Потекла лапша по трубам: Гордума разрешила Водоканалу глубже залезть в наш кошелек

На заседании Городской думы 21 ноября депутаты очень быстро приняли решение "Об обращении к губернатору Нижегородской области с инициативой об установлении предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании город Нижний Новгород". Суть — получить разрешение от губернатора увеличить коммунальные тарифы в июле следующего года на 4,1 %, а не на 2,4 %, как то рекомендуется в справке ФАС РФ, сопровождающей Постановление правительства РФ № 1347 от 12 ноября 2018 г.

ЭХ,  РАЗ,  ЕЩЕ  РАЗ! 

В принципе, нижегородские депутаты все сделали в пределах дозволенного, поскольку второй пункт упомянутого Постановления федерального правительства гласит, что "предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации". Принять или отклонить просьбу депутатов, решит Глеб Никитин.

Спешка, с которой вопрос был вынесен на заседание Гордумы, обусловлена двумя моментами. Первый — решение о том, что в 2019 году по всей стране тарифы будут повышаться не один, а два раза — 1 января и 1 июля (с 2015 года это делалось только один раз 1 июля) —Дмитрий Медведев подписал лишь 12 ноября. Второй — deadline (15 декабря 2018 г) федеральное правительство установило таким, что промедление с утверждением тарифов было бы подобно финансовой смерти для поставщиков коммунальных услуг.

Необходимость дважды в год официально залезть с кошелек граждан России обусловлена тем, что с начала года до 20 % увеличится налог на добавленную стоимость (НДС). И, если оставить все, как прежде, то есть индексировать тарифы только в середине лета, то бедные коммунальные службы останутся совсем без денег.

"Несмотря на повышение НДС со следующего года, мы сохранили подход к индексации тарифов на уровне целевой инфляции - около 4 процентов. Единственное изменение - предполагается индексацию тарифов ресурсоснабжающих организаций разбить на два этапа: сделать повышение на 1,7 процента с 1 января, а оставшуюся часть произвести 1 июля", - цитирует министра экономического развития Максима Орешкина «Российская газета». При этом чиновник акцентировал внимание на том, что рост общего платежа за жилищно-коммунальные услуги, несмотря на повышение НДС, не должен превысить 4 процента. Но в итоге даже на федеральном уровне общее повышение зафиксировано на отметке 4,1 %.

Потекла лапша по трубам: Гордума разрешила Водоканалу глубже залезть в наш кошелек

Фото: kremlin.ru

Интересно, что в день подписания правительственного постановления президент России Владимир Путин попросил премьер-министра Медведева поговорить с коллегами насчет того, что растёт фискальная и квазифискальная нагрузка на людей. "Надо понимать, что реально там происходит, не на бумажках, а в реальной жизни", — посоветовал президент премьеру.

То, что решение об увеличении НДС до 20 % и обусловленное этим двухразовое повышение коммунальных тарифов, безусловно увеличивают "квазифискальную нагрузку" на население, думаю, все уже поняли.

К чему это приводит, становится понятно из данных о суммарных долгах населения России организациям коммунального обслуживания. Статистику мы взяли у коллег из интернет-издания "Газета.ru",  а оно — из официальных источников: суммы долга за 2014—2016 гг — в Росстате, за 2017 год — в Минстрое РФ, а за три квартала 2018 года — из выступления профильного вице премьера Виталия Мутко

Суммарные долги населения РФ организациям коммунального обслуживания (млрд. руб)

Потекла лапша по трубам: Гордума разрешила Водоканалу глубже залезть в наш кошелек

Картинка впечатляет, но проведем еще простые арифметические действия, чтобы узнать на сколько процентов ежегодно растет задолженность относительно предыдущего года: 2015 г. —122,3 %, 2016 г. — 198,8 %, 2017 г. — 238,9%, 9 месяцев 2018 г. — 201,2%.

ВОДА-ВОДА,  КРУГОМ  ВОДА... 

И вот нижегородские депутаты просят об узаконивании еще одной «квазифискальной» нагрузки на население. И даже пытаются объяснить свое решение разумными, с их точки зрения, доводами. Так экс-глава города, депутат Гордумы, заместитель председателя городского парламента Елизавета Солонченко буквально сразу после заседания Гордумы опубликовала в своем фейсбучном аккаунте такой текст:

Потекла лапша по трубам: Гордума разрешила Водоканалу глубже залезть в наш кошелек

Елизавета Солонченко. Фото из личного архива.

"Выступлю в не самом приятном жанре "Почему я проголосовала за повышение тарифов". Это тоже часть работы депутата.

Речь, как вы понимаете, о том, что сегодня Гордума проголосовала за то, чтобы обратиться к губернатору Нижегородской области с инициативой установить новый верхний предел на тарифы на водоснабжение и водоотведение для жителей Нижнего Новгорода. Почему этого нельзя избежать и почему в абсолютных цифрах это не так страшно.

Начнём с того, что качество воды в Нижнем, будем честны, не очень хорошее. Питьевую воду многие покупают или же как минимум пользуются фильтрами. (Это, кстати, дополнительные расходы для семейного бюджета). А в некоторых домах, например, в Канавино из крана просто идёт ржавая вода. Видела своими глазами, когда была главой города и объезжала проблемные точки. Слово Капитану Очевидность: улучшить ситуацию можно только положив новые трубы. Исключительно за счёт нынешних городских инвестпрограмм сделать это, к сожалению, невозможно.

Повышение тарифов в абсолютных цифрах составит не более 51 рубля 20 копеек на семью из трёх человек. В случае утверждения нового тарифного максимума для нижегородского "Водоканала" губернатором, доля платежей за воду в Нижнем будет ниже, чем в сопоставимых городах-миллионниках (Казани, Екатеринбурге и Перми) и, кстати, ниже, чем в Кстово и Дзержинске.

Поэтому, хоть я и против любого повышения тарифов, здесь я вместе с депутатами вынуждена признать, что это необходимая мера. Иначе качество нижегородской воды не улучшить – ни через пять, ни через десять лет".

И прикрепила к нему картинки, наглядно демонстрирующие, почему нижегородцы должны больше платить.

Конечно, хорошо, что заместитель председателя Городской думы настолько открыта для общества, что высказывает все свои мысли, комментируя в социальных сетях рабочие моменты. Но еще чуть-чуть, и активность Елизаветы  Солонченко может сослужить ей медвежью услугу, спровоцировав конфликт с коллегами. Потому что та  же пресс-служба городской Думы предпочла не акцентировать внимание на этой скользкой  теме. Елизавете Игоревне своим публичным он-лайн выступлением удалось не только "словить хайп", но еще больше раззадорить участников соцсетей, которые, по большому счету, формируют позицию активных жителей города. А эта позиция потом проецируется в СМИ. И как показала дискуссия, Солонченко затеяла разговор, который не смогла продолжить, достойно отбивая атаки. С первых же комментариев она "поплыла" на чисто технических моментах, когда ей показали данные "Нижегородского водоканала" о качественных пробах воды в его трубах.  Не удивительно, что так бодро начавшая коммунальную тему леди-депутат вскоре получила и бескомпромиссный комментарий от Валентины Бузмаковой, которая назвала вещи своими именами.

Потекла лапша по трубам: Гордума разрешила Водоканалу глубже залезть в наш кошелек

То, что и далекие от политики нижегородцы уже не будут демонстрировать детсадовский инфантилизм и принимать на веру все, что им со скорбным видом и обреченным вздохом преподносят депутаты, также выяснилось в обстоятельных  комментариях к посту Солонченко. В ответ на ее милое "в абсолютных цифрах это не так страшно", Александр Степанов возразил:  "С нового года повышение НДС, рост цен на топливо, повышение коммуналки (в 2 этапа), дополнительная статья в жировке за вывоз и утилизацию бытовых отходов. В планах - введение новых норм по потреблению электроэнергии и повышение ее стоимости. Теперь и водоснабжение подрастет. Я согласен с положением дел и доводами законодателей и исполнительной власти. Один вопрос: где мне денег взять на все это? Моя компания не повышала зарплату никогда, мой доход без изменения с 2015 г. Найти новую работу в НН с более высоким доходом нельзя, т.к. в стране сложились условия к сокращению рынка труда, а не к его росту".

А Илья Огородцев напомнил:  "Мы уже, кстати, с 2005 года платим за вывоз ТБО с учетом перерабатывающего производства. На сегодня кое-как (в 2018м году!!!) показали сортировку. До переработки еще далеко!!! Кто то вернул жителям миллиарды уплаченных в никуда денег???"

Припомнили горожане и повышение тарифов на проезд в общественном транспорте, которое тоже оправдывали последующим повышением качеством услуги и обновлением автобусного парка. И что мы видим на дорогах Нижнего? Все то же самое.

И  ХОТЬ  БЫ  ПАЛЬЦЕМ  ШЕВЕЛЬНУЛИ…

2018-й год был особенно богат на непопулярные решения власти относительно необходимости залезть в кошелек граждан. И мало кто из депутатов всех уровней выступал против таких решений. Но мало и просто обозначать позицию – нужно что-то делать. Еще не улеглись страсти по введению строчки за капремонт – и мы видим, как, приговорив людей к очередным платежам, чиновники реализуют  эту программу: множество домов так и остаются аварийными, люди месяцами и годами ждут проведения работ первой необходимости. И в свое время мы видели примеры того, как представители власти защищали народные интересы. "Увеличивать квартплату для жителей в разы из-за возможного отказа государства финансировать капремонт – недопустимо", - заявил в 2012 году глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов, когда разговоры про коммунальную реформу только начались. И не ограничился заявлением, а направил официальные обращения в адрес всех депутатов Государственной думы России от Нижегородской области, которые и голосуют своими мандатами за или против принятия того или иного закона.

Потекла лапша по трубам: Гордума разрешила Водоканалу глубже залезть в наш кошелек

Олег Кондрашов на обследовании аварийных систем теплоснабжении в одном из МКД. Фото ProГород.

"Капитальный ремонт остается одной из самых затратных статей расходов в сфере ЖКХ. Эти задачи пока находятся далеко за пределом самых смелых возможностей бюджетов большинства российских городов, возможностей Нижнего Новгорода. Муниципалитеты самостоятельно с этой проблемой не справятся, и лишать их поддержки недопустимо.  Недопустимо и  полностью перекладывать огромные расходы по капремонту на самих жителей, - написал Кондрашов в адрес госпарламентариев. - Каждое повышение цен на коммунальные услуги вызывает волну недовольства людей, а в данном случае оно может оказаться очень существенным: квартплата вырастет в разы. Как глава администрации города я прошу Вас, уважаемые депутаты Государственной думы России от Нижегородской области, проголосовать за сохранение адресной государственной поддержки муниципалитетов в вопросах капитального ремонта многоквартирных домов", – обратился к депутатам Олег Кондрашов.

В свою очередь, уже после принятия на стадии обсуждения этой реформы в верхах, депутат Госдумы от Нижегородской области Вадим Булавинов чуть ли не единственный на местном уровне постоянно разъяснял в СМИ, как жители могут уберечь свои дома от того, чтобы их деньги, саккумулированные на капремонт, не растворялись в общем котле.

Потекла лапша по трубам: Гордума разрешила Водоканалу глубже залезть в наш кошелек

Вадим Булавинов в прямом телеэфире. Фото: ТК "Волга".

"Нижний сейчас" также предоставлял свою площадку для разговора с депутатом на эту актуальную и жизненно важную тему.

Так может быть, нашим нынешним депутатам-"торопыгам" стоит брать пример со своих коллег и прежде, чем выражать единогласное "одобрямс" очередной реформе, да еще и со своей стороны подкидывать кирпичиков в финансовое бремя населения, хотя бы попытаться найти альтернативный путь, да и разъяснительную работу вести грамотнее и заранее, а не ставить граждан перед свершившимся фактом? Ведь получается, что тема повышения тарифов на местном уровне возникла для нижегородцев безапелляционно. А где же предварительный диалог с обществом? Или мы с людьми только по ерунде советуемся – как что переназвать?

СТРАННОСТИ  ОБОСНОВАНИЯ

Кстати, есть немало странностей, подтвержденных документально, которые ставят под сомнение искренность как коммунальщиков, так и депутатов, пытающихся увеличить тариф сверх федеральной надбавки под предлогом обновления сетей.

Странность первая

В тексте думского решения речь идет только о двух компаниях: АО "Теплоэнерго" и ОАО "Нижегородский водоканал", подотчетных муниципалитету. Вернее, о "реализации утвержденных инвестиционных программ". Остальные поставщики ресурсов — ОАО Автозаводская ТЭЦ, ПАО "ТНС-энерго НН" и ОАО "Газпром Межрегионгаз" — компании частные и за них депутаты не имеют права просить.

В сообщении на официальном сайте городской администрации написано, что "рост тарифов на услуги Теплоэнерго с июля 2019 года не превысит прогнозного уровня, принятого Минэкономразвития РФ…  и составит 2,4 %".

Решаем пример для начальной школы: 1.7 % + 2,4 % = 4,1 %.

Так о чем же просят депутаты губернатора? Ведь именно такой размер повышения тарифа заложен в постановлении федерального правительства…

Странность вторая

В том же сообщении на сайте указано, что "водоканал планирует в 2019 году повысить тариф на водоотведение на 9,86% (1,7% в январе, 8,02% в июле)".

Сначала обращаем внимание арифметику: 1,7 % + 8,02 % = 9,72 %. Это на 0,14 % меньше заявленных выше 9,86%! Похоже, кто-то забыл курс арифметики начальной школы.

Кстати, если сравнивать эту цифру с той, которая стоит в "Пояснительной записке к проекту решения городской Думы города Нижнего Новгорода" (копия есть в редакции), то увидим еще один вариант — 8,0 %. И тогда суммарное увеличение тарифа станет меньше еще на 0,02 %.

Странность третья

Вспомним еще раз цитату из сообщения на официальном городском сайте: "водоканал планирует в 2019 году повысить тариф на водоотведение на 9,86% (1,7% в январе, 8,02% в июле)". Но теперь обратим внимание не на числа, а на слова. Вернее, на одно слово: "ВОДООТВЕДЕНИЕ".

Водоканал осуществляет две коммунальные функции — водоснабжение (подача воды) и водоотведение (прием, транспортировку и очистку сточных вод).

А теперь посмотрим на картинку, прикрепленную Елизаветой Солонченко к своему посту в соцсети. Авторство этого художественного произведения, очевидно, принадлежит ОАО "Нижегородский водоканал".

Потекла лапша по трубам: Гордума разрешила Водоканалу глубже залезть в наш кошелек

Мы, конечно, можем ошибаться, но здесь явно говорится не о водоотведении, а о водоснабжении, то есть подаче воды потребителям. Да и уважаемый депутат Солонченко говорит о том, что "качество воды в Нижнем, будем честны, не очень хорошее", что "в некоторых домах, например, в Канавино из крана просто идёт ржавая вода", и "улучшить ситуацию можно только положив новые трубы".  Но главное — "исключительно за счёт нынешних городских инвестпрограмм сделать это, к сожалению, невозможно".

А мы опять обратимся к официальному городскому сайту, где все в том же сообщении приведена справка.

"Справка. В настоящее время износ систем водоснабжения и водоотведения в Нижнем Новгороде составляет 84%. При этом, количество утечек на сетях водоснабжения за 10 месяцев 2018 года увеличилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а количество засоров на сетях водоотведения - на 7%. Все это является результатом того, что предприятие долгие годы недофинансируется".

В цитате генерального директора водоканала Николая Николюка, приведенной все в том же сообщении, видим совсем другие трубы: "Аварийность на сетях канализации в последнее время очень большая, необходимо поставить этому заслон, и растущая со следующего года инвестпрограмма призвана сделать это. Нам нужен небольшой рост сверх предельного индекса для того, чтобы перекладывать больше сетей канализации, прежде всего аварийных, чем это перекладывалось в последние 15 лет. Поэтому наша инвестпрограмма идет с превышением средней за последние 15 лет перекладки примерно в 2-2,5 раза, начиная с 2019 года. Мы хотим поддерживать темпы и дальше для того, чтобы через пять лет получить уже обновленный водоканал с гораздо лучшими показателями по качеству и аварийности".

И непонятно, о какой инвестиционной программе говорят депутаты и чиновники, если все так плохо.

Странность четвертая

Пять лет назад, летом 2013 года между администрацией города и руководством ОАО "Нижегородский водоканал" было заключено Концессионное соглашение сроком на 25 лет. В соответствии с ним предполагалось привлечь 6,2 миллиарда рублей заемных средств для на развития сетей водоснабжения и водоотведения города. В 2014 году было получено разрешение федерального правительства на реализацию пилотного для России проекта долгосрочных тарифов.

На сайте организации  со ссылкой на слова заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Андрея Чибиса, написано, что "новая система позволит водоканалу планировать тарифный план на несколько лет вперед, а также позволит составлять долгосрочный график ремонта и восстановления коммуникаций, подающих воду нижегородцам".  При этом сообщалось, что "тарифы будут устанавливается на срок 3-5 лет, что позволит избежать скачкообразного, неконтролируемого роста стоимости услуг".

Можно предположить, что действие установленных тогда "на три-пять лет" тарифов закончилось, и их требуется актуализировать. Ан, нет! На сайте Региональной службы по тарифам Нижегородской области есть действующее решение №65/23 от 14 декабря 2017 года "Об установлении ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "НИЖЕГОРОДСКИЙ ВОДОКАНАЛ", г. Нижний Новгород, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей Нижегородской области". И в нем установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на период с 2018 года вплоть до 2022 года.

Получается, что за пять лет действия концессионного соглашения практически ничего не удалось? Ни развить сети водоснабжения и водоотведения, ни привлечь для этого дополнительные средства? Конечно, что-то сделано. Так первый транш на 300 миллионов рублей от банка ВТБ был получен еще при Александре Байере. А при подготовке к ЧМ-2018 банк "Открытие" профинансировал проекты водоканала на сумму 1,23 миллиарда рублей.

Потекла лапша по трубам: Гордума разрешила Водоканалу глубже залезть в наш кошелек

Почему-то сейчас о концессии и ее достижениях ничего не слышно. Конечно, нет уже в Нижнем Новгороде главных «драйверов» концессионного соглашения — Олега Кондрашова и Александра Байера. Но ведь и в нынешнем составе остались депутаты Гордумы, которые это соглашение утверждали в 2013 году. Да и надзор за Водоканалом, все акции которого находятся в муниципальной собственности должен быть нешуточным. Были в составе Совета директоров этого акционерного общества городские депутаты. Правда с лета 2018 их заменили представители общественности и сотрудники администрации города, которые на первом же собрании избрали председателем совета Ивана Носкова, тогда еще исполнявшего обязанности заместителя главы администрации города, а ныне перебравшегося в кресло мэра Дзержинска, но с приставкой и. о.

На первом же заседании Совет директоров одобрил источники финансирования инвестиционной программы предприятия на 2018-2019 годы, а теперь выясняется, что либо этих сумм не хватает, либо источники финансирования выбраны не те. Вот и нужно повышать тарифы больше, чем рекомендует федеральное правительство.

А депутаты Гордумы покорно просят губернатора увеличить тарифы для водоканала, прикрываясь утвержденными, но, похоже неисполняемыми инвестиционными программами.

Есть не очень приятная присказка про лапшу и уши. Похоже, 21 ноября в Нижнем Новгороде стали применять переходящую лапшу.

А  ТЕМ  ВРЕМЕНЕМ

Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере), сообщает нижегородский следственный комитет.

По версии следствия, лицо из числа руководства ОАО "Нижегородский водоканал" путем подписания налоговой декларации, содержащей заведомо ложные сведения о сумме подлежащего уплате налога на добавленную стоимость, совершило действия, направленные на уклонение от уплаты налогов в сумме свыше 65 миллионов 836 тысяч рублей, то есть в особо крупном размере.

Таким образом, ОАО «Нижегородский водоканал» не были отражены суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет в результате передачи неотделимых улучшений арендованного имущества.

В ходе расследования уголовного дела следователи предпримут исчерпывающие меры, направленные на взыскание недоимки с предприятия в бюджет государства.

В настоящее время следователи СК проводят комплекс следственных действий, направленных на сбор и закрепление доказательств по уголовному делу. Расследование уголовного дела продолжается.