"Перелом карантина, тревожный парк "Швейцария" и "финишная прямая "Единой России" в Думе", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий 18-22 мая 2020 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – поэтапный выход России из режима изоляции 

"Перелом карантина, тревожный парк "Швейцария" и "финишная прямая "Единой России" в Думе", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев: 19 мая президент Владимир Путин провел совещание с членами правительства и главами регионов по вопросам поддержки экономики и социальной сферы. Совещание не принесло неожиданностей, которых некоторые ожидали. В частности, не последовала дисциплинарная ответственность за невыплаты медикам, которые вызвали широкий информационно-общественный резонанс. Хотя в регионах, в том числе и в Нижегородской области Следственный комитет и прокуратура ведут проверки. Выводы последуют, но они ограничатся региональным уровнем.

Это было бы не вполне логично, так как региональные власти при первоначальном начислении минимальных сумм медикам, работающим с COVID-зараженными, действовали согласно постановлениям и инструкциям федерального правительства. В этих условиях попытки жестких проверок и возбуждения уголовных дел против руководителей низшего звена – меры не совсем справедливые.

С другой стороны, меры дисциплинарной ответственности по отношению к профильным заместителям председателя правительства и губернаторов – это точно дискредитация власти в напряженный период. Президент выбрал вполне компромиссный и мягкий вариант, заявив, что принимаемые меры не имеют аналогов в современной российской управленческой истории, поэтому возможны различные ситуации. При этом президент раскритиковал кабмин за недостаточно ясные принципы социальных выплат и четко обозначил акцент на усиление контроля за реализацией ранее принятым мер поддержки граждан и экономики, прежде всего, в регионах.

Помимо регулярных мониторингов непосредственно структурами правительства к этому процессу привлекаются дополнительные организации. Такие как рабочая группа Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, а также Общероссийский народный фронт (ОНФ), который активно мониторил ситуацию в медицинской среде российских регионов в последний период времени.

Несмотря на пока еще сравнительно большое количество заболевших COVID-19, за последнюю неделю в действиях и властей и граждан произошел психологический перелом – осознание выхода из жесткого режима самоизоляции. И прошедшее совещание президента – это дополнительный сигнал снятия режима ограничений де-факто, так как акцент действий делается на мерах социальной поддержки и социально-экономических планах развития, которые априори предусматривают отсутствие карантина.

Снижение численности заболевших последних дней – это также фон для смягчения режима социально-экономической изоляции. Важно, что на уходящей неделе Россия стала психологически и фактически выходить из режима ограничений, которые формально еще действуют в большинстве регионов страны.

В Нижегородской области, несмотря на относительно высокий ежедневный прирост количества заболевших COVID-19, также объявлено о порядке перехода к первому этапу снятия ограничений по коронавирусу – соответствующий указ на уходящей неделе подписал губернатор Глеб Никитин.

При наличии четких федеральных критериев перехода к определенному этапу, на уровне региона остаются административные возможности введения дополнительных условий снятия ограничений, которые не всегда логичны в связи с конкретной ситуацией и вызывают неоднозначную общественную реакцию. Примером этого является решение губернатора Никитина о необходимости контроля социальных норм COVID-профилактики через дополнительную и дорогостоящую систему видеонаблюдения.

Такое условие распространяется на салоны красоты, парикмахерские, а также ряд торговых организаций. Помимо дополнительных затрат, как частных, так и бюджетных, это еще дополнительный фактор недоверия к социальной ответственности, что лишний раз усиливает противоречивость действий властей последнего периода.

Региональная тема – реконструкция парка "Швейцария" и перспективы 800-летнего юбилея Нижнего Новгорода

"Перелом карантина, тревожный парк "Швейцария" и "финишная прямая "Единой России" в Думе", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Вадим Андрюхин (фото: НИА Нижний Новгород)

Эксперт "Минин-центр" Вадим Андрюхин: на уходящей неделе тема парка "Швейцария" опять попала в информационно-общественную повестку.

Депутаты городской Думы на заседании комиссии по экологии высказали обоснованные претензии по поводу несогласования с ними скорректированного проекта благоустройства парка. Недавно назначенный замглавы города Дмитрий Сивохин с позицией депутатов согласился, в результате чего назначено дополнительное заседание рабочей группы по указному вопросу. А это опять затяжка по времени.

При этом следует отметить, что проблема реконструкции муниципального парка "Швейцария" приобрела сегодня уже областной характер в силу нескольких факторов. Прежде всего, в связи с общественным недовольством первоначальным проектом, который предусматривал капитальную застройку части парковой территории. В процесс был вынужден вмешаться губернатор Глеб Никитин, пообещавший сохранить все озелененные территории парка.

Областная значимость благоустройства "Швейцарии" объяснялась и значительностью федерального финансирования и, соответственно, масштабностью работ, которые могли стать реальным подарком всем нижегородцам к 800-летнему юбилею города. К сожалению, сроки уже нарушены и согласно сегодняшней административной процедуре уже ясно, что к дате юбилея реконструкция парка "Швейцария" уже не состоится.

Тем не менее, реконструкция парка "Швейцария" – это значительный проект областного центра, и при этом сегодня существует непонимание по его окончательному формату. Это связано и с проблемой конкретной ответственности за процесс реконструкции. С одной стороны, это зона деятельности городской администрации, но при этом Юрий Шалабаев, курирующий ранее в администрации вопросы строительства, сегодня несет большую нагрузку за другие сферы городского хозяйства. А нового ответственного на уровне муниципалитета пока не видно. Очевидно, что здесь требуется помощь областного руководства, в рамках которого создано целое направление по организации юбилейных мероприятий.

И наконец, дополнительный ситуативный фактор – это общая сложная экономическая ситуация в стране, с учетом которой сумма почти в 4 млрд рублей на благоустройство одного городского парка уже не кажется такой реальной. Даже в Москве в настоящий момент приостановлены дорогостоящие работы по благоустройству, финансирование которых велось не из федерального, а городского бюджета.

Все это вызывает вопросы уже не только по благоустройству парка "Швейцария", а по самому формату юбилея Нижнего Новгорода и по возможностям создания каких-либо значимых и нужных большинству горожан объектов. Дополнительным информационным поводом прошлой неделе тоже на парковую тему стало обсуждение создания нового парка "Горки". Футуристические и, как оказалось, не согласованные друг с другом планы администрации города и городской Думы лишний раз доказывают наличие кризиса управления в областном центре.

Муниципальная тема – праймериз "Единой России" на выборах в органы МСУ

"Перелом карантина, тревожный парк "Швейцария" и "финишная прямая "Единой России" в Думе", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Сергей Раков (фото: НИА "Нижний Новгород")

Эксперт "Минин-центра" Сергей Раков: самые значимые выборы пройдут в городскую Думу Нижнего Новгорода, поэтому особый интерес вызвал список и события на праймериз. Правящая партия должна быть примером и образцом безупречности. Но, к сожалению, "Единая Россия" не прогрессирует в методах работы. Все как всегда: привлечение административного ресурса, некорректная "вербовка" бюджетников (через родителей воспитанников детсадов и учеников школ), использование бюджетных возможностей в политических интересах (распространение продуктовых наборов вместе с агитацией), "сговор и квоты" для удобных кандидатов от других партий и так далее. Политическая ситуация в регионе и городе, связанная со сменой власти в 2017 году, логично по-прежнему продолжает сказываться и на сегодняшних процессах. Вспомним сменяемость руководителей городского "парламента" последних лет и пресловутый "депутадопад". Видимо поэтому больше трети депутатов Гордумы Нижнего Новгорода от "Единой России", включая председателя Думы Дмитрия Барыкина, не пошли на праймериз в 2020 году.

Важный фактор, который изменит политический ландшафт в городе не в сторону демократических процессов, это отмена партийных списков. Уже сейчас на 90% виден персональный состав будущей Думы. Единоросы практически вышли на финишную прямую. Почти все решения приняты и по большому счету остались только технические и тактические действия. Ожидается, что из 35 депутатов лишь около 5 мандатов будет у представителей не правящей партии. Такая чрезмерная гегемония "Единой России" - не победа, а, во-первых, полная сверхответственность за уровень жизни горожан и городские проблемы, решить которые не удастся на должном уровне. И во-вторых, усиление концентрация внимания на партии власти как основы для роста протестных настроений и не довольства в обществе.

В силу ряда причин значимость и компетенция городской Думы снижается. Уже сейчас можно сделать вывод, что новый состав будет слабее. Костяк уменьшится, но в большинстве своем будет состоять из действующих депутатов уходящего созыва. Примечательно участие Олега Лавричева, который заявился на праймериз в последний момент. Но не только он может претендовать на место председателя Думы. Не исключу, что скрытые или даже уже открытые амбиции есть и у Прокоповича, и у Сатаева, и у Балакиной, и у Фельдмана, и Ванькиной, и у "новичков" думы. Но авторитарное решение по этому вопросу, конечно, будет прерогативой губернатора Никитина. Говорить о полярном управлении Думой, то есть, когда в руководстве Думы будут представители большинства парламентских партий (был и такой период в современной истории нашей гордумы) уже не приходится. Но, тем не менее, несмотря на "обреченность" ситуации, выборы могут стать интересными. Задач для КПРФ, ЛДПР, "Справедливой России", "Яблока", "Партии Роста" и других партий никто не отменял. Формируется и пул самовыдвиженцев. И в случае временных консолидаций в союзы и блоки, в случае грамотного распределения не провластных кандидатов по округам, в случае скоординированной работы наблюдателей, у "оппозиции" есть шанс хоть немного нарушить спущенную сверху формулу (30+5) будущей Думы.

Основное фото: ИА "Нижний сейчас"