Прокуратура нашла коррупциогенный фактор в проекте нижегородского закона о сборе валежника

23 сентября 2022 в 13:26

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура рекомендовала доработать проект закона "О заготовке лесных ресурсов гражданами для собственных нужд на территории Нижегородской области". Об этом говорится в материалах к законопроекту.

21 сентября 2022 года проект закона обсудили на заседании комитета по экологии и рекомендовали принять в первом чтении.

Напомним, документ разработали взамен действующего закона от 2007 года №143 "О порядке и нормативах заготовки древесины, порядке заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядке заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд на территории Нижегородской области".

И.о. главы минлесхоза Александр Чешуин пояснил, что в новом законе снимают годовые ограничения для муниципалитетов на объем древесины, который граждане могут заготавливать для своих нужд. Объем ежегодно будет устанавливать министерство. По информации минлесхоза, это позволит исключить случаи, когда квота на район превышалась и остальным заявителям леса не хватало.

Кроме того, устанавливают порядок ценообразования для купли-продажи леса гражданами у арендаторов, сейчас арендатор цену определяет сам. После принятия изменений она будет определяться себестоимостью. По расчетам минлесхоза, стоимость древесины при покупке у арендатора должна стать ниже, нежели гражданин будет готовить ее сам на свободном от аренды участке.

В перечень разрешенных для заготовки лесных ресурсов добавляют древесную зелень, хворост, разрешают выкопку деревьев, кустарников и лиан на лесных участках. Для заготовки валежника разрешат использование ручного инструмента – ручных пил, топоров и легких бензопил. Отметим, что в действующем законе хворост указан как недревесный ресурс, однако нормы его заготовки не прописаны.

Кроме того, прописывают требования к восстановлению леса при заготовке гражданами для собственных нужд.

Расширяют требования и к заготовке березового сока. Так, сверление канала необходимо будет производить на высоте 20 – 35 см от корневой шейки дерева. На одном дереве возможен только один канал. Кроме того, после окончания сезона подсочки отверстия необходимо промазать живичной пастой или закрыть деревянной пробкой и замазать варом, садовой замазкой или глиной с известью для предупреждения заболевания берез.

В свою очередь прокуратура указывает, что статьей 5 проекта закона установлен порядок заготовки валежника, который отнесен к недревесным лесным ресурсам. В соответствии с ч. 1 ст.33 Лесного кодекса РФ такие ресурсы, кроме елей и других хвойных пород для новогодних праздников, граждане заготавливают в соответствии со ст.11 Кодекса. Она обязывает граждан соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Однако п. 4 ст. 5 проекта закона возлагает на граждан при заготовке валежника обязанность соблюдать, помимо прочего, лесохозяйственный регламент лесничеств. Согласно п. 5 ст. 5 для информирования граждан о площадях, требующих очистки от валежника, уполномоченный орган определяет объемы и местоположения указанных площадей.

Из изложенного, указывает прокуратура, следует, что право граждан, предоставленное ст. 11 Лесного кодекса на свободное пребывание в лесах, сбор и заготовку валежника, может быть ограничено объемами и конкретной территорией, определяемыми уполномоченным органом.

Наличие завышенных требований образует коррупциогенный фактор.

Статьями 6-10 проекта закона определен порядок заготовки недревесных лесных ресурсов гражданами и установлены ограничения. Но они аналогичны ограничениям минприроды РФ, регулирующими отношения при сборе недревесных ресурсов в рамках предпринимательской деятельности. Разработчики проекта закона не учли, что заготовка гражданами недревесных ресурсов для своих нужд имеет льготный характер. Поэтому ограничения и требования к их заготовке не могут быть равными тем, которые действуют для предпринимательской деятельности.

Кроме того, согласно ст. 33 Лесного кодекса ограничение заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов можно устанавливать только в соответствии со ст. 27 Лесного кодекса. А она не содержит ограничений, определяемых проектом закона.

По тем же основаниям ограничения в ст. 12-20 проекта закона при заготовке пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений гражданами не могут быть тождественны ограничениям, установленным на федеральном уровне для предпринимательской деятельности.

Кроме того, прокуратура указывает, что установление в региональном законе порядка заготовки хвойных деревьев для новогодних праздников не соответствует заявленной цели правового регулирования, так как не относится к собственным нуждам граждан.

В ведомстве напомнили, что на основании ч. 4.1 ст.32 Лесного кодекса в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, допускается заготовка хвойных деревьев для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

Фото: ИА "Нижний сейчас"