На заседании Городской думы 21 ноября депутаты очень быстро приняли решение "Об обращении к губернатору Нижегородской области с инициативой об установлении предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании город Нижний Новгород". Суть — получить разрешение от губернатора увеличить коммунальные тарифы в июле следующего года на 4,1 %, а не на 2,4 %, как то рекомендуется в справке ФАС РФ, сопровождающей Постановление правительства РФ № 1347 от 12 ноября 2018 г.
ЭХ, РАЗ, ЕЩЕ РАЗ!
В принципе, нижегородские депутаты все сделали в пределах дозволенного, поскольку второй пункт упомянутого Постановления федерального правительства гласит, что "предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации". Принять или отклонить просьбу депутатов, решит Глеб Никитин.
Спешка, с которой вопрос был вынесен на заседание Гордумы, обусловлена двумя моментами. Первый — решение о том, что в 2019 году по всей стране тарифы будут повышаться не один, а два раза — 1 января и 1 июля (с 2015 года это делалось только один раз 1 июля) —Дмитрий Медведев подписал лишь 12 ноября. Второй — deadline (15 декабря 2018 г) федеральное правительство установило таким, что промедление с утверждением тарифов было бы подобно финансовой смерти для поставщиков коммунальных услуг.
Необходимость дважды в год официально залезть с кошелек граждан России обусловлена тем, что с начала года до 20 % увеличится налог на добавленную стоимость (НДС). И, если оставить все, как прежде, то есть индексировать тарифы только в середине лета, то бедные коммунальные службы останутся совсем без денег.
"Несмотря на повышение НДС со следующего года, мы сохранили подход к индексации тарифов на уровне целевой инфляции - около 4 процентов. Единственное изменение - предполагается индексацию тарифов ресурсоснабжающих организаций разбить на два этапа: сделать повышение на 1,7 процента с 1 января, а оставшуюся часть произвести 1 июля", - цитирует министра экономического развития Максима Орешкина «Российская газета». При этом чиновник акцентировал внимание на том, что рост общего платежа за жилищно-коммунальные услуги, несмотря на повышение НДС, не должен превысить 4 процента. Но в итоге даже на федеральном уровне общее повышение зафиксировано на отметке 4,1 %.
Интересно, что в день подписания правительственного постановления президент России Владимир Путин попросил премьер-министра Медведева поговорить с коллегами насчет того, что растёт фискальная и квазифискальная нагрузка на людей. "Надо понимать, что реально там происходит, не на бумажках, а в реальной жизни", — посоветовал президент премьеру.
То, что решение об увеличении НДС до 20 % и обусловленное этим двухразовое повышение коммунальных тарифов, безусловно увеличивают "квазифискальную нагрузку" на население, думаю, все уже поняли.
К чему это приводит, становится понятно из данных о суммарных долгах населения России организациям коммунального обслуживания. Статистику мы взяли у коллег из интернет-издания "Газета.ru", а оно — из официальных источников: суммы долга за 2014—2016 гг — в Росстате, за 2017 год — в Минстрое РФ, а за три квартала 2018 года — из выступления профильного вице премьера Виталия Мутко
Суммарные долги населения РФ организациям коммунального обслуживания (млрд. руб)
Картинка впечатляет, но проведем еще простые арифметические действия, чтобы узнать на сколько процентов ежегодно растет задолженность относительно предыдущего года: 2015 г. —122,3 %, 2016 г. — 198,8 %, 2017 г. — 238,9%, 9 месяцев 2018 г. — 201,2%.
ВОДА-ВОДА, КРУГОМ ВОДА...
И вот нижегородские депутаты просят об узаконивании еще одной «квазифискальной» нагрузки на население. И даже пытаются объяснить свое решение разумными, с их точки зрения, доводами. Так экс-глава города, депутат Гордумы, заместитель председателя городского парламента Елизавета Солонченко буквально сразу после заседания Гордумы опубликовала в своем фейсбучном аккаунте такой текст:
"Выступлю в не самом приятном жанре "Почему я проголосовала за повышение тарифов". Это тоже часть работы депутата.
Речь, как вы понимаете, о том, что сегодня Гордума проголосовала за то, чтобы обратиться к губернатору Нижегородской области с инициативой установить новый верхний предел на тарифы на водоснабжение и водоотведение для жителей Нижнего Новгорода. Почему этого нельзя избежать и почему в абсолютных цифрах это не так страшно.
Начнём с того, что качество воды в Нижнем, будем честны, не очень хорошее. Питьевую воду многие покупают или же как минимум пользуются фильтрами. (Это, кстати, дополнительные расходы для семейного бюджета). А в некоторых домах, например, в Канавино из крана просто идёт ржавая вода. Видела своими глазами, когда была главой города и объезжала проблемные точки. Слово Капитану Очевидность: улучшить ситуацию можно только положив новые трубы. Исключительно за счёт нынешних городских инвестпрограмм сделать это, к сожалению, невозможно.
Повышение тарифов в абсолютных цифрах составит не более 51 рубля 20 копеек на семью из трёх человек. В случае утверждения нового тарифного максимума для нижегородского "Водоканала" губернатором, доля платежей за воду в Нижнем будет ниже, чем в сопоставимых городах-миллионниках (Казани, Екатеринбурге и Перми) и, кстати, ниже, чем в Кстово и Дзержинске.
Поэтому, хоть я и против любого повышения тарифов, здесь я вместе с депутатами вынуждена признать, что это необходимая мера. Иначе качество нижегородской воды не улучшить – ни через пять, ни через десять лет".
И прикрепила к нему картинки, наглядно демонстрирующие, почему нижегородцы должны больше платить.
Конечно, хорошо, что заместитель председателя Городской думы настолько открыта для общества, что высказывает все свои мысли, комментируя в социальных сетях рабочие моменты. Но еще чуть-чуть, и активность Елизаветы Солонченко может сослужить ей медвежью услугу, спровоцировав конфликт с коллегами. Потому что та же пресс-служба городской Думы предпочла не акцентировать внимание на этой скользкой теме. Елизавете Игоревне своим публичным он-лайн выступлением удалось не только "словить хайп", но еще больше раззадорить участников соцсетей, которые, по большому счету, формируют позицию активных жителей города. А эта позиция потом проецируется в СМИ. И как показала дискуссия, Солонченко затеяла разговор, который не смогла продолжить, достойно отбивая атаки. С первых же комментариев она "поплыла" на чисто технических моментах, когда ей показали данные "Нижегородского водоканала" о качественных пробах воды в его трубах. Не удивительно, что так бодро начавшая коммунальную тему леди-депутат вскоре получила и бескомпромиссный комментарий от Валентины Бузмаковой, которая назвала вещи своими именами.
То, что и далекие от политики нижегородцы уже не будут демонстрировать детсадовский инфантилизм и принимать на веру все, что им со скорбным видом и обреченным вздохом преподносят депутаты, также выяснилось в обстоятельных комментариях к посту Солонченко. В ответ на ее милое "в абсолютных цифрах это не так страшно", Александр Степанов возразил: "С нового года повышение НДС, рост цен на топливо, повышение коммуналки (в 2 этапа), дополнительная статья в жировке за вывоз и утилизацию бытовых отходов. В планах - введение новых норм по потреблению электроэнергии и повышение ее стоимости. Теперь и водоснабжение подрастет. Я согласен с положением дел и доводами законодателей и исполнительной власти. Один вопрос: где мне денег взять на все это? Моя компания не повышала зарплату никогда, мой доход без изменения с 2015 г. Найти новую работу в НН с более высоким доходом нельзя, т.к. в стране сложились условия к сокращению рынка труда, а не к его росту".
А Илья Огородцев напомнил: "Мы уже, кстати, с 2005 года платим за вывоз ТБО с учетом перерабатывающего производства. На сегодня кое-как (в 2018м году!!!) показали сортировку. До переработки еще далеко!!! Кто то вернул жителям миллиарды уплаченных в никуда денег???"
Припомнили горожане и повышение тарифов на проезд в общественном транспорте, которое тоже оправдывали последующим повышением качеством услуги и обновлением автобусного парка. И что мы видим на дорогах Нижнего? Все то же самое.
И ХОТЬ БЫ ПАЛЬЦЕМ ШЕВЕЛЬНУЛИ…
2018-й год был особенно богат на непопулярные решения власти относительно необходимости залезть в кошелек граждан. И мало кто из депутатов всех уровней выступал против таких решений. Но мало и просто обозначать позицию – нужно что-то делать. Еще не улеглись страсти по введению строчки за капремонт – и мы видим, как, приговорив людей к очередным платежам, чиновники реализуют эту программу: множество домов так и остаются аварийными, люди месяцами и годами ждут проведения работ первой необходимости. И в свое время мы видели примеры того, как представители власти защищали народные интересы. "Увеличивать квартплату для жителей в разы из-за возможного отказа государства финансировать капремонт – недопустимо", - заявил в 2012 году глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов, когда разговоры про коммунальную реформу только начались. И не ограничился заявлением, а направил официальные обращения в адрес всех депутатов Государственной думы России от Нижегородской области, которые и голосуют своими мандатами за или против принятия того или иного закона.
"Капитальный ремонт остается одной из самых затратных статей расходов в сфере ЖКХ. Эти задачи пока находятся далеко за пределом самых смелых возможностей бюджетов большинства российских городов, возможностей Нижнего Новгорода. Муниципалитеты самостоятельно с этой проблемой не справятся, и лишать их поддержки недопустимо. Недопустимо и полностью перекладывать огромные расходы по капремонту на самих жителей, - написал Кондрашов в адрес госпарламентариев. - Каждое повышение цен на коммунальные услуги вызывает волну недовольства людей, а в данном случае оно может оказаться очень существенным: квартплата вырастет в разы. Как глава администрации города я прошу Вас, уважаемые депутаты Государственной думы России от Нижегородской области, проголосовать за сохранение адресной государственной поддержки муниципалитетов в вопросах капитального ремонта многоквартирных домов", – обратился к депутатам Олег Кондрашов.
В свою очередь, уже после принятия на стадии обсуждения этой реформы в верхах, депутат Госдумы от Нижегородской области Вадим Булавинов чуть ли не единственный на местном уровне постоянно разъяснял в СМИ, как жители могут уберечь свои дома от того, чтобы их деньги, саккумулированные на капремонт, не растворялись в общем котле.
Так может быть, нашим нынешним депутатам-"торопыгам" стоит брать пример со своих коллег и прежде, чем выражать единогласное "одобрямс" очередной реформе, да еще и со своей стороны подкидывать кирпичиков в финансовое бремя населения, хотя бы попытаться найти альтернативный путь, да и разъяснительную работу вести грамотнее и заранее, а не ставить граждан перед свершившимся фактом? Ведь получается, что тема повышения тарифов на местном уровне возникла для нижегородцев безапелляционно. А где же предварительный диалог с обществом? Или мы с людьми только по ерунде советуемся – как что переназвать?
СТРАННОСТИ ОБОСНОВАНИЯ
Кстати, есть немало странностей, подтвержденных документально, которые ставят под сомнение искренность как коммунальщиков, так и депутатов, пытающихся увеличить тариф сверх федеральной надбавки под предлогом обновления сетей.
Странность первая
В тексте думского решения речь идет только о двух компаниях: АО "Теплоэнерго" и ОАО "Нижегородский водоканал", подотчетных муниципалитету. Вернее, о "реализации утвержденных инвестиционных программ". Остальные поставщики ресурсов — ОАО Автозаводская ТЭЦ, ПАО "ТНС-энерго НН" и ОАО "Газпром Межрегионгаз" — компании частные и за них депутаты не имеют права просить.
В сообщении на официальном сайте городской администрации написано, что "рост тарифов на услуги Теплоэнерго с июля 2019 года не превысит прогнозного уровня, принятого Минэкономразвития РФ… и составит 2,4 %".
Решаем пример для начальной школы: 1.7 % + 2,4 % = 4,1 %.
Так о чем же просят депутаты губернатора? Ведь именно такой размер повышения тарифа заложен в постановлении федерального правительства…
Странность вторая
В том же сообщении на сайте указано, что "водоканал планирует в 2019 году повысить тариф на водоотведение на 9,86% (1,7% в январе, 8,02% в июле)".
Сначала обращаем внимание арифметику: 1,7 % + 8,02 % = 9,72 %. Это на 0,14 % меньше заявленных выше 9,86%! Похоже, кто-то забыл курс арифметики начальной школы.
Кстати, если сравнивать эту цифру с той, которая стоит в "Пояснительной записке к проекту решения городской Думы города Нижнего Новгорода" (копия есть в редакции), то увидим еще один вариант — 8,0 %. И тогда суммарное увеличение тарифа станет меньше еще на 0,02 %.
Странность третья
Вспомним еще раз цитату из сообщения на официальном городском сайте: "водоканал планирует в 2019 году повысить тариф на водоотведение на 9,86% (1,7% в январе, 8,02% в июле)". Но теперь обратим внимание не на числа, а на слова. Вернее, на одно слово: "ВОДООТВЕДЕНИЕ".
Водоканал осуществляет две коммунальные функции — водоснабжение (подача воды) и водоотведение (прием, транспортировку и очистку сточных вод).
А теперь посмотрим на картинку, прикрепленную Елизаветой Солонченко к своему посту в соцсети. Авторство этого художественного произведения, очевидно, принадлежит ОАО "Нижегородский водоканал".
Мы, конечно, можем ошибаться, но здесь явно говорится не о водоотведении, а о водоснабжении, то есть подаче воды потребителям. Да и уважаемый депутат Солонченко говорит о том, что "качество воды в Нижнем, будем честны, не очень хорошее", что "в некоторых домах, например, в Канавино из крана просто идёт ржавая вода", и "улучшить ситуацию можно только положив новые трубы". Но главное — "исключительно за счёт нынешних городских инвестпрограмм сделать это, к сожалению, невозможно".
А мы опять обратимся к официальному городскому сайту, где все в том же сообщении приведена справка.
"Справка. В настоящее время износ систем водоснабжения и водоотведения в Нижнем Новгороде составляет 84%. При этом, количество утечек на сетях водоснабжения за 10 месяцев 2018 года увеличилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а количество засоров на сетях водоотведения - на 7%. Все это является результатом того, что предприятие долгие годы недофинансируется".
В цитате генерального директора водоканала Николая Николюка, приведенной все в том же сообщении, видим совсем другие трубы: "Аварийность на сетях канализации в последнее время очень большая, необходимо поставить этому заслон, и растущая со следующего года инвестпрограмма призвана сделать это. Нам нужен небольшой рост сверх предельного индекса для того, чтобы перекладывать больше сетей канализации, прежде всего аварийных, чем это перекладывалось в последние 15 лет. Поэтому наша инвестпрограмма идет с превышением средней за последние 15 лет перекладки примерно в 2-2,5 раза, начиная с 2019 года. Мы хотим поддерживать темпы и дальше для того, чтобы через пять лет получить уже обновленный водоканал с гораздо лучшими показателями по качеству и аварийности".
И непонятно, о какой инвестиционной программе говорят депутаты и чиновники, если все так плохо.
Странность четвертая
Пять лет назад, летом 2013 года между администрацией города и руководством ОАО "Нижегородский водоканал" было заключено Концессионное соглашение сроком на 25 лет. В соответствии с ним предполагалось привлечь 6,2 миллиарда рублей заемных средств для на развития сетей водоснабжения и водоотведения города. В 2014 году было получено разрешение федерального правительства на реализацию пилотного для России проекта долгосрочных тарифов.
На сайте организации со ссылкой на слова заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Андрея Чибиса, написано, что "новая система позволит водоканалу планировать тарифный план на несколько лет вперед, а также позволит составлять долгосрочный график ремонта и восстановления коммуникаций, подающих воду нижегородцам". При этом сообщалось, что "тарифы будут устанавливается на срок 3-5 лет, что позволит избежать скачкообразного, неконтролируемого роста стоимости услуг".
Можно предположить, что действие установленных тогда "на три-пять лет" тарифов закончилось, и их требуется актуализировать. Ан, нет! На сайте Региональной службы по тарифам Нижегородской области есть действующее решение №65/23 от 14 декабря 2017 года "Об установлении ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "НИЖЕГОРОДСКИЙ ВОДОКАНАЛ", г. Нижний Новгород, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей Нижегородской области". И в нем установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на период с 2018 года вплоть до 2022 года.
Получается, что за пять лет действия концессионного соглашения практически ничего не удалось? Ни развить сети водоснабжения и водоотведения, ни привлечь для этого дополнительные средства? Конечно, что-то сделано. Так первый транш на 300 миллионов рублей от банка ВТБ был получен еще при Александре Байере. А при подготовке к ЧМ-2018 банк "Открытие" профинансировал проекты водоканала на сумму 1,23 миллиарда рублей.
Почему-то сейчас о концессии и ее достижениях ничего не слышно. Конечно, нет уже в Нижнем Новгороде главных «драйверов» концессионного соглашения — Олега Кондрашова и Александра Байера. Но ведь и в нынешнем составе остались депутаты Гордумы, которые это соглашение утверждали в 2013 году. Да и надзор за Водоканалом, все акции которого находятся в муниципальной собственности должен быть нешуточным. Были в составе Совета директоров этого акционерного общества городские депутаты. Правда с лета 2018 их заменили представители общественности и сотрудники администрации города, которые на первом же собрании избрали председателем совета Ивана Носкова, тогда еще исполнявшего обязанности заместителя главы администрации города, а ныне перебравшегося в кресло мэра Дзержинска, но с приставкой и. о.
На первом же заседании Совет директоров одобрил источники финансирования инвестиционной программы предприятия на 2018-2019 годы, а теперь выясняется, что либо этих сумм не хватает, либо источники финансирования выбраны не те. Вот и нужно повышать тарифы больше, чем рекомендует федеральное правительство.
А депутаты Гордумы покорно просят губернатора увеличить тарифы для водоканала, прикрываясь утвержденными, но, похоже неисполняемыми инвестиционными программами.
Есть не очень приятная присказка про лапшу и уши. Похоже, 21 ноября в Нижнем Новгороде стали применять переходящую лапшу.
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере), сообщает нижегородский следственный комитет.
По версии следствия, лицо из числа руководства ОАО "Нижегородский водоканал" путем подписания налоговой декларации, содержащей заведомо ложные сведения о сумме подлежащего уплате налога на добавленную стоимость, совершило действия, направленные на уклонение от уплаты налогов в сумме свыше 65 миллионов 836 тысяч рублей, то есть в особо крупном размере.
Таким образом, ОАО «Нижегородский водоканал» не были отражены суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет в результате передачи неотделимых улучшений арендованного имущества.
В ходе расследования уголовного дела следователи предпримут исчерпывающие меры, направленные на взыскание недоимки с предприятия в бюджет государства.
В настоящее время следователи СК проводят комплекс следственных действий, направленных на сбор и закрепление доказательств по уголовному делу. Расследование уголовного дела продолжается.