Эксперт-мониторинг событий 6 – 11 апреля 2020 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – третье обращение Путина в связи с ситуацией в стране
Как отмечает эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов, объявленная видеоконференция с губернаторами стала поводом для очередного телеобращения президента к россиянам.
"Такой формат общения становится уже системным контактом с обществом, приближая к нему механизм управления страной, в тоже время формируя устойчивые общественные отношения к деятельности органов федеральной власти. В отличие от предшествующего третье обращение Путина было более развернутым и содержало конкретные меры поддержки населения, прежде всего социального характера. При этом присутствовала мобилизационная тональность борьбы с угрозой коронавируса. Конкретная материальная помощь со стороны федерального центра сегодня важна и для Нижегородской области, так как требуемые меры поддержки в самое ближайшее время станут серьезным обременением для регионального бюджета и потребуют существенной корректировки его основных статей", - подчеркнул он.
"В то же время в обращении Путина отсутствовали экономические предложения по поддержке малого и среднего коммуникационного бизнеса, который в наибольшей степени страдает сегодня от сложившейся ситуации. Была оговорка, что правительство подготовит пакет предложений в пятидневный срок (к 20 апреля), при этом само правительство обещало представить этот пакет как раз к моменту выступления президента. Вероятно, такая не стыковка и отсрочка важного документа была связана с необходимостью определения ситуации на нефтяном рынке. В случае ее стабилизации и получения дополнительных финансовых перспектив, можно ожидать реальные экономические меры поддержки. Проекты подобных мер, которые сегодня обсуждаются в профессиональной среде, предусматривают заморозку основных налогов и прямую финансовую помощь субъектам малого и среднего бизнеса, а также ослабление финансовой нагрузки для всего населения страны. Очевидно, что это потребует серьезных затрат. Решится ли федеральная власть на эти действия – это вопрос для будущего выступления президента", - считает эксперт.
"Если нет, то вероятен сценарий отсеивания экономического планктона от государственного корабля при сохранении популистских социальных выплат. Примечательной деталью выступления Путина явился тезис концовки про печенегов и половцев. Историческая параллель с ситуацией XXI века вызвала широкий резонанс в связи со своей парадоксальностью, что лишний раз свидетельствует о реальной нестандартности ситуации, в которой оказалась Россия", - резюмировал эксперт.
Региональная тема – определение "соответствующей территории" и меры защиты от COVID-19 в Нижегородской области
"Губернатор Глеб Никитин предпринимает броские и активные действия в ситуации борьбы с коронавирусом. Из самых реальных примеров этого стало определение "соответствующей территории" по COVID-19 в Нижегородской области, из которой стали понятны географические масштабы распространения заразы в регионе. Отметим, что при всей внешней открытости действий областной власти до сих пор отсутствует информация о масштабах региональной пандемии – власти всех уровней отказываются предоставлять информации о количестве заражений на конкретной соответствующей территории", - комментирует эксперт "Минин-центр" Игорь Соловьев.
"Ссылки на закрытость личной информации пациентов на фоне введения суперперсонифицированных QR-кодов для выхода из дома только вызывают дополнительные вопросы к эффективности действий власти. Если же оценивать действия губернатора Никитина за недельный период после предоставления региональной свободы действий, то можно отметить ряд характерных особенностей. Первое. Явная противоречивость принимаемых решений. С одной стороны сохранение установки на жесткую самоизоляцию граждан. Яркий пример сохранения обязательности QR-кодов при выходе из дома и угрозы применения штрафов за нарушение режима самоизоляции. С другой стороны, введение социальных работ, которые предусматривают вовлечение значительной части пострадавшего населения в процесс социальной коммуникации, что явно противоречит логике самоизоляции. При этом отметим, что сам региональный пакет мер поддержки самозанятых и бизнеса вызывает вопрос о моральной корректности тезиса борьбы с халявой при получении социальных средств на фоне действий властей", - продолжил эксперт.
"Второе. Забюрократизированность процесса и попытки создать видимость благополучия на фоне очевидных проблем. Яркий пример – дистанционное школьное обучение, о котором вначале бодро отрапортовали. Система оказалась не готова к нему, и фактически процесс превратился в хаос, при котором сложно говорить о качестве обучения. Навязанные учителям сверху многочисленные и платные для бюджета электронные платформы обучения оказались фактически неработоспособными, управленческий аппарат образования не смог перестроиться на работу в нестандартной ситуации, вся его деятельность свелась к противоречивым указаниям и попыткам контроля аморфного процесса. Главная проблема – это отсутствие свободы и препятствия педагогам проявлять инициативу. О необходимости самостоятельности учителей и использования отработанных технических средств обучения в кризисных условиях опытные педагоги предупреждали в начале объявления школьных каникул. Это могло бы стать нормальной практикой обучения вместо бюрократического хаоса, ставящего педагогов, учеников и их родителей в ситуацию когнитивного стресса", - считает Соловьев.
"И третье. Внешний популизм при отсутствии реальных механизмов нормализации экономической ситуации. Многие провозглашаемые экономические меры поддержки носят или косвенный характер, или не подкреплены долговременной финансовой базой. При всей внешней масштабности областного пакета экономических мер поддержки (основанных на федеральной требованиях) в более чем 700 млн рублей, в выступлении Глеба Никитита на селекторном совещании с президентом четко прозвучала просьба компенсации этих расходов областного бюджета, для сохранения дальнейшего нормального развития области. Очевидно, что отсутствие реальных экономических действий выхода из кризиса, который еще не достиг пика – это следствие федеральной ситуации.В то же самое время предоставляемая сегодня свобода действий регионам дает им прекрасные возможности для самореализации. С опорой на собственные силы и соучастие граждан в этом процессе. Тем более наш Нижегородский регион в контексте сравнения с печенегами и половцами имеет хорошие традиции решения федеральных кризисов с регионального уровня – Минин и Пожарский в свое время все-таки решили не изучать дистанционно польский язык, а предложили земский вариант объединения российского общества для кардинального решения кризиса. Сегодня же от действий областной власти складывается впечатление имитации бурной деятельности, ориентированной на создание внешне привлекательной картинки. Это подтверждает и социология. Общественное мнение неоднозначно оценивает действия региональной власти по стабилизации ситуации. Минимум что сегодня общество ждет – понимания реальности предлагаемых мер выхода не столько из эпидемического, сколько из экономического кризиса. Кстати, нижегородский регион к сожалению вошел ТОП регионов, где вирус динамично размножается", - подытожил эксперт.
Муниципальная тема – организация работы муниципалитетов в условиях самоизоляции
"Предприятия Нижнего Новгорода и муниципалитетов области продолжают работу в сложных условиях борьбы с коронавирусом. Уже несколько тысяч предприятий областного центра получили разрешение на работу. Отказано было в продолжении деятельности в условиях распространения вируса 206 организациям. Очевидно, что приостановка экономической деятельности для многих организаций сегодня – это вопрос выживания. В этой связи многие стремятся получить необходимое разрешение, несмотря на все риски и ограничения", - комментирует эксперт "Минин-центра" Вадим Андрюхин.
"Возникают естественные вопросы к работе некоторых организаций, профиль которых явно не укладывается в список необходимых для обеспечения жизнедеятельности в условиях ограничений коммуникаций. С другой стороны, существует очевидные проблемы с профилактикой коронавируса – нет четких показателей проведения самоизоляции и работы соответствующих служб. К сожалению, примечательно в этой связи, что очагами заражения становятся органы власти и ряд лечебных учреждений. Так произошло с областной прокуратурой и больницами в Нижнем Новгороде, на Бору и в Сарове. Поэтому очевидно, что сегодня более чем актуален вопрос нахождения баланса между угрозой полной парализации жизнеобеспечения и безопасностью граждан. В этой связи позиции муниципалитетов пока выглядят слабо и во многом они не дотягивают до требований стандартов, выдвигаемых региональной властью в борьбе с вирусом и уровню работы в условиях самоизоляции", - считает эксперт.