Эксперт-мониторинг событий 26 – 30 ноября 2018 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – обострение отношений России с Украиной
Инцидент в Керченском проливе – событие федеральное и международное, с долговременными последствиями, прежде всего для самой России.
Как отметил эксперт "Минин-центра" профессор Олег Колобов, от событий подобного рода, к сожалению, Россия в дальнейшем не застрахована. "Сам же факт украинско-азовского инцидента требует осмысления с точки зрения развития украинского государства, взаимоотношений России и всего мира, и главное – ее будущего. Украинское руководство четко взяло линию на идентификацию по трем векторам развития: армия, вера и язык. Условный Запад, оказывая поддержку Украине, использует ее для решения собственных задач. При этом у Украины нет объективных обстоятельств для реализации державных амбиций. Для нее это тупиковый путь. Из происходящих российско-украинских взаимоотношений необходимо извлекать правильные выводы, – считает эксперт.
"Тактически – устанавливать жесткую реакцию на все провокации, которые еще будут по отношению к нашей стране. Стратегически – необходимо правильно оценивать наше прошлое и последовательно формировать наше будущее. Сегодня мы играем, как можем, но необходимо действовать, как полагается великой державе. Очевидно, что для этого российскому государству необходимо действовать в рамках стратегии прорывного развития", - добавил он.
"Когда есть подобная стратегии, тогда есть и основания того, чтобы в этом сложном мире утвердилась новая Россия. Сегодня наша страна должна активнее заниматься собой и своими проблемами. Для этого есть все возможности. Основой должна являться консолидация общества и государства. Это категорический императив! Внутренняя консолидирующая основа позволит продуктивно решать задачи разного уровня. Одновременно с этим нужно последовательно создавать условия, позволяющие привлекать к России разные силы и государства, в том числе, и такие, как Украина", - продолжил Олег Колобов.
"Внутренняя и внешнеполитическая привлекательность – фактор взаимодействия, прежде всего, для славянского мира. Но следует рассматривать это и шире. Исторически и стратегически Россия способна создать качественное состояние, которое русский философ Константин Леонтьев называл "цветущей сложностью не сливающихся в одно целое культур и наций". При практическом осознании этой глобальности и возникнет последовательность и умение договариваться, строить отношения, отстаивая свои интересы. На этом пути нас ждут длительные трудности, но они не постоянны", – заключил эксперт "Минин-центра".
Региональная тема – рассмотрение бюджета области на 2019 года нижегородским Законодательным собранием
Эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов напомнил, что это фактически первый бюджет, разработанный уже новым губернатором области.
"Бюджет одобрен в первом чтении, и поправки в него еще будут вноситься, но уже есть несколько заметных отличий от бюджетного планирования прошлых лет. Во-первых, для муниципалитетов – это, так называемый модельный принцип формирования межбюджетных отношений, когда доходная часть органов МСУ формируется с учетом конкретных потребностей. Выражением этого явилось увеличение доходных частей бюджетов некоторых муниципалитетов. Особенно это стало заметно для Нижнего Новгорода, который впервые получит от области 1,2 млрд рублей на сбалансированность бюджета.
И хотя это не снимает с повестки актуальный вопрос межбюджетных отношений в плане несбалансированности подушевого финансирования между дотационными муниципалитетами и муниципалитетами-донорами. Имеется в виду, что последние по параметру подушевого финансирования заметно отстают даже от среднеобластных показателей, притом, что в консолидированный бюджет вносят решающий вклад. Тем не менее, тенденция финансового выравнивания проявилась", - отметил он.
"Во-вторых, нынешний областной бюджет четко ориентируется на различные федеральные программы и финансовое обеспечение в рамках национальных проектов. Как уже отмечалось ранее реализация всех амбициозных планов, заложенных в областной Стратегии-2035, требует активного привлечения возможностей федерального центра", - продолжил эксперт.
"И наконец, в-третьих, на фоне ориентации на федеральную поддержку проявился весьма негативный момент. Накануне принятия областного бюджета выяснилось, что по итогам 2018 года область не исполнила обязательства по выделенным средствам адресных федеральных программ. Особенно это примечательно по программе ликвидации накопленного экологического ущерба в Дзержинске – проблеме, которая создает отрицательный фон по инвестиционной привлекательности всей области. Момент не столько курьезный с точки зрения нынешних российских экономических реалий, сколько тревожный с учетом противоречия с генеральным курсом нового областного руководства на всемерное финансовое содействие федерального центра. Сегодня важно не только получать средства, но и их эффективно осваивать. Во всем этом проявляется уже далеко не финансовое противоречие. С одной стороны очень активная политика нового губернатора по аккумуляции всех возможных федеральных ресурсов в Нижегородскую область, с другой – неэффективность старой системы областного и муниципального управления, неспособной активно действовать в условиях реализации новых амбициозных стратегических задач", - подытожил Алексей Орехов.
Муниципальная тема – утверждение главой Балахнинского района Алексея Левковича
По словам эксперта "Минин-центра" Игоря Соловьева, событие при всей его немасштабности не является рядовым. "Выборы Алексея Левковича главой Балахнинского района, после его скандального отстранения и возвращения на должность – это укрепление наметившейся тенденции на оздоровление муниципальной власти в Нижегородской области. Сегодня – это своеобразный полигон, где объективно и субъективно отрабатываются действия областной власти, не имеющей пока четкой идеологии муниципальной политики", - подчеркнул он.
"На сегодняшний день контуры этой политики выражаются лишь в кадровых перестановках на уровне руководства муниципалитетов. При этом принципиально не решен целый комплекс вопросов по стратегическим направлениям муниципального развития. Например, таким как взаимоотношения с прежними группами влияния, получившими в шанцевский период право полного контроля местных территорий взамен лояльности к областному руководству", – добавил эксперт.
Фото: ИА "Нижний сейчас"