Обновленная комплексная транспортная схема, презентованная администрацией Нижнего Новгорода, вызвала неоднозначный эффект. С одной стороны, пассажиры растерялись от незнакомых номеров, а с другой — увидели, что после введения КТС мало что поменяется. И это несмотря на то, что, предположительно, с осени в Нижнем Новгороде появятся 22 новых направления. Вместе с тем, город лишится сразу 5 автобусных маршрутов: №№ 7, 20, 38,58 и 95. Вместо них появятся частичные «заменители».
О принципиальных и непринципиальных переменах в пассажирской сети приволжской столицы мы беседуем с историком и экспертом общественного транспорта Олегом Чалковым.
- Олег Юрьевич, вот уже около двух лет городской департамент транспорта, работая над многочисленными версиями новой КТС, говорит о двух принципиальных задачах, стоящих перед ним. Во-первых, это ликвидация длинных маршрутов, а во-вторых, сокращение многочисленных дублеров. Увидели ли вы что-то похожее в презентованной схеме?
- Готовящаяся к реализации новая КТС, получив вполне внятные очертания, напоминает мне о новом раунде закулисной борьбы, развернувшейся в среде "маршруточников" и их кураторов с целью самосохранения.
Итак, собственники спешно закупают автобусы средней вместимости, чтобы «наверно, попасть куда-нибудь». И пусть логика подсказывает - вроде бы вот он, шанс начать все с нуля, провести полную реорганизацию транспортной системы, хотя бы дав НПАТу поучаствовать с частниками на равных в конкурсе на вакантные маршруты, делать этого на самом деле никто не будет. Глянув на список гипотетических вновь вводимых «маршруток», нетрудно убедиться, что там вновь превалируют «экскурсионные» линии, от которых, наоборот, в большом городе надо бы избавляться в пользу подвозящих.
- В дептрансе между тем называют экскурсионным лишь Т-71. Про остальные маршруты говорят, что они буду локальными или кольцевыми...
- Ну разве не «экскурсионный», например, лот №18, путешествующий сначала по Сортировке, а потом по Дубенкам, Кузнечихе и Печерам? Или лот №7 (ЗКПД-4 - Кузнечиха-2)? Разве последовательное усечение маршрутов типа муниципально-коммерческого №20 начала 2000-х, неминуемо закончившееся, как и в случае с №70, закрытием, в свое время недостаточно показало, что они "не катят", а спасали их когда-то только 50%-ные льготы для пенсионеров?
В этом же списке хорошо просматриваются прежние №№14, 23, 33, 34, 35, 66, 81, 115 и ряд других, как правило, заботливо продленные на пару остановок или передвинутые на соседнюю улицу (вариант - на соседний мост). Так, видимо, будет осуществляться ротация перевозчиков по-нижегородски. Похоже, у нас просто ситуация, когда не менять ничего нельзя и менять тоже ничего нельзя.
- Помнится, городские власти обещали создать хабы — пересадочные узлы, которые бы стали своеобразным транспортным скелетом города. Появились ли в КТС эти «точки опоры»?
- По сути в предлагаемой схеме я не нашел ни одного нового пересадочного узла, который мог бы стать ее козырем. На это у города нет ни денег, ни свободных площадей. Более того, нет даже попытки укоротить существующие сверхдлинные автобусные маршруты вроде 40-го, 45-го, 65-го, 69-го и 90-го с оборотом порядка трех (!) часов, опоясавшие весь Нижний словно метастазы. Нет желания и средств в обозримой перспективе загрузить метрополитен, продлив его хотя бы на пару станций в сормовском и печерском направлениях, а без этого, да еще учитывая невозможность пользоваться проездными на коммерческих маршрутах, жителей города ездить с пересадками не заставить.
- А если поискать в новой маршрутной схеме хоть какой-нибудь позитив, можно ли его будет найти? Или она дефективна на 100%?
- Из хороших вестей, касающихся муниципального транспорта, - разве что продление автобуса 41 до «Цветов», что давно назрело, очередная перезагрузка маршрута-призрака №9 с запуском через Бурнаковскую, что давно перезрело, да продление №5 до пл. Горького. Все остальные новации - это, судя по всему, приведение на отдельных направлениях типажа подвижного состава в соответствие со сложившимися пассажиропотоками и ликвидация нескольких маршрутов, усердно убивавшихся на протяжении последних лет (прежде всего №№7, 20 и 38).
- Олег Юрьевич, а как себя будет чувствовать муниципальный транспорт с новыми «соседями»? Интересно, ему дадут возможность заработать?
- Если посмотреть на перспективную КТС с точки зрения дублирующих маршрутов, то они несмотря на все заверения городской администрации в том, что их буквально вырубят на корню, продолжит жить и здравствовать, продолжая отжимать хлеб у муниципалов. Зачем, например, в списке лотов №2 - дублер автобуса №2 на ВСЁМ его протяжении? Того самого, на котором предлагается использовать автобусы особо большой вместимости, между прочим? Ах, да, 17-ю «маршрутку» же закрывают!
Нужно также понимать, что с введением новой КТС фактически будет узаконено и вдвое меньшее количество муниципальных автобусов - 400 против 850, которыми в общей сложности располагали НПАП-1, НПАП-6 и НПАП-7 в 2007 году. Впрочем, работоспособных из них и сейчас вряд ли больше чем 400. Изменится и структура парка - там, судя по всему, появится немало машин класса "Вектора", а вот купят ли ещё автобусы особо большой вместимости, сказать трудно.
- А что скажете о новациях, которые разработчики КТС предлагают внедрить на электротранспорте? По вашему, они сыграют в пользу нижегородских трамваев и троллейбусов? Ведь возрождается «убитый» в прошлом году троллейбусный маршрут № 8, по-новому «рифмуется» трамвайный маршрут №18, а трамвай № 22 станет межрайонным и соединит Соцгород II с Московским вокзалом...
- Думаю, что с заменой автобуса 95 троллейбусом 8 будут неизбежно ущемлены права пассажиров, едущих сейчас на 95-м с Московского шоссе до ул. Долгополова, поскольку «восьмерка» не доедет до него целый километр, хотя с технической точки зрения нужно лишь вернуть к жизни бездействующий участок пути, проложенный по Мурашкинской, Совнаркомовской и Коммунистической. И пусть на Долгополова нужно лишь, допустим, пятерым пассажирам, именно им придется теперь пересаживаться на Гордеевском пятачке на автобус, а значит, тратить дополнительное время и лишние деньги.
- Зато пассажирам трамвайного маршрута № 18 не надо будет никуда пересаживаться, чтобы уехать в сторону ул. Ивлиева...
- На фоне вполне логичного перевода кольцевого трамвая 18 в так называемый маятниковый режим, что, кстати, создает все предпосылки для возможного будущего закрытия трамвая № 19, совершенно непонятно продление трамвая № 22 до Московского вокзала с дублированием на 7/8 маршрута существующего трамвая 417, если только его тоже под шумок не прикрыть. С другой стороны, какая судьба ждет, например, троллейбусный маршрут-фантом №26, и как, а главное, зачем продолжают параллельно существовать автобус №1 и троллейбус №31, в то время как их конечные на пл. Минина и Пожарского разнесены на несколько сотен метров, а дотянуть провода до нового автовокзала никто пока не собрался, да и вряд ли в обозримом будущем соберется?
В общем, как-то тревожно за новую КТС. Но не потому, что будет много нового и я заблужусь, а скорее потому, что хочется много нового, но его не будет.
-Спасибо за интересную беседу!