Подсмотрели у Ивана Урганта способ названия рубрик и теперь с гордостью представляем: "Считаем с Нижним. Сейчас!". В рамках этого недоумения несколько пришибленных гуманитариев будут пытаться оценить траты бюджетных денег по шкале от "Норм!" до "Вы там совсем охренели?!" Оценки будут выставляться на уровне подростковой субъективности. Очевидно, что участие в этой рубрике поддается любым взяткам, подкупам и угрозам, поэтому если у вас есть, за что купить наше честное и беспристрастное мнение - милости просим. Дорого. Интим предлагать.
Сегодня мы подсчитаем и поймем следующее: 37 миллионов в год на обслуживание светофоров - это "Норм!" или "Вы там совсем охренели"?!
Раунд 1: Госзакупка
Зеваем, потягиваемся и идём на недавно обновленный портал госзакупок. Ребрендинг выглядит мерзотненько, но зато разработчики сделали сайт более удобным. Находим наше казённое учреждение - "Центр организации дорожного движения". Этот центр ежегодно осуществляет одинаковые действия, доведенные до автоматизма. Каждый год в феврале происходят автоплатежи, и тёплые цифровые миллионы оседают в компании "Специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение" (СМЭУ) Эти ребята во главе с неким Игорем Канаевым целый год обслуживают светофорные объекты и поддерживают в музейном состоянии дорожные знаки. О том, как они это делают, мы поговорим ниже, а пока нам нужно понять, почему формат данной закупки относится к "прямым закупкам у единственного поставщика".
Читаем закон и выясняем условия:
- При небольшой стоимости продукции или услуг. (Зачем устраивать крупный аукцион, когда нужно лампочку в туалете сменить)
- Естественная монополия. (Когда товары или услуги есть только у одной компании в стране)
- Исключительные права. (Для государственных и муниципальных компаний с конституционной регулировкой цен)
- СРОЧНА!!1 (Например, когда произошла крупная авария и на ее ликвидацию выделяются бюджетные деньги)
Попробуем понять, относится ли "обслуживание светофоров в г. Н. Новгород" к какой-нибудь из этих категорий. Общая стоимость контракта - 50 901 941 рублей, что сразу выкорчевывает первый пункт. К категории "естественная монополия", как не хотелось бы нашим управленцам, такая услуга тоже не относится. Все компании, подпадающие под это понятие, описаны в законе "о естественных монополиях" - читать здесь. Никаких исключительных прав на эту продукцию и на её эксплуатацию СМЭУ не имеет, даже если все необходимые компоненты есть только у них в городе. Цена на обслуживание светофоров государством не регулируется, поэтому третий пункт растоптан. Ну и в последние годы не происходило ни одного торнадо, которое бы избирательно унесло в невиданные края все городские светофоры.
Может быть мы чего-то не знаем, и все подобные закупки по всей стране осуществляются у "единственного поставщика"? Проверить можно парой кликов - вбиваем в поиск слово "светофор" и сортируем по цене.
Как видите, во всех городах России проводится обычный аукцион. Ай-яй-яй...
Раунд 2: Стоимость
Точное количество денег, которое выделяется из бюджета частной(!) компании СМЭУ на поддержку светофоров в трезвости и бодром здравии - 37 825 890.00 рублей. Эти монструозные цифры объясняются в приложениях к данной закупке, скриншот которой мы вам любезно предоставляем:
Отсюда мы узнаем кислую подробность - Нижний Новгород разукрашен 457 светофорами. На каждый светофор ежегодно тратится 82 770 рублей, вроде немного... Но тут и возникает вопрос - почему деньги столь равномерно распределены на каждый светофор. Получается, что какой-нибудь ржавый цветик-семицветик с лампочками ильича сжирает столько же денег, сколько и новомодная светодиодная блестяшка, которая находится на гарантии. Вывод напрашивается простой - в эти деньги НЕ заложен мгновенный ремонт этих светофоров! На вышеуказанную сумму над каждым светофором будут выполнять работы, которые соответствуют регламенту. Такой регламент найти несложно, ознакомьтесь, если интересно. Светофор два раза в год моется, один раз красится, замеряется напряжение, меняются лампочки и другая муторная мелочевка. А теперь вспомните, насколько часто вы видите, чтобы светофор рядом с вашим домом кем-то обслуживался? Не помните? Ну и ладно.
Искуситель НС: А почему бы не взять все эти деньги, а потом ничего не делать, если только не припрёт окончательно?! Ну что, кто-то будет парится по поводу светофора на какой-нибудь Сортировке? Или может есть контролирующие органы, которые пристально следят за чистотой, покраской и напряжением в регуляторах?
Раунд 3: Работа
Однажды мы уже разразились желчной статьей о состоянии светофорного букета с Нижегородских полей. Читайте её здесь. Светофоры до сих пор ломаются практически в ежедневном режиме, оставляя бесхозными и опасными несколько важнейших городских перекрестков. Взять хотя бы "великий шёлковый путь" - губернаторскую дорогу по улице Родионова. Даже на ней постоянно случаются подобные эксцессы - перекресток с Бринского и Лысогорской, пл. Сенная, ул. Фруктовая - любой из этих светофоров драматически важен для безопасности жителей города, но они выключаются от дуновений ветра, дождя, летающих пакетов, пыли, тяжелых кавказских взглядов, статического электричества и вспышек на солнце.
Эти утверждения субъективны и являются следствием простых городских передвижений. У нас нет посекундных выкладок о поломках светофоров, но постоянное общение с таксистами наводит на определенные мысли о работе СМЭУ в целом.
К.О.
Целью данной статьи не является какое-либо заочное или незаочное обвинение. Нет нарушений закона, вселенских несправедливостей или чего-то подобного, но нам почему-то кажется, что на ситуацию с городскими светофорами стоит обратить пристальное внимание. Слишком много странностей, которые никак не объясняются. Никто даже не задумывается о том, что если бы объявили обычный открытый аукцион - на нем могла бы победить какая-нибудь другая компания из другого города, которая, вероятно, сделала бы дешевле и качественней. Все-таки, простите за провинциальный пафос, светофоры ежедневно спасают уйму жизней. М?