"Путин не пойдет на следующий срок, отмена партийных списков, отчеты муниципалитетов по нацпроектам", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий 16-20 декабря 2019 года от АНО "Минин-центр". Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию, – пресс-конференция Президента Путина.

"Путин не пойдет на следующий срок, отмена партийных списков, отчеты муниципалитетов по нацпроектам", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Как отмечает эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев, пресс-конференция в целом прошла стандартно - тем не менее, был ряд интересных моментов.

"Первоначально ожидалось, что Путин подведет итоги года и сделает ряд значимых заявлений. Как таковых итогов подведено не было. Традиционно поднималась различная российская проблематика, особенно у журналистов из провинции. Однако более развернутые ответы Путин давал на международные темы. Чувствовалось, что внешняя политика – это его любимое направление, именно по нему Президент отвечал более активно, подробно и конкретно. Также много времени заняли ответы по историческим вопросам: оценки эпох, фигур и событий как сравнительно далекого прошлого, так и недавнего настоящего. Чувствовалось, что президента волнует в большей степени его роль в истории различных политических действий. Самые значимые заявления президента касались Конституции, возможностей ее изменения. Значимым заявлением Путина явилось то, что Конституция – это живой механизм, который кроме первой главы можно изменять. Путин обозначил только одну позицию такого изменения, а именно целесообразность отмены формулировки "два срока подряд" касательно ограничения президентских полномочий. Эти заявления Путина дают возможность представить возможные контуры будущего транзита верховной власти России. Путин не допускает своего избрания на новый президентский срок, при этом не собирается уходить из политики, предусматривая новую роль, для которой и необходимы "живые" конституционные изменения. При этом есть стремление ограничить возможности длительного нахождения у власти следующего Президента. В каких параметрах это все реализуется – вопрос уже недалекого будущего. Главное, что своими заявлениями на прошедшей пресс-конференции Путин дал старт дискуссии об изменении Конституции".

Региональная тема – отмена партийных списков и сокращение числа мандатов в думе Нижнего Новгорода

Как отмечает эксперт "Минин-центра" Вадим Андрюхин, на уходящей неделе заксобрание утвердило отмену партийных списков и сокращение числа мандатов в нижегородской городской думе.

"Путин не пойдет на следующий срок, отмена партийных списков, отчеты муниципалитетов по нацпроектам", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Вадим Андрюхин (фото: НИА Нижний Новгород)

"Инициатива изменений исходила от губернатора Глеба Никитина, исполнение началось с города, когда один из членов городской общественной палаты заявил о сборе необходимого числа подписей граждан, требующихся для подобного законотворческого продвижения. Напомним, что этот общественный инициатор – Александр Заремба - был выдвинут в общественную палату главой города Владимиром Пановым. Насколько качественно были собраны подписи под данную общественную инициативу – вопрос уже не принципиальный. Главное – какие изменения ждут в самой ближайшей перспективе городскую думу? С будущего года выборы в областном центре будут проходить только по одномандатным округам. При этом количество депутатских мест в гордуме уменьшается с 47 до 35.  Изменение избирательной системы в Нижнем Новгороде напрямую связаны с новой политической ролью губернатора Никитина.

С одной стороны, руководство НРО "Единой России" ищет дополнительные возможности попадания в представительный орган членов "партии власти".

С другой стороны, новая система – это вариант более плотного контроля избирательного процесса со стороны областных административных структур.

Однако не существует универсальных моделей победы на выборах, тем более в современных сложных российских условиях.

Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы имеют как плюсы, так и минусы. Смешанная в какой-то степени их компенсирует, но партийная и идеологическая составляющая в любом случае никуда не исчезает.

Пример той же Москвы показал, что попытки представителей "Единой России" спрятаться под вывеской самовыдвиженцев, зачистив избирательное поле от других партийных кандидатов, оказались неэффективными. В целом можно отметить, что процесс выборов в новую городскую думу Нижнего Новгорода взят под серьезный контроль лично губернатора, который начинает уже детально моделировать его основные контуры", – заключает эксперт.

Муниципальная тема – завершение отчетов муниципалитетов по выполнению национальных проектов

Как отмечает эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов, к определенному сроку все 52 муниципалитета Нижегородской области отчитались о выполнении в 2019 году нацпроектов на своей территории.

"Путин не пойдет на следующий срок, отмена партийных списков, отчеты муниципалитетов по нацпроектам", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

"У всех все хорошо – национальные проекты исполнены "надлежаще" или "удовлетворительно". Некоторые проблемы были у главы Нижнего Новгорода Владимира Панова, но в конечном итоге оценки поставлены положительные. В связи с тем, что реально проблем с реализацией нацпроектов в Нижегородской области и в России в целом существуют, возникает закономерный вопрос о смысле и последствиях таких единодушно радужных муниципальных отчетов. Также следует вспомнить, что значительная часть средств на нацпроекты не была освоена в этом году в Нижегородской области, и ее придётся вернуть в федеральный бюджет. А возврат этих средств в следующем году – это весьма серьезная проблема уже самого губернатора. Также к ответственности губернатора можно отнести и в целом показатели выполнения нацпроектов по области, которые на сегодняшний день отстают от плановых. Руководители муниципалитетов этой ответственности избежали, и сегодня очевидно, что спрашивать с них за существующее проблемы областная власть не собирается. С одной стороны, это просто проблематично, ибо обозначенный  только в самом общем виде KPI по выполнению нацпроектов в муниципалитетах был успешно реализован. Это было и неудивительно: в большинстве случае результаты отчётов руководства муниципалитетов перед своими же депутатами были прогнозируемы. Явно не хватало внешнего объективного аудита, который сегодня уже нет смысла вводить, дабы не создавать эффект "наличия сора в собственной избе". Более того, губернатор Глеб Никитин хочет процедуру муниципальных отчетов по нацпроектам презентовать в качестве эффективного пилотного проекта на федеральном уровне, с учетом того, что уже сегодня федеральное правительство решило наградить нижегородское областное руководство за реализацию нацпроектов премией в сумме 74,5 млн рублей. Однако при этой внешне благоприятной картине сразу же после муниципальных отчетов начался совершенно другой процесс – изъятие у них полномочий и соответственно средств по выполнению конкретных национальных проектов. Сегодня под областной контроль берется строительная сфера – самая проблемная часть реализации нацпроектов в области. И похоже, что централизация различных полномочий на уровне региональной власти – это четкая тенденция, которая будет только усиливаться".