Ростех рассматривает значительную оптимизацию ОАК после его поглощения

Госкорпорация "Ростех", которая к весне 2020 года должна завершить полуторагодовой этап поглощения "Объединенной авиастроительной корпорации", подготовила для рассмотрения правительством России три варианта развития ОАК, пишет “Ъ” 2 октября 2019 года.

В качестве первоочередной меры все эти варианты предусматривают получение из бюджета 350 млрд рублей. Эти средства должны закрыть безнадежные долги: 182 млрд рублей убытков прошлых лет, 63 млрд рублей непокрытых инвестиций в НИОКР, 59 млрд рублей невыполненных обязательств заказчиков и 46 млрд рублей – облигации авиастроительной корпорации, выпущенные в 2011 году для покрытия дефицита.

По информации издания, общий банковский долг ОАК по состоянию на август 2019 года составлял 509 млрд рублей. Если субсидия будет предоставления, он сократится до 159 млрд рублей, из которых 89 млрд также потребуется реструктурировать.

Первый вариант развития предполагает очистку балансов предприятий от непрофильных активов, оптимизацию земельных участков и неиспользуемых производственных площадей, приведение складских запасов в соответствие с производственной программой. В "Ростехе" полагают, что такие меры улучшат финансовое состояние ОАК, но не решат проблемы в корне из-за "недостаточной загрузки и избыточной численности персонала", в связи с чем через несколько лет вновь потребуется поддержка из бюджета.

Второй вариант предусматривает сокращение числа предприятий конечной сборки и агрегатных заводов, а также значительной доли персонала. Так, в 2018 году на оплату труда пришлось около 60% расходов ОАК или 89,4 млрд рублей. Предполагается, что эти меры позволят без увеличения объемов заказов достичь безубыточности.

В госкорпорации считают необходимым сократить число низких переделов на авиазаводах, снизив их мощности и персонал, подобные меры предлагаются для конструкторских бюро с устранением дублирования разработок.

В третьем варианте "Ростех" кроме оптимизации рассчитывает на массированную господдержку спроса на российские самолеты. Так, предлагается создать авиакомпанию на базе Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая бы эксплуатировала только SSJ 100 и МС-21 и обслуживала региональные перевозки. От государства также необходимо будет субсидирование процентных ставок по кредитам и лизингу.

В военном сегменте "Ростех" намерен работать с минобороны по схеме "трейд-ин", министерство будет сдавать старый самолет ОАК, получать взамен новый, а старую технику будут модернизировать для продажи на внешнем рынке по сниженной цене. По оценке "Ростеха", такой сценарий позволит сделать отрасль вновь прибыльной и "вернуть позиции одного из крупнейших мировых производителей авиатехники".

В самом "Ростехе" заверяют, что пока ни один из указанных сценариев не они рассматривают как приоритетный. "С учетом реального экономического положения ОАК мы направили в ведомства максимально объективную картину и набор конкретных предложений. Отметим, что это не готовые решения, а именно сценарии", - пояснили в госкорпорации.

Там указали на низкую производительность труда в ОАК, которая, по их данным, в семь – десять раз ниже, чем у мировых конкурентов в лице европейской Airbus или американской Boeing. В ОАК заверили, что над повышением эффективности бизнеса уже работают, в том числе занимаются оптимизацией загрузки производственных мощностей и сокращением административно-управленческих издержек.

Создание авиакомпании на базе ГТЛК в "Ростехе" называют одной из мер, которая" может рассматриваться только в контексте всего комплекса действий". Источник “Ъ”, знакомый с обсуждением предложений "Ростеха" в правительстве, отмечает, что министр транспорта Евгений Дитрих оценивает проект негативно. В минтрансе подтвердили, что считают целесообразность проекта авиакомпании неочевидной. В секретариате профильного вице-премьера Максима Акимова говорят, что знают об идее "Ростеха", но "на сегодня она не имеет финансово-экономической проработки".

Добавим, что в Нижегородской области у "Объединенной авиастроительной корпорации" есть два предприятия. Это Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" – филиал Акционерного общества "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" и ОАО "170 РЗ СОП" ремонтный завод средств обеспечения полетов. "Сокол" занимается серийным производством военных и гражданских самолетов, а также модернизацией, ремонтом и продлением ресурса самолетов семейства "МиГ". Завод "170 РЗ СОП" занимается капитальным ремонтом средств обеспечения полетов, автомобилей, двигателей.

Напомним, распоряжение о передаче акций ОАК госкорпорации "Ростех" председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал 20 ноября 2018 года.

Фото: РСК "МиГ"

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на новости нашего информационного агентства в социальных сетях: Facebook, Telegram, Вконтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен. Будем рады вашим комментариям, нам важно знать ваше мнение о событиях города и региона.