Нижегородские власти и предприниматели связывают с предстоящим Чемпионатом мира по футболу в 2018 году надежды на пополнение бюджетов и касс. Неоднократно с участием главы города Елизаветы Солонченко проходили совещания по включению предпринимательского городского сообщества в предстоящий пир духа. Действуют рабочие группы, планируются муниципально-частные партнёрства, есть намёки на развитие разных форм нестационарной торговли и общественного питания (в частности – фудтраков).
Но среди предпринимателей царят, скорее, скептические настроения, связанные как с общеэкономической ситуацией в стране, так и нижегородскими нюансами.
Павел Солодкий, нижегородский бизнес-омбудсмен:
- Если говорить о ситуации в стране, то бизнес-сообщество волнует низкая покупательная способность населения. Последние два года – время активного спада, кредиты для многих субъектов МСБ недоступны. Очень много банкротов появилось в 2015–2016 годах… Особую надежду вызывают программы поддержки кредитования МСБ, по которым активно работает ряд региональных банков. Надеемся, что подобные меры дадут толчок для стабилизации экономики и выхода из кризисной ситуации.
По словам совладельца одного из нижегородских хостелов Юрия Кузьмичева, инфраструктура гостеприимства (транспортная составляющая, общепит, размещение, экскурсии) развивается в рамках сложной экономической ситуации три-четыре последних года подряд.
Юрий Кузьмичёв, нижегородский хостельер, совладелец «Бугров Хостел»:
- Есть завышенные ожидания города и нижегородских предпринимателей от приезжих, их денег. В частности, от предстоящего чемпионата мира – 2018. Хорошо, что реконструируют Московский вокзал, что запущен новый терминал международного аэропорта «Нижний Новгород», наводится порядок в такси, растёт номерной фонд гостиниц и хостелов. Но в последнем случае уже сейчас перепроизводство номерного фонда. Просто нет такого потока, что позволит говорить о серьёзной заполняемости. И после ЧМ-2018 спрос на номера упадёт в разы, и нижегородскую гостиничную отрасль ждёт кризис. В Нижнем Новгороде всего не более 100 дней в году, когда трафика хватает на всех работающих в сфере гостеприимства.
Вход на рынок хостельных услуг недорогой, говорит Кузьмичев: объем первоначальных инвестиций в ремонт, мебель, оборудование сопоставим со стоимостью квартиры. Есть еще одна особенность, можно сказать – бонус. Хостелы, в отличие от гостиниц, мало проверяют контролирующие органы. Разве что ФМС бдит, выписывая за каждого незарегистрированного иностранного гражданина штраф 500 тысяч рублей. И это уже серьезно – бизнес низкомаржинальный, и если попался, такие выплаты могут обанкротить.
Юрий Кузьмичев:
- Уже сейчас ситуацию с хостелами в Нижнем Новгороде считаю близкой к критической: в этот бизнес пришло много случайных людей без опыта бизнес-деятельности, возник переизбыток предложения номерного фонда на фоне невысокой туристической активности. Это приводит к демпингу со стороны отдельных игроков, а там, где демпинг — там снижение качества услуг, банкротство и невыполнение обязательств перед клиентами. Есть хостелы, которые меняли собственника по 5-6 раз.
Режиссер Евгений Кудельников - из тех нижегородцев, кто еще надеется, что городе не упустит те шансы, что дает статус города-хозяина чемпионата.
Евгений Кудельников, кинорежиссёр:
- Нижний Новгород не то что на мировом уровне, но даже на российском – никаких резонансных инфоповодов давно уже предложить не может, поэтому всё, что связано с чемпионатом – на пользу. Я бы рассматривал ЧМ-2018 как уникальное окно возможностей для продвижения города и области на федеральном и мировом уровне. Очевидно, что недостаточно сформулировать потенциальным туристам, партнерам и инвесторам какое-то предложение, обещание – намного сложнее это предложение донести до них. И вот, менее, чем через год, для любой новости в контексте ЧМ-2018 загорится зеленый свет на самом высоком уровне. Это окно возможностей захлопнется, как только ЧМ закончится, упустить его – это просто расточительство, на мой взгляд.
По мнению Кудельникова, помимо чисто спортивных событий город столкнется и с беспрецедентным усилением мер безопасности на время игр. Для продвижения непосредственно в период проведения игр необходимо создать события, контекстно связанные с чемпионатом, но визуально привязанные к городу, чтобы в кадр попало что-то ещё, кроме стадиона, считает Евгений и приводит хороший пример подобной акции, но по другому поводу – поздравление женщин с 8 марта, с «открыткой» в виде Чкаловской лестницы.
И главное: условиях конкуренции за туристов и инвестиции с другими территориями Нижнему Новгороду жизненно необходима концепция продвижения на федеральном и мировом уровне, говорит собеседник "Нижнего сейчас".
Евгений Кудельников, кинорежиссер:
- Ответственность за создание и реализацию концепции лежит на власти, конечно, и может быть, именно сейчас, в преддверии ЧМ-2018, команда нового мэра что-то предпримет в этом направлении. За оставшееся время что-то ещё можно придумать. Мое лично мнение таково, что город и область можно эффективно продвигать далеко за их пределами в рамках общественно значимых культурных проектов, ориентированных на максимально широкую аудиторию – таких, как кино, музыка, театр, фестивальное движение. Пока от властей нет запроса на подобные проекты, но будем надеяться, что понимание придет, а пока будем делать, что можем – сами. Туристический бренд, один из лучших в России – дипломная работа Марии Пономаревой; художественный полнометражный фильм, посвященный Нижнему Новгороду – «Студия Нижний» – снят нижегородцами на свои деньги; список можно продолжать.
Относительно того, обогатятся ли нижегородские предприниматели на ЧМ-2018, Кудельников прогнозов не делает. По его словам, кто хочет заработать – найдет способ. «От всего сердца желаю предпринимателям найти такие возможности, но манны небесной ждать не стоит, как мне кажется – у чемпионата есть международные партнеры, которые и снимут основные сливки с рекламного и коммерческого пирога. Гораздо важнее городу найти способ заявить о себе», - замечает кинорежиссер.
Заглавное фото - Ярослав Гунин/пресс-служба правительства области