"Регламентирующая активность Госдумы, региональные штрафы за нарушение самоизоляции и тревожные перспективы нижегородской мэрии", – эксперт-мониторинг “Минин-центра”

Эксперт-мониторинг событий 20 – 25 апреля 2020 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – разработка Госдумой поправок о правах дачников

"Регламентирующая активность Госдумы, региональные штрафы за нарушение самоизоляции и тревожные перспективы нижегородской мэрии", – эксперт-мониторинг “Минин-центра”

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

Эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов: Проект поправок в Гражданский кодекс, детально регламентирующий даже самые абстрактные ситуации взаимоотношений между соседями дач, в сегодняшних непростых условиях явно не самый актуальный законопроект. В проекте детально прописываются и самые невероятные ситуации, которые с точки зрения федеральных законодателей, могут привести к конфликтам между дачными соседями.

Складывается впечатление, что документ составлен по примеру редких западных законопроектов, основанных на прецедентном праве. С учетом сложной российской судебной практики, возникают многочисленные вопросы о реальной возможности реализации подобных законопроектов. Риски здесь более чем очевидны – наличие подобных регламентирующих законов во многом может затруднять, а не облегчать жизнь, прежде всего, старшего поколения россиян. Понятно, что этот проект из запланированного ранее списка, который федеральным депутатам надо отработать. Тем не менее, в условиях общественного напряжения публичное обсуждение подобных проектов, которые мелочным образом затрагивают интересы граждан – не есть лучший вариант.

На этом фоне Госдума показала, что может очень оперативно принимать необходимые законопроекты. Так было с поправками в Конституцию и пакетом административных мер в случаях нарушения коронавирусной изоляции. В то же время пакет антикризисных законопроектов, анонсируемый в связи с действиями президента и правительства, находится только в планах Госдумы, и на сегодняшний момент не обсуждался даже по общим параметрам. Последнее понятно в связи с динамичностью ситуации и неясностью со сроками и параметрами финансирования антикризисных мер. Тем не менее, на фоне происходящих событий деятельность федеральных депутатов, прежде всего ведущей фракции "Единой России", на примере обсуждения законопроекта о дачных правах граждан, явно не способствует повышению авторитета органов власти.

При этом следует отметить, что деятельность Госдумы задает форматы и для нижестоящих законодательных органов. Так на уходящей неделе Законодательное собрание Нижегородской области выступило с законодательной инициативой, направив в Госдуму проект закона о передаче регионам денег от штрафов за нарушение режима изоляции. Очевидно, что подобные инициативы предварительно согласуются, тем более, что проходили они по линии структурированной "Единой России". В случае принятия Госдумой, законопроекта, опять же неоднозначно затрагивающего права граждан, со ссылкой на нижегородскую инициативу – это еще и возможность переложить ответственность за непопулярные решения.

Региональная тема – внесение нижегородским Законодательным собранием Госдуму законопроекта о полном зачислении в региональные бюджеты штрафов за нарушение режима изоляции

"Регламентирующая активность Госдумы, региональные штрафы за нарушение самоизоляции и тревожные перспективы нижегородской мэрии", – эксперт-мониторинг “Минин-центра”

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев: Законодательная инициатива Заксобрания, предусматривающая зачисление 100% штрафов по ст. 20.61 КоАП РФ в бюджеты регионов, аргументируется необходимостью компенсаций значительных затрат области на мероприятия по соблюдению режима повышенной готовности в условиях изоляции.

Это достаточно редкий случай, когда региональные власти обращаются на федеральный уровень с активной инициативой по пересмотру в свою пользу межбюджетных взаимоотношений. Следует понимать, что сегодня Нижегородская область – регион-донор, который зарабатывает больше, чем получает в конечном итоге из федеральной казны. При этом очевидно, что при передаче на региональный уровень значительных полномочий по борьбе с Covid-19 увеличиваются расходы областного и муниципальных бюджетов на мероприятия не только по поддержанию административной ответственности. Также в условиях увеличения кризисных явлений в экономике прогнозируемо будет уменьшаться и доходная часть консолидированного бюджета области. В такой ситуации целесообразны более решительные и долговременные действия не только поддержания, но и стимулирования экономики региона.

Речь могла бы идти о пересмотре целого комплекса налогов, путем  увеличении отчислений в пользу регионального бюджета с последующим их перераспределением на муниципальный уровень, что позволит стимулировать, заинтересовывать органы МСУ в экономическом развитии. Такая маневренность требует федеральных действий, а именно изменений соответствующих статей Бюджетного кодекса. Следует подчеркнуть, что подобные предложения активно озвучиваются федеральному уровню, прежде всего со стороны органов МСУ на протяжении последних лет. Недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами для реализации возложенных полномочий будет в ближайшее время более чем актуальной не только для органов МСУ, но уже и для региональных властей. При этом в отличие от прямых дотаций федерального уровня, система налогового перераспределения между уровнями власти может способствовать активному  стимулированию социально-экономической деятельности базового муниципального уровня по конкретным направлениям деятельности.

Речь идет о целом комплексе непропорционально распределяемых налогов между разными уровнями власти. Наиболее показательным является налог на прибыль организаций. В настоящее время доходы от него распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Однако согласно ранее действовавшему законодательству определенная доля поступлений от него зачислялась в местные бюджеты, что существенно повышало заинтересованность органов МСУ в развитии и увеличении соответствующей налогооблагаемой базы. Законодательная инициатива о закреплении части поступлений от указанного налога за местными бюджетами объективно бы повысила заинтересованность органов МСУ в развитии бизнеса различного формата, в том числе промышленного производства, на соответствующих территориях.

Следует особо подчеркнуть, что комплекс налоговых предложений сегодня не только активно транслируется на федеральный уровень, но и предпринимаются попытки его реализации в отдельных российских регионах в пределах отведенных полномочий.

Скромная практика межбюджетного распределения имеется и в Нижегородской области. В прошлом году нижегородским правительством было принято решение зачислять 20% доходов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), в муниципальные бюджеты с 2020 года.

О результатах инициативы говорить пока рано с учетом и таких потенциальных возможностей как предоставление органам МСУ права регулировать и элементы налогообложения УСН (в частности, налоговую ставку, налоговые льготы в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом).

Что касается предлагаемой инициативы нижегородского Заксобрания, то она имеет ряд рисков.

Содержательно – это не сохранение заработанных региональных средств, а еще одна попытка решать проблемы за счет граждан.

Значимым риском является коррупционный фактор действующей правоохранительной системы, который в Нижегородской области подтверждается чередой скандальных фактов.

В этой связи очевидным риском закрепления на региональном уровне поступлений от штрафов за нарушение режима изоляции может являться активизации действий по привлечению граждан к административной ответственности по не всегда обоснованным основаниям. А это борьба со следствием, а не причиной проблемы.

Муниципальная тема – административно-финансовые риски нижегородской мэрии

"Регламентирующая активность Госдумы, региональные штрафы за нарушение самоизоляции и тревожные перспективы нижегородской мэрии", – эксперт-мониторинг “Минин-центра”

Владимир Хрыков (фото: Национальный рейтинг)

Эксперт "Минин-центра" Владимир Хрыков: На уходящей неделе в деятельности администрации Нижнего Новгорода обозначились две темы, реализация которых может иметь явно долговременный и неоднозначный характер.

Во-первых, это пессимистичный прогноз нижегородской мэрии о недополучении от 30 до 50% доходов городского бюджета в 2020 году. Очевидно, что прогноз основывается на динамично развивающихся кризисных факторах, связанных с последствиями коронавирусной угрозы и международной экономической ситуации.

Во-вторых, это информация в СМИ о возможном переходе в "Росатом" главы Нижнего Новгорода Владимира Панова, на возможную должность спецпредставителя по Арктике.

Надо понимать, что в настоящее время Арктика – это супермодная и перспективная со всех позиций тема. Несомненно, что для Владимира Панова тема отельного направления деятельности "Росатома" может быть интересной как старт для федеральной должности.

На Арктике можно получить пиар вплоть до президента РФ Владимира Путина. Такие ключевые проекты Арктики как Севморпуть, разведка арктических месторождений полезных ископаемых – это очень красиво и красочно.

Но есть несколько "но". Арктика – очень сложный регион в природном смысле и регион, который интересует весь мир – от этого региона вообще-то зависит планета.

Так сказать, "сорвать" с Арктики можно много, но также можно много и потерять, ведь за действиями будет следить мировая экспертная общественность, которая не прощает профессиональную неготовность.

Поэтому Владимиру Александровичу, в случае реальности этого предложения, нужно сильно подумать о перспективах сфере деятельности, в которой придется отвечать за очень серьезные ситуации, в том числе созданные другими.

При этом не совсем понятно как хороший ресторатор, в целом не плохой мэр, может вдруг заняться сложнейшим, мирового значения регионом страны, требующим опыта работы по развитию экстремальных территорий, опыта по работе с природой, по работе с регионом мирового значения.

Еще один принципиальный момент – сейчас Владимиру Панову необходимо довести свое управление городом до понятной всем результативной позиции. Надо отдать должное, он начал ряд реформ в Нижнем Новгороде и бросить это на пути проблем – не есть хорошее резюме для федерального политика. Об этом всегда будут вспоминать, вне зависимости от занимаемой должности, что очень опасно для карьеры федерального уровня.

Основное фото: ИА "Нижний сейчас"