Правительство РФ сочло целесообразным строительство ВСМ Москва – Нижний Новгород

Как пишет газета "Коммерсант" 21 января 2019 года, первый участок высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань (до Нижнего Новгорода) все же решили строить: по информации издания, целесообразность этого подтверждена на совещании у вице-премьера Максима Акимова. На проект в российском бюджете предлагается предусмотреть 200 млрд рублей и начать процесс обнуления налога на имущество ВСМ.

Как стало известно “Ъ”, 17 января на совещании у вице-премьера Максима Акимова одобрено строительство первого участка высокоскоростной магистрали Москва – Казань – от Железнодорожного (Московская область) до Гороховца (Владимирская область). По словам собеседника “Ъ”, знакомого с ситуацией, было предложено констатировать, что проект обеспечивает выход на плановую операционную безубыточность как владельца инфраструктуры (концессионера), так и перевозчика (ОАО РЖД) с третьего года эксплуатации даже при консервативной оценке пассажиропотока.

Участок Железнодорожный – Гороховец с организацией движения до Нижнего Новгорода должен стать первым этапом ВСМ Москва – Казань, которая, в свою очередь, планируется как часть ВСМ "Евразия", позволяющей проехать от Берлина до Пекина за 2,5 суток. Первый участок сократит время в пути от Москвы до Нижнего Новгорода до 2 часов 5 минут. Стоимость проекта оценивается в 621,55 млрд рублей, из которых бюджет должен предоставить капитальный грант 200 млрд рублей, РЖД – 200 млрд рублей, остальную сумму должен вложить концессионер (его пока не выбрали, рассматриваются китайские и немецкие компании): 138,7 млрд рублей собственных и 82,9 млрд заемных.

По рассматриваемой финансовой модели, операционная рентабельность для концессионера лишь в 2025 году уходит в минус, в остальные годы она положительная, а операционная безубыточность перевозчика достигается в 2026 году. Модель выдерживает рост капитальных затрат на инфраструктуру до 10%, а также падение прогнозного спроса до 30%, но "на плановую операционную безубыточность могут оказать влияние иные, не контролируемые концессионером факторы".

Как сообщили "Ъ" в ОАО РЖД, прогноз пассажиропотока показал, что на ВСМ должно уйти около 40% пассажиров между Москвой и Нижним Новгородом. По финмодели, на третий год работы ВСМ поток Москва – Нижний Новгород составит 3,13 млн пассажиров в год, а по всей линии в целом – 7,7 млн пассажиров в год. В 2018 году железнодорожный пассажиропоток Москва – Нижний Новгород без учета промежуточных станций превысил 2,3 млн человек, с учетом автотранспорта это более 5,5 млн человек, он растет на 5-6% в год. Суммарный пассажиропоток по всем видам транспорта в створе перспективной ВСМ Москва – Нижний Новгород без учета пригорода составляет около 14 млн человек.

Как сообщалось ранее, первый этап проекта ВСМ “Москва – Казань” включен в комплексный план развития магистральной инфраструктуры. В начале ноября 2018 года появились слухи о том, что президент РФ Владимир Путин поставил под сомнение целесообразность строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали от Москвы до Нижнего Новгорода, однако пресс-секретарь главы государства эти слухи опроверг.

Фото: Скоростные магистрали