В деле экс-министра транспорта Нижегородской области Вадима Власова всплыл любопытный нюанс: показания против него дал Максим Дранишников. Тот самый, который на протяжении пяти лет (до 2018 года) руководил "Нижегородэлектротрансом" и которого обвиняют в мошенничестве. Данная новость попала на прошлой неделе в топ Яндекса: ее опубликовал целый ряд СМИ, сославшись на источники в силовых структурах. Официальной информации пока нет, и мы склонны сомневаться, что дела Дранишникова и Власова имеют что-то общее. Но, как говорится, дыма без огня не бывает. И огонь этот, неровен час, может добраться до главы думской комиссии по развитию города Андрея Дранишникова, который лоббирует причуды мэра Панова (такие, как перенос дня рождения Нижнего Новгорода) и закрывает глаза на "неудобные" проблемы – такие, как аварийный фонд. Хотя, казалось бы, кому как не ему – секретарю районной ячейки "Единой России" – "терзать чиновников", выполняя свежее поручение Владимира Путина…
"Родственный" тренд
Сейчас мода на родство, бытовавшая в Нижегородской области на протяжении последних нескольких лет, уже не актуальна. Это раньше могли спокойно депутатствовать Сорокины, Глушковы могли неофициально контролировать Балахну, то возглавляя МСУ, то заходя в региональный парламент, а бизнесмен Жижин мог в случае чего заручиться поддержкой своего брата, который руководил в Нижнем Новгороде дорожно-хозяйственным департаментом. Братья Кондрашовы и Кузнецовы тоже с успехом привлекали к себе внимание.
В этот тренд удачно вписывались и братья Дранишниковы, причем "поднялись" они еще в "старорежимные", булавинские времена…
Впрочем, если верить последним скупым заявлениям депутата Андрея Дранишникова, каких-либо отношений с братом у него как бы и нет. После того, как в апреле 2019 года Максима Владимировича задержали на границе, СМИ начали осаждать Андрея Владимировича с вопросами о родственнике. Ответ его был неизменен – и сегодня, когда мы позвонили депутату, он повторил то, что уже говорил весной:
-Ситуацию не комментирую, так как мы уже много лет не общаемся.
Но если пробежаться по биографии Андрея и Максима Дранишниковых, а также по истории связанных с ними фирм, всплывет сразу несколько эпизодов, когда деятельность двух братьев пересекалась. И пересекалась она почему-то не всегда в интересах жителей Нижнего Новгорода.
Эпизод первый. Трамвай №11
Начнем с "булавинских времен". С 2002 по 2010 год Андрей Дранишников был главой Ленинского района и заместителем мэра. Район, часть которого станет потом депутатским округом нашего героя, уже тогда считался не самым благополучным. Он изобиловал ветхим-аварийным фондом, и его жители активно осаждали (и осаждают) администрацию с мольбами о расселении. Сегодня на эти мероприятия денег фактически нет, но в годы, о которых мы вспомнили, все было по-другому. Начиная примерно с 2008 года на город Нижний Новгород хлынул золотой дождь из "юкосовского" Фонда содействию и реформированию ЖКХ. Основной целью выделения средств было как раз решение проблем ветхого фонда. Новостройки на улице Богдановича (Нижегородский район) – это одно из частных проявлений данного процесса.
Но возглавляемый Дранишнковым Ленинский район этих денег практически не увидел. Огромные по площади кварталы как были в руинизированном состоянии, так и остались. И обрушение дома на Самочкина 1958 года постройки – прямое следствие этой депрессивной ситуации. Этот инцидент случился, как известно, несколько позже, в апреле 2014 года, и уголовному преследованию подверглись другие лица – Сергей Белов и Надежда Рожкова, "рулившие" Ленинским районом на тот момент. Но ветшать-то дом (как и сотни других таких же) начал не в 2014 году, и "рывок" в плане расселения мог быть сделан именно в 2008-2010-х годах. Но господин Дранишников почему-то не добился этого "рывка" для своего района.
Тогда с благополучной нагорной частью жителей этого района мало что связывало. Одной из немногих таких "ниточек" был трамвай №11, пересекавший Оку и довозивший жителей Заречья до площади Лядова.
В 2005-2006 годах , задолго до того, как убрали рельсы с Молитовского моста, этот трамвай перестал ходить по проспекту Ленина. Сначала сообщение просто законсервировали, а потом и вовсе ликвидировали. Возмущенные жители Ленинского района, уставшие беспокоить Андрея Дранишникова, обратились к Булавинову с отчаянной просьбой восстановить трамвайное сообщение:
"Частенько весь автотранспорт стоит в пробках на пр. Ленина, Молитовском мосту, Окском съезде. Ситуацию спасал трамвай… Во всем мире трамвай является средством дополняющим, а во многих случаях заменяющим метрополитен там, где его строительство нецелесообразно или неоправданно дорого. Это - опыт европейских городов, к коим Нижний Новгород, по-видимому, не относится".
Но жалоба эта не помогла. Сегодня трамвай №11 ходит только по нагорной части и реку не переезжает.
Тут стоит вспомнить, чем занимался в те годы Максим Дранишников. Нет, не трамваями – как раз наоборот. В те годы он был учредителем пассажирских автотранспортных фирм – таких, как "ТК Автолайн НН" (организация возникла в 2003 году, на данный момент ликвидирована). Размножавшиеся в те годы "автолайны" составляли прямую конкуренцию в том числе и электротранспорту, и уничтожение трамвайного сообщения вело к увеличению их популярности среди пассажиров.
Эпизод второй. НЭТ и Теплоэнерго
В 2010 году Андрей Дранишников перестает "рулить" Ленинским районом и уходит в бизнес. Вместе с бывшим вице-мэром Мелешкиным он учреждает строительную компанию "Анрос" и ООО "Ковчег" (основной вид деятельности – гостиничный бизнес). Обе фирмы в настоящий момент ликвидированы.
Ну а его брат, напротив, уходит в 2013 году из бизнеса на "социальное" поприще. Возможно, тут не обошлось без связей, которыми оброс Андрей Владимирович, история об этом умалчивает. По иронии судьбы Максиму Владимировичу достается кресло главы "Нижегородэлектротранса". В том же году в НЭТе была упразднена служба ремонта путей – вместо этого заключаются многомиллионные контракты (в общей сложности – на 113 млн) с фирмой "Фобос-ТС", которая стала следить за рельсами.
В 2015 году был заключен еще один странный контракт на 4,4 млн рублей, попавший в поле зрения силовиков. На этот раз "Нижегородэлектротрансу" понадобилось модернизировать свой архив. Так вот, следствие считает, что для этой модернизации была выбрана афеллированная с Дранишниковыми фирма, причем с архивом толком ничего так и не сделано.
В общем, когда Максим Владимирович – будущий паломник - возглавлял муниципальное предприятие, оно удивляло своим нестяжательством. И это касалось не только контрактов.
Вот здесь уместно вспомнить об Андрее Дранишникове, который в 2015 году, соскучившись по социальному служению, стал депутатом городской думы, а в 2016 году – вошел в состав совета директоров "Теплоэнерго".
Как только это случилось, поставщик тепла начал активно производить раскопки на трамвайных путях. Так вот, согласно годовому отчету "Теплоэнерго", за простой трамваев на улицах Пушкина, Большая Печерская и Нестерова возглавляемое Максимом Дранишниковым муниципальное предприятие получило в общей сложности около 500 тысяч рублей. Это одни из самых мизерных сумм, фигурировавших в операциях золотоносного коммунального ОАО в 2016 году, - и те прошли с пометкой "конфликт интересов".
"Нижегородэлектротранс" претензий по поводу размеров компенсации не предъявлял. Зато к нему были предъявлены многомиллионные претензии со стороны поставщиков ресурсов, которые в 2017 году обернулись "энергетическим шантажом" в виде отключения трамваев от сети. А тут еще и "Ситикард" выставил счет за систему АСКОП, которая так толком и не была запущена… В конечном итоге все это привело к удручающему финансовому положению, в котором находится НЭТ до сих пор.
Расселенческий кризис
В феврале 2018 года Максим Дранишников уволился из доведенного до финансового краха "Нижегородэлектротранса". А когда в отношении него было возбуждено уголовное дело - отправился странствовать в качестве паломника. Так он, по крайней мере, объяснил свою попытку пересечь границу с Беларусью.
Кстати, с российскими рубежами семью Дранишниковых связывает не только этот факт. Андрей Владимирович, до того, как стать главой Ленинского района, потом бизнесменом и потом депутатом, служил в войсках КГБ на границе – правда, не с Беларусью, которая входила тогда в состав СССР, а с Польшей.
Но как бы там ни было, паломничество было вовремя прервано силовиками, и именно попытка покинуть пределы РФ стала причиной того, что суд отказал Максиму Дранишникову в домашнем аресте.
С мая месяца, то есть с момента его задержания, на сайте НЭТ перестали обновляться новости. Ушла эпоха…Кстати, есть группа людей, которые считают, что работа Максима Владимировича на посту директора муниципального предприятия была эффективной. Ну, что же, время покажет.
И вот сегодня появилась неофициальная информация о том, что бывший глава НЭТ сотрудничает со следствием, надеясь, видимо, на смягчение участи.
Что касается его брата Андрея Дранишникова, то его второй заход во власть оказался (пока, во всяком случае) весьма успешным. Сегодня у Андрея Владимировича несколько сфер социальной ответственности. Как депутат он отвечает за свой округ. Как секретарь "ленинского" отделения "Единой России" – за район. Как заместитель генерального директора "Теплоэнерго" по связям с общественностью – за открытость и прозрачность этой организации. И, в конце концов, как председатель думской комиссии – за развитие города.
И вот что удивительно, какую сферу ни "копни" – одни вопиющие проблемы и вопросы, остающиеся без ответов. Взять хотя бы "Теплоэнерго": прибыль данного ОАО превысила в прошлом году миллиард рублей, а износ сетей продолжает оставаться на уровне 50%. Школьную задачку – куда делась прибыль – общественность, с которой связан по должности господин Дранишников, решить не в состоянии.
Округ, где депутатствует наш герой, как и большая часть Ленинского района, за который он отвечает как единоросс, продолжает пребывать в депрессивно-руинизированном состоянии. Только теперь уже – без трамвайного сообщения с нагорной частью. Причем с тех пор, как господин Дранишников был районным главой, ситуация только усугубилась, ибо дома имеют свойство ветшать.
Не случайно наш автор Александр Седов сравнил недавно данный депутатский округ с Кабулом.
Впрочем, такая ситуация (где-то больше, где-то меньше) сложилась сегодня во всех районах. Ветхий и аварийный фонд – одна из острейших проблем города, если не самая острая. В 2018 году в Нижнем Новгороде насчитывалось 3 тысячи ветхих домов, из них около тысячи – дома шестой категории, из которой здания переходят в разряд аварийных. По официальным данным, которые оптимистичнее реального положения дел, в расселении нуждаются почти 3 тысячи нижегородцев.
Данная проблема сегодня практически не решается. Золотой запас Фонда содействия ЖКХ давным-давно чудесным образом растворился, а новые дома для нуждающихся в расселении город строить перестал. Вместо этого муниципалитет покупает жителям "аварийки" квартиры, но на это в городском бюджете заложены не такие большие суммы, чтобы преодолеть сложившийся кризис. В этом году, например, выделено всего 500 млн рублей. То есть от силы 500 человек из трех тысяч смогут выбраться из аварийного фонда. Хотя это тоже, конечно, неплохо.
Выходом теоретически могли бы стать договора развития застроенных территорий (РЗТ), согласно которым застройщик берет территорию и расселяет ветхий фонд, но инвесторы сегодня не идут на условия, предлагаемые мэрией. А те, которые идут, бросают участки, сталкиваясь с различными обременениями. Так, в этом году стало известно, что исполнено только 10% контрактов по РЗТ.
Где "терзания"?
О критической ситуации с ветхим и аварийным фондом мы заговорили не просто так. Дело в том, что в городской думе данную тему курирует постоянная комиссия по развитию города, строительству и архитектуре, которую возглавляет депутат Андрей Дранишников. Эта же комиссия обязана "заботиться" о программе "комфортная городская среда", которая с момента ее воплощения дает постоянные сбои: то в сквере 1905 года деревья вырубят ради гранитных столбов, то на Щелоковском хуторе бензопилы завизжат, то в парке "Дубки", который находится в тройной зоне ответственности нашего героя, подрядчик срок работ сорвет…
А теперь давайте посмотрим на отчет думской комиссии по развитию города за 2018 год. Что обсуждали депутаты под чутким руководством Андрея Владимировича?
Чаще всего – размещение рекламных конструкций, которое, в отличие от расселения, приносит доход, спору нет. Еще – ремонт фасадов к мундиалю. Еще – тарифы Водоканала (заметим – не "Теплоэнерго") для юридических лиц. Еще – цвет ограждения строительных площадок…
И только два из 70 вопросов за год касались развития застроенных территорий. И эти-то вопросы оказались в повестке исключительно по инициативе депутата Лазарева.
Что касается Андрея Дранишникова, который по идее первым должен "бить в колокола" и понуждать мэрию решать проблемы ветхого-аварийного фонда, то он выступает совершенно с другими инициативами. Например, летом этого года он выступил с архиважным предложением перенести празднование дня города:
“День города – очень важное событие в жизни каждого нижегородца. Мы здесь говорим и о воспитании подрастающего поколения. Совмещать два праздника не очень правильно. На фоне Дня России праздник Дня города потерялся. Его как такового нет. Это неправильно".
А недавно наш герой затеял обсуждение благоустройства Большой Покровской и площади Горького, которые и без того благоустроены. При этом непонятно – то ли бюджетные деньги планируется просто потратить без видимых преобразований, то ли это очередная попытка "развить" площадь Горького (вспомним так и не воплощенный проект с подземным торговым центром).
"Мы сегодня не говорим о концепции, не говорим о готовом проекте, а говорим лишь о первых шагах, - успокоил общественность Андрей Дранишнков. - Интересно, что КБ Стрелка предложила организовать некие тематические зоны на Покровке, чтобы люди могли общаться, находить занятия по интересам".
Почему же Андрей Владимирович игнорирует острейшие городские проблемы, за которые он по статусу несет ответственность, а вместо этого поднимает "потешные" темы? Может быть, это попытка продвинуть свою политическую карьеру еще дальше – и заодно помочь "выкарабкаться" Максиму Владимировичу?
Не исключено. И цель благородная… Но проблема в том, что у высшего руководства партии, к которой наш герой принадлежит, сегодня совсем другой тренд. Недавно его озвучил наш национальный лидер: "Единороссы должны терзать и трясти чиновников". И вот в этот тренд ни Андрей Владимирович, ни тем паче тандем Дранишниковых - совершенно не вписывается.
Фото 2gis.ru
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на новости нашего информационного агентства в социальных сетях: Facebook, Telegram, Вконтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен. Будем рады вашим комментариям, нам важно знать ваше мнение о событиях города и региона.