Эксперт-мониторинг событий 16-21 ноября 2020 года. Нижегородские эксперты анализируют федеральные, региональные и муниципальные события уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в Нижегородской области.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – реформа государственного аппарата
Социолог Максим Лубяной: На этой неделе председатель правительства Михаил Мишустин объявил о реформе госаппарата. Цель, ясное дело, благая – повысить эффективность работы исполнительной власти. Да и повод существенный – новые конституционные нормы.
Впрочем, о повышении эффективности власти говорят, мне кажется, с момента образования этой самой власти. А сокращение госаппарата происходит с периодичностью раз в 2-3 года. Сейчас премьер заявил, что центральные аппараты ФОИВов будут сокращены на 5%, а региональные на 10%. Причем сокращение не затронет непосредственно людей, сократят вакантные должности. Ну и в пятницу упразднили две структуры – Роспечать и Россвязь. Совокупно в обеих структурах работало около 200 человек.
В целом, нормальный подход. Тем более, что Мишустин имеет имидж "цифрового" премьера. Еще один примечательный момент – активное продвижение сервисной функции государства. Расширяется перечень доступных для электронного взаимодействия с гражданами органов исполнительной власти. Не услуг, а именно обращений граждан. В общем все спокойно, без излишеств и показухи. Оптимизация и цифровизация – наше все.
Теперь интересно, последуют ли губернаторы заданному тренду? В Нижегородской области руководству явно не до оптимизации. У нас, видимо, изначально все было оптимально в структуре региональной власти, а чтобы было практически идеально – пожалуйста, есть правильные АНОшки. Да и ротация чиновников у нас проходит регулярно. Местные кадры – на места, в районы, а наверх – нужные и очень компетентные, но не местные. Все развивается хорошо. Вопросы только к эффективности этой бурной деятельности. С цифровизацией в области якобы все налажено, и работа с гражданами вроде бы на высоком уровне. Только граждане, почему-то самым эффективным способом решения своих проблем все равно считают обращение напрямую к президенту. Ну, так это сами граждане не грамотные, не знают, что все можно решить, написав губернатору в Инстаграм. Не доверяют только они таким способам коммуникации. Но это не важно. Важно, что чиновники считают, что слышат людей.
Региональная тема – Нижегородская область получила награду за успехи исполнения нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" с формулировкой "за самую активную работу с общественностью".
Директор ИА "Нижний сейчас" Сергей Раков: Зампред правительства РФ Марат Хуснуллин наградил Нижегородскую область за исполнение нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Хорошая новость. По информации "Росавтодора", регионы оценивали за организацию работы проектной команды, качество, использование лучших технологий, ситуацию с безопасностью дорожного движения, контрактацию и коммуникацию с населением. Вот за все за это награды получили 12 регионов: Пензенская, Новгородская, Белгородская, Самарская, Московская и Свердловская области, Краснодарский и Ставропольский края, Татарстан, Адыгея, Удмуртия и Чечня.
Наш же регион (проектный офис) получил "поощрительный приз" – за активную работу с общественностью. Кстати, по версии пресс-службы области, "на верху" сказали, что наша область вошла в состав регионов-лидеров по объемам и качеству дорожных работ, проводимых в рамках национального проекта. И губернатор Глеб Никитин заявил, что наш регион стал даже вторым после Московской области по объемам дорожного ремонта и причиной этому, в том числе, стали своевременно заключенные контракты, проработка которых началась еще в 2019 году. Вот и хорошо, что уточнили, все логично, давно бы так. Хотя бы с одной из двух вечных российских проблем в регионе становится легче. Кстати, не так давно и у экс министра транспорта Вадима Власова, команда которого готовила эти самые контракты в прошлом году, дела стали налаживаться. Суд освободил его из-под домашнего ареста. Но, несмотря на позитивные события, дорожных проблем в регионе еще предостаточно.
Муниципальная тема – Нижний Новгород получил отказ в привлечении средств из бюджета региона
Политолог Виктор Лысов: Для нового градоначальника Юрия Шалабаева наступили суровые будни и реальность. Раньше, готовясь вступить в должность (кто бы сомневался в том, что его не назначат), он как бы примерял на себя роль главы города, осматривая благоустраиваемые территории и общаясь с жителями. Собственно на это после избрания на заседании Гордумы ему и указал губернатор Никитин, мол, дело его заниматься хозяйством, а не политикой. Губернатор посоветовал Шалабаеву "проводить встречи с жителями, общаться и в интерактивном, и в очном формате, чаще гулять по родному городу и смотреть, что происходит реально на земле, на дорогах, в парках, скверах, домах, подъездах". В своих наставлениях губернатор высказался также и о необходимости распределять полномочия и ответственность между регионом и городом.
Кто бы спорил. Но, вот в чем вопрос: а что такое политика, где она, собственно формируется и может ли она быть на городском уровне? По мнению губернатора, политика сосредоточена только на федеральном и региональном уровне, а на местах – только хозяйственная деятельность, дескать, вам выдали предписания и дали денег, извольте исполнять. Благодарно выслушав наставления губернатора, Шалабаев через пару недель явно ослушался. Дело в том, что он, теперь находится в "шкуре" главы МСУ. Раньше он в должности заместителя министра финансов, отвечающего за межбюджетные отношения, отстаивал интересы областного начальства, оперируя интегральными показателями, не вдаваясь в особенности тех или иных районов и городов. А теперь бывший замминистра Шалабаев оказался "по другую сторону баррикад".
Это его новое качество особенно проявилось в нескольких инициативах городской администрации по привлечению средств областного бюджета на приобретение комбинированной дорожной техники в сумме 705 млн рублей, а также на проведение аудита нижегородского метро в сумме 150 млн рублей.
Обе инициативы были рассмотрены на заседании бюджетного комитета Законодательного собрания и отклонены. Просматривается несогласованность действий города и области. Особые возражения вызвала инициатива о проведении аудита за 150 млн рублей, однако, важность нижегородского метро ни у кого сомнений не вызвала, поэтому решено было проводить аудит по этапам, а вопрос о финансировании пока отложить.
Вы спросите, причем здесь политика? А вот причем. Если политика с точки зрения федеральной и региональной власти – это, собственно, все вопросы, связанные с формированием этой самой власти, то с точки зрения органов МСУ политика – это, прежде всего, целесообразная деятельность для решения общественно значимых проблем местного населения. Правда, не известно, имеет ли мэр Шалабаев сколько-нибудь полное представление об общественно значимых проблемах подведомственного ему населения, поскольку нет у него ни политического, ни электорального опыта. Отсюда возникает весьма любопытна ситуация: будет ли мэр Шалабаев развивать необходимый политический потенциал, либо ограничится банальным администрированием?
Основное фото: ИА "Нижний сейчас"