"Проблемное освоение денег, ручное управление "Швейцарией" и перемены в Балахне" – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий 17-21 февраля 2020 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – отчет Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за 2019 год.

На уходящей неделе Счетная палата обнародовала резонансный отчет, согласно которому непотраченные расходы федерального бюджета в 2019 году превысили 1,1 трлн рублей, что является рекордом за последние 11 лет. Одна из причин такого низкого уровня исполнения бюджета – проблемы в освоении средств по реализации национальных проектов, стартовавших в 2019 году.

"Проблемное освоение денег, ручное управление "Швейцарией" и перемены в Балахне" – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

"Само по себе понятие "освоение средств" – достаточно специфическое определение, которое не только не переводится на общепринятый экономический язык, но и имеет своеобразную российскую специфику. Парадоксальность ситуации наличия значительных бюджетных средств и невозможности их реализации вызывается целым рядом причин, связанных с бюрократизацией, сложностью оформления соответствующих документов и процедур", - комментирует эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов.

"Как отмечается в отчете Счетной палаты, все это наложилось и на поздние сроки начала реализации нацпроектов в 2019 году. Однако документ показывает и более глубинные проблемы, связанные с нацпроектами. Самая серьезная из них – это эффективность реализации. Как справедливо отмечают аудиторы, ряд результатов федеральных проектов вообще не оказывает влияния на достижение какого-либо целевого показателя национальных проектов. Многочисленные количественные показатели не отражают возможные качественные изменения, способные менять проблемную картину в различных сферах социально-экономической жизни. Это очень важный момент – формальное освоение средств не дает еще ответ на вопрос, насколько эффективно были потрачены финансы, и как это повлияет на такие значимые категории как качество жизни и развитие человеческого капитала", - подчеркнул он.

"Примером противоречивости освоения федеральных средств по нацпроектам может являться ситуация со строительством детских садов и школ в Нижнем Новгороде. На уходящей неделе было официально заявлено, что федеральные средства на строительство социальных учреждений в областном центре, выделенные еще в 2019 году, полностью не освоены. Сроки их сдачи в очередной раз отодвинуты на весьма значительный период уже 2020 года. Очевидно, что формально средства распределены в рамках заключенных конкурсных контрактов, но при этом в силу комплекса разного рода причин мы еще длительное время не увидим эффекта их влияния на демографию и образование", - добавил эксперт.

Региональная тема – вмешательство губернатора Глеба Никитина в ситуацию с реконструкцией парка "Швейцария"

"Проблемное освоение денег, ручное управление "Швейцарией" и перемены в Балахне" – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Сергей Раков (фото: НИА "Нижний Новгород")

"Возникшие проблемы с благоустройством парка потребовали в очередной раз вмешательство губернатора Глеба Никитина. Он встретился с общественниками и сделал несколько резонансных заявлений. Острота ситуации с парком "Швейцария" вызывается рядом обстоятельств. Это, прежде всего, неясность будущего нескольких площадок парка, которые могут попасть под капитальное строительство и размещение на них различных коммерческих объектов, что и вызывает определенный общественный протест и соответствующий информационный резонанс", - говорит эксперт "Минин-центра" Сергей Раков.

"Кроме этого, как уже ранее отмечалось, обновление парка "Швейцария" является одной из центральных тем празднования 800-летия Нижнего Новгорода. Объективно, это может стать юбилейным подарком городу, что подтверждается и суммой в 4 млрд рублей на его реконструкцию, большая часть которой выделяется из федерального бюджета. Но вопросов пока существенно больше чем ответов. Старт такого проекта оказался явно смазан. К этому следует добавить тему возможного переименования парка, которую инициировала городская администрация на фоне явно нерешенных более значимых проблем. В результате сложился комплекс противоречий и точек напряженности. Губернатор Глеб Никитин вынужден был лично вмешаться. Надо отдать ему должное – после встречи с активистами ряд вопросов разрешился, но появились новые", - подчеркнул он.

"Парк "Швейцария" (ООО "Парк Приокский") принадлежит городу, и все вопросы его реконструкции – это полномочия и зона ответственности городской администрации и мэра Владимира Панова, который, кстати как никто другой знает проблематику этой территории. Но вместо мэра на встрече был его новый зам по строительству. Уже не в первый раз проявилось ручное вмешательство губернатора в управленческий функционал муниципалитета, который не способен решать конкретные задачи, создавая проблемные ситуации. Этот тезис публично подтвердил губернатор. И это уже тенденция, которая касается не только Нижнего Новгорода", - продолжил эксперт.

"Вспомним Балахну с недавним фактическим снятием главы района с должности. Тенденция ручного управления конкретными муниципальными проблемами усиливается и политической ролью губернатора. Глеб Никитин сегодня – руководитель регионального отделения "Единой России", что требует ярких публичных действий и медийного разрешения общественно-значимых проблем. В случае с парком "Швейцария" Глебом Никитиным были даны принципиальные обещания сохранения статуса зеленых зон и недопущения его коммерческой застройки. Насколько эти обещания окажутся реальными – покажет самое ближайшее время. Так как обновленное решение проектанты должны представить уже скоро. Но тогда возможно и правомочен вопрос: могут ли заявленные 4 млрд превратиться, к примеру, в 3 млрд после сокращения планов в парке? И кстати, никто и нигде не поясняет принцип формирования такой немалой по сумме сметы. Многие эксперты уже усомнились в целесообразности таких затрат на фоне массы других более важных проблем, к примеру в здравоохранении и ЖКХ. Вот в этом бы вопросе проявить общественный контроль, но ранее активный в контроле закупочной деятельности ОНФ сейчас менее активен. Тем не менее, благодаря губернатору пока у жителей Нижнего Новгорода появилась серьезная гарантия сохранения основного профиля и паркового ансамбля "Швейцарии"", - подытожил Раков.

Муниципальная тема – административные изменения в Балахне

Земское собрание Балахнинского района на внеочередном заседании 20 февраля 2020 года одобрило отставку главы МСУ и назначение временно исполняющего полномочия главы района. После визита губернатора Глеба Никитина и критики руководства района, глава МСУ Алексей Левкович написал заявление об отставке. Официальная должность нового руководителя района Алексея Галкина – временно исполняющий полномочия главы МСУ.

"Проблемное освоение денег, ручное управление "Швейцарией" и перемены в Балахне" – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

"Временный статус нового руководителя связан с другим важным изменением, одобренным Земским собранием – Балахнинский район преобразовывается в муниципальный округ. В Нижегородской области это первый пример введения нового вида муниципального образования, который в дальнейшем получит широкое распространение", - комментирует эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев.

Он напомнил, что в 2019 году Государственная дума разработала и приняла поправки в ФЗ №131 "Об общих принципах организации МСУ в РФ", введя новую форму МСУ – муниципальный округ, что должно снять существующие противоречия процесса перехода сельских муниципалитетов на одноуровневую систему управления.

"До изменения федерального закона такой формой являлся "городской округ". Его распространение на сельские муниципалитеты создавало комплекс проблем, основной из которых являлась необходимость перехода сельского образования на городские стандарты. Примером такого проблемного противоречия может являться присоединение к Нижнему Новгороду Новинок, жители которых были недовольны потерей прежних льгот, ранее предоставляющихся им в сельском Богородском районе. С другой стороны, для сельского муниципалитета новые городские стандарты жизни – это необходимость дополнительных финансовых средств, которыми они в массе своей не располагали. Изменения федерального закона №131, вступившие в силу 1 мая 2019 года, должны такие противоречия снять, и Балахнинский район становится нижегородским полигоном отработки юридических нововведений", - подчеркнул Игорь Соловьев.

При этом, по его мнению, это не самый хороший вариант для экспериментов, так как создает дополнительные политические факторы в достаточно проблемном районе Нижегородской области.

"Так, юридически полноценный глава МСУ появится только после преобразования района в муниципальный округ, сама процедура которого предусматривает переформатирование представительных органов власти на уровне поселений и самого района, которые наложатся на сентябрьские выборы 2020 года. Административный эксперимент можно было отработать на более спокойных сельских районах Нижегородской области. Помимо этого, как показывает российская практика, скоропалительные территориальные преобразования муниципалитетов не всегда способствуют повышению эффективности местных властей по обеспечению вопросов жизнедеятельности населения", - заключил эксперт.

Основное фото: ИА "Нижний сейчас"