Выборы во власть всегда сулят нам что-то новенькое, и не только в списке фамилий депутатов. Кандидаты обещают, что город преобразится, что с их приходом избиратели почувствуют, как изменилась жизнь! И ведь действительно именно так и бывает. Только с поправками, как в кривом зеркале. Город "преображается" моментально - расцветая агитками с портретами кандидатов. От них рябит в глазах, они везде – в соцсетях, на уличных мониторах, портретами обклеены остановки, столбы, дома. И изменения горожане чувствуют в первые же дни после выборов, правда тоже не совсем те, о которых мечталось: меняются фасады МКД и подъезды – все в ободранных политических плакатах, а в жировках бац – и счет за уборку.
Как вы все уже, вероятно, заметили, большинство из кандидатов не разоряются на элегантную адресную агитацию. Ни председателей общедомовых Советов МКД и ТСЖ, ни, тем более, жильцов не спрашивают разрешения разместить плакат на подъездной группе или стенде внутри подъезда, стенде в лифте – так, чтобы это не вредило домовому имуществу. Это для кандидатов слишком долго, муторно, порой дороговато (да, те же самые ТСЖ и ДУКи получают прибыль от размещения рекламы на стендах в домах, и эта прибыль идет потом на ремонт).
Те, кто предпочитает агитировать "дикарем", не закупают кнопки или хотя бы скотч, чтобы после срыва агитки осталось минимум следов. Нет, агитационные плакаты наклеивают на дешевую, но стойкую смесь. Заливают этим чудо-клеем весь плакат с обратной стороны – до того беспокоятся, чтобы конкуренты не сумели сорвать его раньше времени. Попробуй потом соскобли остатки бумаги со стен! Порой это получается только вместе со свежей краской на только что отремонтированном фасаде дома или стены подъезда.
Вот мы видим сорванные плакаты кандидатов – возможно, их удалили конкуренты, а, возможно, раздраженные жильцы – но попытка очистить пространство провалилась, не правда ли?
При этом, как ни смешно, агитаторы не особо заморачиваются выбором места для рекламы политика – лепят портреты куда попало: на тамбурные двери, на дверцы электрощитов на этажах, даже мусоропровод! Кандидаты не тратят силы и время на контроль за этим процессом, а фотоотчеты, видимо, либо не смотрят, либо не требуют – и совершенно напрасно. Лица многих из них оказываются рядом с рекламой избавления от наркозависимости, избавления от долгов по кредитам, спа-салонов для мужчин, трезвых грузчиков и так далее, и тому подобное. Какие унизительные ассоциации при этом возникают у электората их, как ни странно, не интересует, хотя политики с серьезным подходом за подобную небрежность увольняли бы ленивых штабистов моментально.
Агитация за счет… граждан?
Эти ободранные стены, ободранные двери и столбы в кратчайшее время превращают любой, самый симпатичный и ухоженный двор, в неопрятное гетто. А теперь давайте представим себе, сколько стоит труд ликвидировать последствия выборной агитационной вакханалии? Сколько времени должны рабочие, вооружившись водой и растворителем, чистить все это безобразие? И еще грустный факт: если штабы кандидатов не потрудятся сами очистить дома округа от последствий своего присутствия, то оплачивать эти работы придется жильцам. То есть, либо оплачивать, либо жить в этом кошмаре, либо брать инструмент в руки самим. Хотя, в большей степени этот ужас предстанет перед жителями с непосредственной формой управления домом.
Когда ДУК или ТСЖ составляют план-график работ на доме на следующий год, а потом председатель утверждает его голосованием всех жильцов, вряд ли на выходе в бюджете есть строчка "работы по ликвидации предвыборной агитации" - как правило, у людей другие заботы: замена окон в подъездах, ремонт труб в подвалах и так далее. И вот она – непредвиденная проблема. И чем жертвовать для ее решения? Может быть, ремонтом ступенек крыльца или новыми почтовыми ящиками? А потом представьте, каково председателю утверждать внезапную статью расходов со всем домом – кто-то за восстановление испорченного декоративного ремонта, кто-то против – обеги сто квартир за подписями снова, поспорь, поубеждай!
Причем никто не любит, например, заплаток на одежде, а пятна краски, явно нанесенные поверх изуродованной агитками площади, смотрятся именно как заплатки на фоне остального ремонта. Современный декоративный ремонт – это дорогое удовольствие, и считайте, что эти деньги были выброшены зря, благодаря чьей-топредвыборной кампании.
Кстати, о почтовых ящиках. Они у вас тоже были завалены килограммами агитационных газет и листовок, которые большинство жильцов вынимают, чтобы просто оставить на подоконнике подъезда? И потом этот "листопад" шелестит под ногами до очередной уборки – и хорошо, если какой-нибудь маленький сорванец не подожжет эту бумагу от скуки! А сколько пенсионеров случайно выбрасывали вместе с газетами свои квитанции за ЖКУ, которые в них затерялись? Выбрасывали и были потом вынуждены платить пени за просрочку платежей!
- И пени – это еще не самое страшное, хоть и неприятное. У меня сын так потерял повестку в суд – бумажка маленькая завалилась меж листами политической газеты, которую он выбросил сразу по привычке. Не появился в суде и проиграл дело о ремонте машины в результате ДТП, тысяч сто потерял! – сетует жительница улицы Агрономической Татьяна Широкова. - Мы с тех пор на эти агитки смотреть не можем без злости.
Для депутата с совестью нет мелочей
Напрашивается вопрос: что же это за народные радетели такие, которым совершенно нет дела до того, сколько и каких неприятностей они доставляют своим избирателям? Как издевка звучит агит-слоган на плакате одного из кандидатов - "Нижнему Новгороду - чистые дворы!" Портреты с этим девизом лепили по два сразу при входе в подъезды, где-то агитки еще висят, где-то уже наскоро ободраны. Даже если сейчас сорвут оставшиеся – люди запомнят, кто тут ратовал за чистоту, и какую чистоту они в итоге получили. Хотя если для кандидата эти выборы были "пробным шаром" для участия в следующих – неужели он серьезно считает, что оставил о себе таким образом хорошее впечатление?
Показуха и неуважение к нижегородцам, небрежность по отношению к городу – чего ждать от таких горе-политиков? Любопытно, как поведут себя в этом отношении те, кто по итогам голосования 13 сентября таки прошел в Думу Нижнего Новгорода. По большому счету, если они забудут навести после себя чистоту на округах, то с легкостью забудут и все свои предвыборные обещания, ибо для депутата с совестью и с заботой о своей репутации не бывает мелочей, согласитесь.
А вот материальной и юридической ответственности политики, видимо, не боятся. Часть 2 статьи 5.12. КоАП РФ предусматривает "ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тысячи рублей; на должностных лиц – от 1,5 тысячи до 2 тысяч рублей; на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей". Как видим, штрафы для физлиц и должностных лиц – мизерные. Хотя, если бы Советы МКД и ТСЖ навалились бы с претензиями и исками на кандидатов проигравших и выигравших – те, возможно, и опомнились бы, ведь количество пострадавших домов достаточное, помножить каждый акт вандализма на тысячу-две рублей – и вот уже приличная сумма штрафа. Плюс внимание прессы к процессу и урон репутации.
- Вы знаете, мы серьезно уже над этим задумываемся, - говорит Елена Демидова, председатель Совета МКД по адресу Юбилейная, 34. – Кажется, пришла пора преподать урок этим депутатам. Я фиксировала агитки на нашем доме – на фото, на видео. При их расклейке разрешения у нас никто, разумеется, не спрашивал. Все делалось ночью или ранним утром, когда агитаторов никто не видел. Я позвонила в штабы кандидатов, чьи лица увидела на плакатах. Там пообещали качественно ликвидировать расклеенные плакаты. Но что-то мне подсказывает, что штабы забыли об этой проблеме, едва положили трубку. Я подожду неделю после выборов, и если реакции на жалобу не будет – буду составлять претензии. Хватит уже, дом у нас и так не новый, нам есть, о чем беспокоиться, помимо агитационной грязи на нем.
А не объявлять ли субботники?
А ведь есть гораздо более симпатичные и порядочные механизмы и способы агитации, которые почему-то настойчиво игнорируются кандидатами, - политолог Александр Прудник. – Например, найм промоутеров и раздача листовок на округе лично в руки гражданам, организация отдельных мест для агитации, совсем не обязательно дорогих – банер, складной стул и стол могут позволить себе многие. Странно, что в 21 веке, когда визуальным эффектам, их качеству и эстетике уделяется особое внимание, кандидаты предпочитают по старинке, самым неэстетичным образом засорять дома своего электората. По большому счету, после выборов нужно объявлять политические субботники. Мне кажется, что и городские власти, и сами кандидаты и депутаты могли бы заработать себе баллы, выступив с подобной инициативой.
Как это ни грустно, в Нижнем Новгороде за всю историю демократических выборов лишь один раз чиновник четко обозначил необходимость навести пост-выборную чистоту– это был нынешний министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской областиАндрей Чертков, в 2015-м году занимавший пост исполняющего обязанности главы администрации Нижнего Новгорода.
"Естественно, выборы – это тоже часть жизни города, но, как только они заканчиваются, необходимо как можно быстрее вернуться в привычное русло и привести все в порядок. Поэтому очень бы хотелось, чтобы кандидаты в депутаты не спешили закрывать свои штабы, а убрали бы все за собой и помогли навести чистоту в городе", - сказал тогда Андрей Чертков на совещании в мэрии. И назначил ответственного за контроль над процессом.
Но у нас почему-то не принято делать традицией добрые начинания предшественников. А жаль. Горожане точно сказали бы спасибо.
Любопытный факт
Страной самой высокой дисциплины и аккуратности традиционно считается Германия. Согласно закону страны, все партии в течение семи дней после выборов должны убрать свои плакаты с улиц города, иначе они будут обязаны заплатить штраф. Кроме того, каждый муниципалитет привлекает фирму, которая убирает агитационные плакаты с улиц. А за услуги фирмы платят те партии, которые сами в положенный срок не ликвидировали агитки.
Основное фото: ИА "Нижний сейчас"