От большинства из нас такие понятия, как «атомный ледокол» и «Арктика» – неизмеримо далеки и абстрактны. Мы знаем, что это есть где-то на севере нашей страны. И сразу в голове возникает вопрос – ледоколы? Атомные ледоколы? Они нам ещё зачем-то нужны? Всё ведь давно исследовано, белых пятен на земле практически нет, тогда зачем? Потом, конечно, вспоминаем, что есть Северный морской путь, перевозка грузов, замерзающие моря, наука – и всё встаёт на свои места.
ФГУП «Атомфлот» (предприятие госкорпорации «Росатом») занимается именно этим. Сопровождение судов в акватории Северных морей. Сопровождение научных экспедиций и туризм. А журналистский «десант» из Нижнего здесь совсем не случаен: у всей этой суровой северной истории есть и нижегородские корни.
Штаб-квартира и представители «Атомфлота» в Мурманске принимали нас открыто и даже как-то весело. Показывать свои атомные ледоколы здесь явно любят и делают это с удовольствием, особенно когда разговор заходит о превосходных степенях и масштабах. Оно и понятно – ледоколы должны быть большими, иначе никак. Но для человека, который за всю жизнь больше трёхпалубного речного теплохода судов не видел, стоящий в доке абсолютно рабочий атомный ледокол «50 лет Победы» - это, несомненно, шок и трепет. Потому что когда уже устал подниматься по бесконечным лестницам, и тут выясняется, что ты едва поднялся до ватерлинии – вот здесь и начинаются превосходные степени и масштабы.
Высота девятиэтажного дома – это звучит скучно, и сравнивать не хочется. Такие масштабы надо ощущать руками, ногами и глазами.
Ледокол – фотографии которого сегодня на всех рекламных проспектах «Атомфлота» - действительно огромен, и находясь в его рубке поневоле ощущаешь себя хоть чуть-чуть причастным к его славе, достижениям, температурам и широтам, в которых он находится постоянно. Совсем недавно он вернулся из юбилейного похода к Северному полюсу. 40 лет назад один из первых атомоходов «Арктика» достиг крайней северной точки планеты. В этом году ледокол «50 лет Победы» повторил его поход. И когда стоишь в рубке и оглядываешься – невольно ищешь какие-то следы его пребывания там, на полюсе.
К Нижнему Новгороду всё вышесказанное имеет самое непосредственное отношение. Дело в том, что реакторные установки для судов «Атомфлота» проектируют и изготавливают здесь, в нашем городе, на АО «ОКБМ Африкантов». Более того, именно здесь был изготовлен самый первый ледокольный реактор для самого первого в мире атомохода «Ленин».
Сейчас атомный ледокол «Ленин» - это музей, но подходя к пирсу и задирая голову чтобы хоть попытаться его осмотреть полностью, понимаешь, что он и сейчас – «первый в мире». 31 год работы во льдах. С 1990 года на вечной стоянке в Мурманске.
Внутри – абсолютное погружение в эпоху. Отделка ценными породами древесины, вальяжные и широкие лестницы, немыслимые на промышленных и рабочих судах. Кабинеты, залы, красные ковровые дорожки, тяжёлая деревянная мебель, сукно, занавеси.
Символ эпохи по-прежнему внушает уважение. Он полон воспоминаний и гордости, и явно имеет на это право; и в какой-то момент понимаешь, что информационные интрактивные стенды, компьютерные программы имитации прохождения ледокола через замёрзшие моря и прочие светящиеся и перемигивающиеся локации – это всё очень современное и не родное для него. Это - для туристов, для любителей поглазеть и пофотографировать. А настоящая история и эпоха – здесь, в толстых деревянных перилах и металлических картах Арктики в полстены. В рояле в каюткомпании. В тяжёлых рукоятках машинного телеграфа и громоздких трубках внутренней корабельной связи.
Сегодняшний ледокольный флот страны – это заслуженные ветераны и строящаяся молодёжь.
Ветераны – это «Ямал» и «50 лет Победы» - с двухреакторными энергетическими установками, однореакторные «Таймыр» и «Вайгач» , атомный лихтеровоз «Севморпуть». Им на смену уже строятся и спускаются на воду атомоходы нового поколения. «Арктика» - головной ледокол серии, - спущен на воду в прошлом году, сейчас достраивается и уже оснащён «атомным сердцем» - двухреакторной энергетической установкой РИТМ-200 мощностью 175 МВт. В этом году спущен на воду первый серийный ледокол «Сибирь». В названиях запутаться немудрено, поскольку и «Арктика» и «Сибирь» - это имена легендарных атомоходов прошлого, которые своё историческое и промышленное слово уже сказали и передали эстафету поколению новому. Передали вместе с легендарными именами.
Здесь, в Мурманске, не очень любят слово «единственные в мире». Усмехаются и добавляют – ну это же само собой разумеется, ни одна страна мира ледокольного атомного флота не имеет. Давайте называть нас просто «уникальными». Но при всей уникальности, именно на этих огромных махинах держится Северный морской путь. Безопасность и продление навигации, транспортировка сырья по руслам замерзающих рек и через северные моря от предприятий добычи к заводам переработки. Северный путь - как альтернатива - Атлантическому и Тихоокеанскому через Суэцкий и Панамский каналы, потому что севером короче вдвое. И перспектива – разработка арктических углеводородов.
Это, конечно, опять очень далёкие от большинства из нас материи и понятия. Арктика для многих начинается и заканчивается мультфильмом про медвежонка Умку. Но на самом деле – большой и такой далёкий от нас Северный морской путь начинается здесь, в Нижнем Новгороде, где для знаменитых ледоколов делают атомные реакторы. Понятно, что реакторные установки для ледокольного флота – это только часть, одно из направлений работы ОКБМ, но зато каким ветром и славой овеяны эти реакторные установки, макеты которых в музее ОКБМ скромны и схематичны. А теперь и вы, увидев в интернете или в телевизоре характерные очертания атомохода, разламывающего лёд, можете гордо сказать – а реакторы-то наши на них стоят! И это будет абсолютная правда.
Роман Голотвин