Эксперт-мониторинг событий 4-9 мая 2020 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – поручение президента Путина разработать региональные планы выхода из режима повышенной готовности
Эксперт "Минин-центра" Вадим Андрюхин: Данное на совещании 6 мая поручение предусматривает, что после 11 мая каждый регион России должен самостоятельно определить степень ограничений для борьбы с распространением коронавируса.
Процесс определения режима самоизоляции переходит в оперативное управление региональных властей и будет зависеть от местной специфики борьбы с вирусом.
Федеральный центр оставляет за собой координацию общих действий в лице правительства и определение критериев снятия самоизоляции через Роспотребнадзор.
Последний в качестве таковых определил темп прироста заболеваемости, свободный коечный фонд и показатель охвата населения тестированием.
С одной стороны, очевидно, что в борьбе с COVID-19 необходимо учитывать региональную специфику, с другой – возрастают риски ослабления координирующих связей между регионами в силу несовпадения мер изоляции.
В Москве – крупнейшем экономическом центре страны – уже объявлено о продлении режима изоляции до 31 мая. Это, в любом случае окажет влияние на все российские регионы, несмотря на степень их открытости.
Что касается Нижегородской области, то губернатор Глеб Никитин в день совещания с президентом 6 мая презентовал общий план выхода региона из режима ограничений.
Он предусматривает секторальные и территориальные критерии снятия ограничений.
В результате сформированы три матрицы: для группы территорий, относящихся к зеленой зоне, к красной зоне и к зоне карантина. При этом во всех группах могут осуществлять деятельность системообразующие и важные для жизнеобеспечения предприятия, и организации. Как отмечается, функционирование "других организаций зависит от их степени готовности минимизировать риски распространения инфекции".
При этом конкретные сроки снятия ограничений в регионе не объявлены, и очевидно будут зависеть от текущих количественных показателей заболевших.
Также очевидно, что сегодня как никогда повышаются требования к профессионализму и ответственности региональных чиновников, особенно курирующих противоэпидемиологический процесс.
В этой связи вызывает обеспокоенность последствия отставки областного министра здравоохранения Александра Смирнова, которая состоялась на уходящей неделе.
Его обязанности пока будет совмещать профильный заместитель губернатора Давид Мелик-Гусейнов, что только усилит нагрузку на весь социальный блок нижегородского правительства. А это дополнительный риск для эффективного выхода нашей области из режима изоляции. Пока все очень проблематично.
Региональная тема – регистрация на праймериз "Единой России" Евгения Люлина
Эксперт "Минин-центр" Алексей Орехов: Прогноз участия в выборах Евгения Люлина по 11-му избирательному округу в Дзержинске подтверждается.
Структурные изменения областного правительства, возросшая активность Евгения Люлина в Дзержинске и быстрое освобождение 11-го округа – все это и формировало сценарий ухода Люлина из правительства в депутаты Законодательного собрания с последующим стартом на федеральный уровень.
Последний штрих этого сценария на уходящей неделе подтвердил и губернатор Глеб Никитин.
Для управленческой системы Нижегородской области уже более чем вероятный переход Евгения Люлина в Совет Федерации, представителем от Заксобрания – это уход из команды Глеба Никитина опытного профессионала, компетентного в самых разных сферах и хорошо разбирающегося в нижегородской специфике.
Показательно, что предварительное заявление Евгения Люлина об уходе из правительства стало первым сигналом, обозначившим целую тенденцию кадровой политики, так как за этим последовала целая серия громких и ощутимых отставок.
Это уход главы Нижнего Новгорода Владимира Панова, и следующие отставки ключевых руководителей таких важных сфер областного центра как ЖКХ, строительство, общий городской менеджмент и общественные коммуникации. Отставки в муниципалитете еще не закончены. Это и уход из областного правительства министра культуры Надежды Преподобной, и министра здравоохранения Александра Смирнова
В результате в самое ближайшее время губернатору Глебу Никитину придется брать на себя не только ответственность, но и оперативное управление целыми отраслями и территориями. В сегодняшнее непростое и ответственное время – это дополнительные нагрузки и проблемы для управления. Не исключаю, что конечного сценария кадровых действий у губернатора не существует.
Для Дзержинска возможный приход Люлина в качестве депутата от этого города – это несомненный плюс.
В этом городе Евгений Люлин является не только своим, но еще и хорошо понимающим всю специфику и возможности Дзержинска.
Показательно, что пока только тезисно озвученная избирательная программа Евгения Люлина по сути своей является реальным стратегическим планом развития Дзержинска.
В качестве ее якорного мероприятия взят 100-летний юбилей Дзержинска – 2030 год, на основе которого выстраивается логичная социально-экономическая программа, с привлечением как региональных, так и федеральных возможностей.
В этом отношении Евгений Люлин в своей управленческой деятельности демонстрирует последовательность и системность, которая насчитывает уже не одно десятилетие. Перед решением в скором времени покинуть правительство Люлин интеллектуально и с юмором послал в информационное поле несколько эмоциональных сигналов. Год депутатства Люлина в Дзержинске перед федеральным стартом может быть годом качественных преобразований в городе химиков.
Муниципальная тема – отставка главы Нижнего Новгорода Владимира Панова
Эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев: Событие 6 мая, когда городская Дума одобрила отставку мэра – с одной стороны, ожидаемое, так за последние месяцы было достаточно информации об уходе Владимира Панова с занимаемой должности. С другой стороны – событие нестандартное, так как не часто в России в отставку уходят мэры городов-миллионников, тем более в такое напряженное время и, тем более, без открытого скандала.
Последнее обстоятельство подтверждается и обнародованными вполне убедительными результатами деятельности Панова за относительно короткий период управления (840 дней).
При этом оценки работы Владимира Панова весьма разные – можно привести немалый список и весьма противоречивых итогов.
Примечательно, что в этом есть еще и второй результат его управления – это хорошо моделируемая информационно-политическая интерпретация его деятельности, соответствующая современным условиям.
При серьезном информационном прессинге, который сыграл свою роль в сокращении срока пребывания в кресле градоначальника (вспомним для примера Никиту Исаева, запустившего антипановскую тему в федеральную повестку), Панов старался это не только отбивать, но и организовывал альтернативные кампании, в том числе в адрес своих "недругов".
Итог более чем нагляден – уход с трудной должности на повышение – в ближайшее время Панов займет должность спецпредставителя госкорпорации "Росатом" по вопросам развития Арктики.
Направление стратегически важное для развития будущего России, прежде всего с точки зрения развития Северного морского пути.
В связи с уходом Владимира Панова весьма актуален теперь более важный вопрос о будущем главе Нижнего Новгорода.
В настоящий момент исполняющим обязанности является Юрий Шалабаев, накануне назначенный первым замглавы Нижнего Новгорода
В этой связи пока срабатывает ранее просчитанный сценарий "Преемник" и пока Шалабаев – единственный реальный претендент на эту должность.
При этом на должность нижегородского градоначальника обсуждались и другие фамилии: Андрей Чертков, Александр Табачников, Олег Лавричев. Хотя изначально губернатором Никитиным на должность главы Нижнего Новгорода, судя по всему, намечался Иван Носков (сегодняшний глава Дзержинска). Но в конце 2018 года Носков во избежание конфликта в Нижнем Новгороде и для решения фактически кризисной ситуации был командирован в Дзержинск.
Предполагалось, что практика управления муниципалитетом позволит Носкову накопить соответствующий опыт и вернуться в администрацию Нижнего Новгорода уже в качестве первого лица. Однако этого не произошло. За полтора года управления Дзержинском никаких прорывных результатов достигнуто не было, что особенно очевидно на фоне умеренного развития Нижнего Новгорода.
Помимо отсутствия значимых хозяйственных достижений Носков, первоначально позиционирующий себя как хозяйственник, проиграл еще и информационно-политическую войну. Примечательно, что при отсутствии какой-либо оппозиции проиграл самому себе благодаря весьма хаотичной кадровой политике и непониманию стратегических приоритетов в управлении непростым муниципалитетом.
С июня прошлого года Носков стал резко погружаться вниз по рейтинговым показателям и стал минус-героем в нижегородских СМИ.
К концу прошлого года его рейтинговое KPI-падение оказалось более чем очевидным, прежде всего на фоне показателей Владимира Панова.
Стало понятно, что с таким бэкграундом назначение Носкова на роль главы областного центра станет большим минусом для губернатора Никитина. Не случайно, что именно в декабре 2019 года ставка и была сделана на Шалабаева – именно он был назначен заместителем главы Нижнего Новгорода с предполагаемой ротацией на место руководителя города. Пока управленческое решение "Шалабаев" вызывает только вопросы, и аргументов "за" не просматривается. Администрация Нижнего Новгорода в какой-то степени "деморализована" и по всей вероятности губернатору Никитину в ручном режиме придется сопровождать Шалабаева. Этому уже примером является почему-то не озвученная ранее при мэрстве Панова готовность правительства региона помогать областному центру с ливневками после погодного ЧП 8 мая. Хотя подтопления Нижнего Новгорода случались и ранее, но эти проблемы оставались в компетенции Панова.
При прогнозе будущего главы Нижнего Новгорода важно не забывать и о таком современно-специфическом факторе как кадровые квоты между ведущими российскими корпорациями. В данном случае речь идет о распределении управленческих должностей между "Ростехом" и "Росатомом", которые до последнего момента просматривались в Нижегородской области. Сегодня же "Росатом" видимо теряет позиции через уход двух значимых своих представителей – Евгения Люлина и Владимира Панова. К общему кадровому раскладу в Нижегородской области следует добавить вариант, что это будет каким-то образом компенсировано. Хотя давно уже пора исключить политический аутсорсинг госкорпораций из региональной политики.
Также важно, что юридическим главой Нижнего Новгорода станет человек, назначенный уже новой Думой после выборов сентября 2020 года, если выборы не перенесут на 2021 год.
И здесь возможны разные варианты развития событий.
Основное фото: ИА "Нижний сейчас"