Волжский межрегиональный природоохранный прокурор Александр Илюшин в июле 2023 года принес протест на закон №98 "Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области".
Прокурор указал, что статьями 13 и 14 регионального закона предусмотрены упразднение и реорганизация ООПТ, что противоречит федеральным нормам и содержит коррупциогенный фактор.
В протесте указано, что в силу п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии со ст. 5 ФЗ "Об охране окружающей среды" управление природно-заповедным фондом относится к полномочиям органов госвласти РФ.
Вопросы создания и функционирования ООПТ регулируются ФЗ №33 "Об особо охраняемых природных территориях". Этим законом предусмотрено, что регионы согласовывают решения о создании ООПТ регионального значения, изменении режима их охраны с уполномоченным федеральным органом.
Таким образом, отмечает прокурор, из системного толкования федеральных законов и Конституции следует, что у регионов есть полномочия только в части создания ООПТ регионального значения и изменения режима их особой охраны.
Реорганизация и упразднение ООПТ, в том числе в связи с наступлением последствий неисполнения обязанностей по их сохранению, в целях создания рекреационной и иной инфраструктуры без учета природоохранных требований, влекущей увеличение антропогенного воздействия, федеральным законодателем не предусмотрены.
Изъятие земель природно-заповедного фонда федеральным законодательством прямо запрещено, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законами.
Прокурор подчеркивает, что отсутствие в ФЗ №33 прямого запрета на упразднение ООПТ, равно как и четкой регламентации процедуры снятия правового статуса, изменения границ или реорганизации, не означает, что соответствующие решение можно принимать на основании норм регионального законодательства.
Он пришел к выводу, что региональный закон не имеет объективных критериев применения и допускает возможность произвольного выбора процедуры реорганизации и упразднения ООПТ, что в свою очередь является коррупциогенным фактором.
На основании этого прокурор требует от Законодательного собрания привести областной закон в соответствие с требованиями федерального законодательства и исключить коррупциогенные факторы.
Отметим, что в июне 2014 года правительство Нижегородской области упразднило памятник природы регионального значения "Чайкино болото".
В 2020 году минэкололгии проводило публичные консультации по проекту постановления "Об упразднении памятника природы регионального значения "Парк г. Горбатова". Однако тогда постановление не подписали.
Справка:
К особо охраняемым природным территориям относятся: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады. Законами субъектов РФ можно устанавливать и иные категории ООПТ регионального и местного значения.
Фото: ИА "Нижний сейчас"