Нижегородские СМИ продолжают рассказывать о программе комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), которая была принята гордумой еще 27 ноября. Очередной "всплеск" сообщений о том, что к 2030 году у нас будет построено шесть новых станций метро и появятся скоростные трамвайные трассы, пришелся на 6 декабря (видимо, был разослан пресс-релиз). Сообщения эти вселяют в нижегородцев ложные надежды: документ, мягко говоря, сырой. В частности, ПКРТИ предполагает сопоставимое с Москвой бюджетное финансирование, которого в Нижнем Новгороде нет и не предвидится. Да и разработана она жителем столицы (заметим, не организацией, а конкретным человеком), который получил за свои труды из бюджета Нижнего Новгорода 1,02 млн рублей.
О необходимости программы развития транспортной инфраструктуры чиновники говорят уже на протяжении нескольких лет. Ремонт и строительство остановок, автостанций, трамвайных путей носил и носит довольно хаотичный характер, нет понимания того, как это будет встроено в общую сеть и куда двигаться дальше. В общем, нужна четкая система.
В 2017 году городская администрация перешла от слов к конкретным поступкам. Муниципальный Центр организации дорожного движения разместил заказ на "выполнение научно-исследовательской работы" с целью создания ПКРТИ.
Закупка проходила не у единственного поставщика, а через форму электронного аукциона. То есть по идее должна была быть конкурентная борьба.
Но была она или нет? Сегодня практически вся информация об этом заказе отсутствует на сайте закупок. Нет протокола проведения электронного аукциона, нет протокола рассмотрения заявок. Какие организации заявлялись на эти торги, какую цену они предлагали – неизвестно.
Известно лишь, что победителем этого аукциона стал ИП Карасевич Сергей Николаевич. Конечная цена контракта – 1,02 млн рублей (начальная – 1,5 млн рублей). В том же 2017 году был заключен контракт.
Кандидат технических наук Сергей Карасевич проживает в Москве. Он известен тем, что за 1-2 млн берется делать транспортные стратегии для крупных городов и районов России. На его счету – схемы и программы развития транспорта для Татарстана, Владимира, Рязанской и Свердловской областей. Когда только успевает человек, непонятно. Видимо, кто-то помогает ему изучать состояние населенных пунктов – ну и заодно побеждать в конкурсах.
Из этого всего можно сделать вывод, что нижегородские чиновники, декларируя необходимость серьезной муниципальной программы, на основе которой будут приниматься жизненно важные для города решения, на самом деле не ставили задачу получить "на выходе" что-то серьезное. Иначе условия конкурса и начальная цена были бы иными.
Очевидно, с самого начала стояла задача получить некое исследование, с которым можно обивать столичные пороги с просьбами о финансировании. В этом смысле задача выполнена: в труде господина Карасевича обозначено максимальное количество необходимых станций метро, скоростных трамвайных линий, мостов и так далее. Даже ВСМ "Москва-Казань" здесь есть.
Но тогда непонятно, почему этот стратегический труд назван программой.
Впрочем, даже если рассматривать ПКРТИ как некую стратегию, она с трудом выдерживает какую-либо критику. Достаточно сказать, что показатели в разбивке по годам противоречат программе "Безопасные и качественные дороги" (о чем заявил недавно депутат Евгений Лазарев), общая экономическая ситуация в городе, по мнению господина Карасевича, "стабильная и благоприятная", ну а объем финансирования из муниципального бюджета должен составить… 307 миллиардов (!) рублей. Легко такое планировать из Москвы, которая в 2017 году отрыла 17 новых станций метро, а в 2019 году имеет более 600 млрд рублей на развитие транспортной инфраструктуры. А между тем, в проекте реального бюджета Нижнего Новгорода на развитие транспортной инфраструктуры в 2020 году заложено всего 2,5 млрд рублей.
Вместе с тем, когда кандидат технических наук Сергей Карасевич выполнил свою научно-исследовательскую работу (а случилось это в 2018 году), городские чиновники и депутаты продолжили относиться к ней как к жизнеспособной муниципальной программе. Недавно, например, председатель думской комиссии по транспорту Станислав Прокопович заявил:
“Значимость программы колоссальная, она носит социальный характер. Без этой программы мы будем, действительно, недофинансироваться".
Начиная с ноября 2018 года главы профильных департаментов Елена Кузнецова и Роман Колосов зачитали в стенах гордумы доклады, посвященные ПКРТИ.
Депутаты требовали непосредственно документа. Но до осени 2019 года их уверяли в том, что в программу вносятся некие правки.
Только в сентябре 2019 года комиссию по транспорту гордумы ознакомили с работой господина Карасевича – тогда же ее опубликовали в газете "День города" и выложили на сайте представительного органа. При этом показатели, которых необходимо достигнуть, расписаны в ней начиная с 2018 года. Это наводит на мысль, что ни в 2018, ни в 2019 году документ не дорабатывался.
Не дорабатывался он и с сентября по настоящее время, хотя депутаты, ознакомившись с ним, настаивали на необходимости существенных и многочисленных правок – и чиновники это не оспаривали. Мы уже рассказывали о том, что на заседании профильной комиссии 26 ноября народные избранники упрекнули документ в отсутствии конкретики – в частности, по финансированию строительства метро.
Представители мэрии согласились, что ПКРТИ надо дорабатывать… Но когда-нибудь потом. А вот сейчас ее кровь из носу нужно принять. По словам директора департамента транспорта Елены Лекомцевой, город участвует в неком федеральном инвестиционном проекте. Чтобы получить шанс на финансирование, до 13 декабря надо отправить в Москву документ, регламентирующий комплексное развитие транспорта. Кроме труда ученого Карасевича, заказанного, видимо, именно с такими "презентационными" целями, отправлять больше нечего.
На заседании гордумы депутаты, крайне недовольные качеством программы развития транспортной инфраструктуры, пошли чиновникам навстречу и приняли ее.
Таким образом, у города есть теперь действующий стратегический документ с фантастическими показателями, известный как "ПКРТИ", но нет реальной муниципальной программы. При этом у чиновников мэрии было достаточно времени и ресурсов, чтобы доработать документ и сделать показатели адекватными, но они этого не сделали. Неужели администрация мэра Владимира Панова и впрямь надеется на финансирование по этой "научно-исследовательской работе"?
Где-нибудь в 2020-2021 годах, когда станет ясно, что для получения реальных денег нужен реальный документ, муниципальную программу развития транспортной инфраструктуры придется все-таки разработать. Вопрос лишь в том, кто это будет делать: местные чиновники или опять столичные ученые мужи. Непонятно также, как она будет называться. Адекватное название уже "занято" кое-чем другим.
Фото: сайт городской думы
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на новости нашего информационного агентства в социальных сетях: Facebook, Telegram, Вконтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен. Будем рады вашим комментариям, нам важно знать ваше мнение о событиях города и региона.