"И вот в этом, простите, г…, я должен купать ребенка?..", - гневно вопрошает на видео житель Московского района 22 сентября 2020 года, открывая кран с горячей водой. Но, увы, это не разовые неполадки. Это ежегодная проблема начала отопительного сезона во многих районах Нижнего Новгорода, особенно в заречной части. Это ежегодные проблемы, сопровождающие запуск тепла в дома. Но вот уже наступил ноябрь, а ржавый поток, в котором невозможно ни умыться, ни принять ванну, закончился не во всех квартирах нижегородцев. Справедливо ли платить за такую воду?
50 оттенков ржавого
В сентябре жители делились кадрами наполненных ржавой водой ванн и раковин, называя это и "шоколадом", и "какао", и "кофе". Вид полностью коричневой непрозрачной воды, действительно, шокирует: на дворе XXI век. Вот только некоторые факты по ссылкам: Ржавой водой из крана затопило сегодня заречную часть Нижнего Новгорода, Нижегородцы вынуждены мыться "шоколадной" водой. Подборка фото из разных районов города, Плохое качество горячей воды. Как решить проблему?
Горожане проявляют остроумие в комментариях и видеороликах, которое, наверное, их и спасает от отчаяния. Например, в саркастичном видеосюжете блогера "Будущий мэр" на двери повешено такое вот объявление о графике подачи в квартиры напитков:
Однако, невзирая на современный уровень технического прогресса, коммунальные трубы, как отметил новый глава администрации Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев, изношены на 80% и служат (постоянно на грани катастрофы) еще с советских 70-х годов. С того же времени достался и странный способ присоединения систем горячего водоснабжения тепловой сети– "открытым способом". Из одной и той же трубы, по словам директора департамента жилья и инженерной инфраструктуры администрации Нижнего Новгорода Павла Маркова, подбирается теплоноситель и на горячее водоснабжение, и на отопление.
Наследие – это не судьба
Но это лишь последствия ошибки проектировщиков советского времени. Однако они могли бы быть решены, будь на то политическая воля администрации города. Настоящая проблема в том, что власть не способна решить вопрос со структурами, владельцы которых вхожи в любые кабинеты страны, а ведь именно принадлежащие им сети несут по трубам от источника проблемы опасную воду.
Вместо реальной программы, серьезных управленческих и инвестиционных решений, администрация пытается переложить решение проблемы на плечи граждан. По мнению муниципалитета, решением данного вопроса может быть установка индивидуального теплового пункта. Для этого необходимо согласие собственников жилых помещений. "Идею" уже который год вынашивают ведомства ЖКХ муниципалитета и областной администрации совместно. То есть проблему с непригодной ни для каких целей водой жители должны решить сами, за свой счет, устанавливая индивидуальные тепловые пункты в домах, то есть, по сути, отапливая себя сами. Стоят установки таких индивидуальных теплопунктов (ИТП) от 1,5 млн до 3 млн рублей. Недешево.
Надо отметить, что наблюдается прямая заинтересованность в этой установке от "Теплоэнерго" – его представители уже говорили о таких установках. Если сейчас граждане регулярно оплачивают все инвестиционные надбавки, покрывающие издержки мутных цессий и слияний, продажи активов и, конечно же, обычные счета за тепло и воду, и при этом "Теплоэнерго" лоббирует установки, очевидно, что для монополиста-поставщика они еще более "привлекательны". Как умеет "Теплоэнерго" продавливать свои интересы, мы помним хотя бы по "программе" компании по установке жителям общедомовых приборов тепла, которые в среднем на 50% были дороже средней рыночной цены. А послегарантийного срока эти приборы синхронно "умирали", вынуждая жителей тратить деньги снова.
Умойтесь! Мы еще и не так можем…
"Кредитная история" работы поставщиков коммунальных услуг и их "эффективность" не перестают возмущать горожан цинизмом. Кажется, нет сектора, где бы их работа показывала удовлетворительный результат. И беспрецедентный "опыт" по перманентным авариям и отключениям тепла во многих районах города в разгар зимы 2019 год мало чему научил.
Тепловые сети стали самым слабым звеном в системе ЖКХ в последнее время: повсеместно перерытые дороги и тротуары из-за аварий и ремонтных работ зачастую ставили город в многочасовые пробки летом. Несмотря на запреты, плановые ремонты проводят даже после старта отопительного сезона. А холодная вода как текла от котельных, так и течет по сей день, несмотря на начало ноября и холод в некоторых домах и квартирах. Вопросы от горожан, куда же идут деньги, которые они вносят за тепло и воду, растут по экспоненте, но ответов ни от поставщиков-монополистов, ни от администрации, ни от депутатов городской думы вменяемых нет. При том, что 100% собственником и "Теплоэнерго" и "Водоканала" является муниципалитет.
И никак не может, видимо, мэрия повлиять на подконтрольную себе организацию. Статистика отключений тепловых сетей, публикуемая ГУ МЧС ежедневно, свидетельствует, что аварии и отключения происходят ежедневно, а чрезвычайные ситуации регулярно. Вот один из недавних примеров – за сутки 81 технологическое нарушение режимов работы объектов ЖКХ и энергетики, из них 45 плановых и 36 аварийных.
В МЧС не выделяют мелкие отключения от чрезвычайных. А по каким-то странным причинам и в СМИ далеко не всегда много информации о серьезных авариях ("просьбы" мэрии? привычка, выработавшая равнодушие?). Вот, например, 22 октября был отключен от тепла и горячего водоснабжения почти весь Нижегородский район. Это были плановые работы, которые, напомним, запрещены после начала отопительного сезона. В ходе этих работ рвануло магистральные сети на улице Студеной. По информации жителей, оставшихся без тепла и воды и звонивших повсюду, каких-либо объяснений им так и не дали. Например, на ул. Семашко тепло появилось только после 23:00. Вот что писали жители в сети в группе о проблемах ЖКХ "Союз собственников жилья в Нижегородской области": "Светлана Шартанова. Ул. Горького. Нет отопления с 12.00. В call-центре сначала вообще не знали причину, где-то в 17.00 выяснили что авария, и уже автоответчик отвечал, что подачу восстановят сегодня в 19.00. Сейчас отвечают, что только завтра (22.10.20) в 11.00! Сутки без отопления! И горячая вода чуть теплая!".
Где деньги и где выход?
А между тем, самый жирный кусок платежки, от 35% до 40%, достается тепловикам. В длинном списке коммунальных платежей строчка за отопление и горячее водоснабжения – самая большая.
Скоро будет год, как в стране царит коронавирус. Уровень жизни и платежеспособность граждан, согласно статистике, падает неуклонно и безнадежно каждый месяц. Растет открытая и скрытая безработица. Чем, если не цинизмом, можно назвать стремление власти повесить на жителей решение вопроса с ржавой водой? Причем этой недопустимой проблемой в цивилизованном обществе в XXI веке особо "осчастливлены" жители Канавинского, Московского и Сормовского районов – не самых "богатых" в городе. Именно им предлагается купить установки за 3,5 млн рублей, чтобы не докучать проблемами городской власти и поставщику – "Теплоэнерго", подконтрольному мэрии.
И все эти инициативы – на фоне в целом исправных и регулярных платежей от жителей и обещаний от тепловиков многомиллионных инвестиций в отрасль теплоснабжения.
Так может ли найтись в регионе та сила, которая, с одной стороны, поставит заслон неуемной жадности продавцов индивидуальных теплопунктов, а с другой – заставит владельцев источников ржавчины отремонтировать свои участки и подавать приемлемую для использования воду? Или же, как всегда, эту ношу возложат на безропотных горожан, а олигархи продолжат получать сверхприбыли, по сути, узаконивая грабеж?
Основное фото: соцсеть (Вадим Щуренков)