеющейся документации, схеме границ озелененной территории общего пользования, и космоснимку. Оценивались площадь, фактическое озеленение, особенности расположения ОТОП – близость трасс, промышленных зон, характер окружающей застройки, предполагаемая доступность ОТОП для населения. На данном этапе часть ОТОП, относительно которых возникли сомнения в целесообразности внесения их в Реестр, была выбрана для посещения и обследования, - рассказывает Татьяна, - Далее мы объехали ОТОП, показавшиеся нам интересными. Оценивались благоустройство, доступность для посещения населением, возможность использования ОТОП в рекреационных целях, наличие каких-либо особенностей и недостатков. Всего удалось посетить около пятидесяти территорий.
Конечно, в нашем городе есть красивые парки и скверы. Но не все территории, внесенные в реестр, оказались достойными звания ОТОП. Некоторые «скверы» скорее заслуживают название «пустыри».
Например, «сквер» между домами 13а и 15а по улице Советской Армии. Эта территория имеет идентификационный номер 3-Ав-Ск. Чтобы назвать это место сквером, нужно обладать большим воображением.
Три дерева, четыре киоска, и трогательно торчащие из травы желтые цветы, посаженные, наверное, кем-то, кто здесь рядом работает – вот все благоустройство.
Следует отметить, что на озелененных территориях общего пользования запрещается торговля и иная предпринимательская деятельность, установка палаток и иных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности без проведения необходимых мероприятий по благоустройству и озеленению территории, а также без специального разрешения органов местного самоуправления (п. 9.3.2. Закона "Об охране озелененных территорий Нижегородской области").
Еще один «сквер» поджидал экологов по пути к канатной дороге. Это даже не пустырь, а небольшой "убитый" газон. Здесь осталось всего одно дерево, благоустройство отсутствует, значительная часть территории вытоптана и укатана машинами. Судя по схеме, со времени внесения в Перечень и Реестр фактическая площадь этой ОТОП радикально уменьшилась, и теперь она явно менее 500 кв. м, требуемых согласно п. 2.2 Порядка ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода.
Также только удивление вызывает то, что одинокая ель перед кинотеатром «Октябрь» до сих пор называется сквером (ОТОП 27-Нж-ск).
Не соответствует критериям ОТОП и сквер на улице Чаадаева (23-Мс-ск). Фактическая озелененная территория должна составлять не менее 70 % ОТОП, здесь явно нет и половины – все заложено брусчаткой.
Ещё один интересный пример – площадь Лядова. Да, островок зелени посреди площади – тоже ОТОП. И не важно, что к нему нет ни одного пешеходного перехода – дорожку вокруг него проложили же? Проложили. Ну, гуляйте теперь, кто осмелится.
Как можно гулять по трубе Зеленского съезда и трубе Похвалинского съезда – тоже, мягко говоря, непонятно. Однако это ОТОПы.
И Нижне-Волжская набережная также пока представляет собой «зеленую пустыню», поскольку большей частью представлена газоном с количеством деревьев и кустарников. Формально критерии ОТОП соблюдены, поскольку газонное покрытие также считается «фактически озелененной площадью». Но на практике получается, что гуляющим негде спрятаться в тень, что крайне неудобно жаркими летними днями, когда эта территория и используется для прогулок максимальным количеством людей. Мы не в коем случае не предлагаем её исключать, конечно – у этой территории высокий рекреационный потенциал, и она могла бы быть одной из визитных карточек города, при должном благоустройстве. Но пока это плац.
Особый случай – ОТОП 17-Мс-Ск, сквер без названия на Московском шоссе у дома 181. Это бывший детский сад, сейчас тут расположено несколько строительных фирм, и «сквер» используется как внутренний двор. Из благоустройства здесь только оборудованное место для курения. А самое главное – территория окружена забором, т.е. идти тут некуда. Как-то с трудом представляешь себе, что в этот двор зарулит мама с коляской, или зайдет посидеть на лавочке пенсионер. Если под сквером понимать озелененную территорию, "являющуюся элементом оформления площади, общественного центра, и предназначенную для организации пешеходного движения и кратковременного отдыха" (согласно Порядку ведения Реестра озелененных территорий общего пользования Нижегородской области), то 17-Мс-Ск не может называться сквером, поскольку здесь нет пешеходного движения.
Существенная часть ОТОП, занесенных в городской Перечень и областной Реестр, должна бы быть отнесена к категории озелененных территорий специального назначения – насаждений вдоль автомобильных дорог, поскольку выполняют экологические функции: способствуют очищению воздуха от выхлопных газов и снижению уровня шума, и поэтому мало пригодны для рекреационных целей.
Наиболее интересным примером таких ОТОП является 11-Кн-Ск, Канавинский район, озелененная территория вдоль Московского шоссе, расположенная недалеко от Московского вокзала. Московское шоссе является частью федеральной трассы, и автомобильное движение в этом месте чрезвычайно интенсивное, что должно приводить к загрязнению воздуха. На этой территории оборудованы дорожки для прогулок, и есть даже детская площадка, что кажется исследователям неправильным.
- Но самое главное - мы видим, что налицо очевидные «приписки» - в озелененные территории общего пользования записываются территории, не всегда этого достойные, площадь некоторых преувеличивается (ведь должно быть 70% фактического озеленения – значит, можно приписать 30% брусчатки), и т.д. Все это делается, чтобы любой ценой достичь норматива, - говорится в исследовании, - Но, конечно же, сквером на площади Лядова и Зеленским съездом из 4 квадратных метров на человека 16 не сделаешь, как ни натягивай. Глядя на карту, мы видим, что более половины суммарной площади всех ОТОП Нижнего Новгорода, внесенных в Реестр, составляет площадь городских лесов (около 1000 га).
Также сотрудники экоцентра считают неправомерным отнесение к ОТОП большого количества городских и пригородных лесов, которые дали этот прирост в обеспеченности нижегородцев озелененными территориями общего пользования, поскольку СП 42.13330.2011. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» указывает, что городские леса, которые следует преобразовывать в лесопарки, должны включаться дополнительно и не более 5 кв. м на человека, в нижнем же Новгороде получается, что на каждого жителя приходится около 9 кв. м лесов на человека, которые посчитаны не дополнительно, а вошли в норматив.
И что это за леса?
В ОТОП (красный цвет) вошли все кусочки зелени, по каким-то причинам не вошедшие в ООПТ (зеленый цвет), но находящиеся в городской черте. Это многочисленные вновь выявленные «рекреационно-природные территории» в Сормовском, Московском, Канавинском и Автозаводском районах, а также две территории в Приокском районе. Эти территории мало доступны населению города, поскольку это окраины, и посещать их очень неудобно, благоустройство на этих территориях отсутствует.
Конечно, человек с машиной может добраться до самых укромных лесных уголков – но человек и с машиной и до Керженского заповедника, например, может добраться, не включить ли его в городские ОТОПы?
Вхождение эти лесов в Реестр мы считаем проявлением формализма со стороны городской администрации, стремящейся любыми путями достичь норматива в 16 кв м озелененных территорий общего пользования на человека. Мы будем настаивать на исключении большей части этих ОТОП из областного Реестра.
Вот, например, 3-Ав-Р, Автозаводский район. Данная территория расположена на берегу реки Оки, состоит из двух участков, разделенных оживленной трассой (выезд с Богородского моста), какие-либо спуски и заезды с трассы на территорию не предусмотрены. Проникнуть на территорию возможно только через поселок Нагулино (около 2 км через ООПТ Гнилицкие дачи и Таланова роща) для одного участка, и через поселок Гнилицы (около 1 км через ООПТ Гнилицкие дачи) для другого участка. Сообщение между участками невозможно. Таким образом пешеходная доступность территории для большинства населения Нижнего Новгорода отсутствует (кроме населения соответственно поселков Нагулино, Гнилицы и Стригино).
- Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к выводу, что фактическая площадь озелененных территорий общего пользования гораздо меньше официальной, - говорит наша собеседница, - С одной стороны, внесение какой-либо озелененной территории в областной Реестр – это положительное явление, поскольку эта территория сразу попадает под защиту областного закона «Об охране озелененных территорий Нижегородской области», на ней запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на данные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, площадь этой озелененной территории не может быть уменьшена.
С другой стороны, достижение Нижним Новгородом норматива по обеспеченности населения озелененными территориями общего пользования снижает ценность (в глазах городской администрации) остальных городских озелененных территорий, ведь если норматив достигнут, незачем ещё увеличивать озеленение в городе, и какими-то территориями можно и пожертвовать в пользу застройщиков. Таким образом появляется возможность уничтожения и застройки некоторых озелененных территорий, не попавших в Реестр.
В целом обеспеченность нижегородцев озелененными территориями общего пользования исследователи оценивают в 6,25 кв. м на одного человека, что в 2,5 раза меньше норматива.