Эксперт-мониторинг событий 11 – 15 февраля 2019 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – заседания президиума Госсовета РФ года по нацпроекту "Жилье и городская среда".
Как напомнил эксперт "Минин-центра" Александр Ефимов, на заседании президиума Госсовета в Казани 12 февраля 2019 года президент Владимир Путин озвучил переход на новую систему финансирования жилищного строительства с эскроу-счетами вместо прежнего долевого участия.
"Соответствующие поправки президент утвердил в законе о жилищном строительстве, согласно которым все застройщики с 1 июля 2019 года должны будут перейти на финансирование строительства и продажу жилья через эскроу-счета. С одной стороны это является вариантом решения проблемы обманутых дольщиков, когда их права защищаются на протяжении всего процесса жилищного строительства. С другой стороны, закономерно возникает целый ряд других проблем. С учетом таких факторов как повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до 20%, роста ставок по кредитам, новая процедура перехода на эскроу-счета и банковского финансирования жилищных проектов закономерно приведет к росту цен на новое жилье. При падении покупательской способности населения это жилье становится менее доступным, а в конечном итоге снижается активность на рынке жилищного строительства", - подчеркнул он.
По мнению эксперта, необходимость активного строительства нового жилья является актуальным с позиции проблемы физического износа уже существующего жилфонда. "Как показывает практика, сегодняшняя система капитального ремонта не решает данную проблему. Сегодня действительно эффективнее строить новое жилье, чем ремонтировать старое. Поэтому фактическое ограничение активности на жилищном рынке будет только обострять данную проблематику. Данные обстоятельства вынуждают отдельные регионы решать жилищные проблемы за счет собственных средств и возможностей. Показательно в этом отношении прозвучавшие на состоявшемся Госсовете предложения губернатора Нижегородской области Глеба Никитина. Они касались необходимости делегирования на региональный уровень полномочий по уточнению состава и содержания документов территориального планирования и генпланов. Речь идет о более удобных и прозрачных для застройщиков градостроительных нормах и правилах. Расширение региональных градостроительных полномочий, вероятно, принципиально не решит жилищную проблему, но, во всяком случае, ее сгладит", – заключил Александр Ефимов.
Региональная тема – решение регионального руководства о необходимости развития формата мобильной торговли в Нижегородской области
"На фоне успехов губернатора Глеба Никитина на Российском инвестиционном форуме в Сочи по потенциальному привлечению федеральных возможностей, в самой Нижегородской области актуальны текущие проблемы, не решение которых принципиально снижают экономическую активность. Одна из них – проблема малого предпринимательства, в частности снижение количества объектов мелкой розницы, что приводит к уменьшению налогооблагаемой базы и количества трудозанятых. На уходящей неделе губернатор Глеб Никитин поддержал инициативу минпромторга РФ по развитию нестационарных форм торговли. И речь идет не только о малочисленных и удаленных населенных пунктах, но и о крупных городах. В значительной степени правительственная инициатива является ответом на целый ряд противоречий в существующей торговой сфере. До недавнего времени активно проводилась политика отказа от принципов 1990-х годов с их стихийным развитием торговли мелкой розницы и планами приведения ее к цивилизованным стандартам", - прокомментировал эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев.
Он напомнил, что приход на рынок торговли крупных сетевых структур сильно ударил по мелкой рознице, но не обеспечил наполнение всего сегмента рынка, как по ассортименту, так и по ценовым показателям.
"Не стоит забывать и об активных административных мероприятиях против объектов мелкой розницы, которые в некоторых муниципалитетах приобрели масштабные формы. Например, в Дзержинске управлением развития предпринимательства городской администрации под предлогом приведения в соответствие с утвержденными стандартами, уже длительное время происходит массовое возбуждение административных дел против предпринимателей-собственников объектов мелкой торговли. При этом показательно, что если предприниматели грамотно подходят к отстаиванию своих прав в судах, то дела ими выигрываются, а дела об административной ответственности прекращаются за отсутствием состава правонарушений", - продолжил эксперт.
По мнению Соловьева, проблема цивилизованного развития мелкорозничной торговли при этом не решается в принципе, а саму кампанию против мелких предпринимателей можно рассматривать как лоббирование интересов крупных бизнес-групп, владельцев торговых центров и крупных рынков.
"В тоже время ниша мелкой розницы и мобильной торговли остается востребованной. Не стоит забывать, что в данной сфере занято достаточно большое количество трудоспособного населения. Инициатива, поддержанная губернатором – не очень помпезная, но вполне реальная возможность решения целого ряда экономических вопросов за счет активности и свободы предпринимательства самого населения. Остается надеяться, что это не приведет к очередной кампании и дополнительным обременениям для предпринимателей малого бизнеса", – подытожил эксперт.
Муниципальная тема – решение премьер-министра Дмитрия Медведева о создании территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Володарске и Решетихе в Нижегородской области
Как отметил эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов, решение федерального уровня предусматривает создание территории повышенной инвестиционной привлекательности за счет преференций в виде освобождения от налогов на землю и имущество, а также снижение ставки по налогу на прибыль.
"ТОСЭР – одна из эффективных форм экономического продвижения, так как одновременно решается ряд задач. Это и привлечение инвесторов с предоставлением им выгодных преференций. Это и активное развитие ранее узкоспециализированных территорий, которые в случае комплексной реализации программы могут стать точками роста для Володарского муниципалитета в целом. При всей очевидности плюсов развития территорий повышенной экономической активности существует ряд проблем. Прежде всего, бюрократического характера. Согласно действующему законодательству, развитие ТОСЭР предусматривает согласование в профильных федеральных министерствах и принятия окончательного решения на уровне премьер-министра. В этой связи показательны сроки. Решение о создании ТОСЭР "Володарск-Решетиха" было принято еще в июле 2018 года. Сегодня речь идет только о принципиальном решении вопроса на уровне Москвы. Основная же работа по содержательному наполнению ТОСЭР на уровне региона еще впереди", - прокомментировал он.
Как подчеркнул эксперт, при этом практика ТОСЭР в Нижегородской области не является массовой – единственная уже действующая в регионе ТОСЭР создана только в Сарове. "И если в Сарове уже есть все условия для получения экономического эффекта, то "Володарск-Решетиха" выглядят лишь как отдаленная перспектива экономического бума на небольшой территории. При этом на сегодняшний день желание разместить в ТОСЭР свои подразделения изъявляют не только крупные структуры с передовым инновационным потенциалом. Возможности своеобразного налогового оффшора с ощутимыми финансовыми преференциями привлекает в ТОСЭР весьма разные по профилю компании, для многих из которых это вариант сохранения бизнеса в трудных экономических условиях", – заключил эксперт.
Основное фото: "Нижний сейчас"