"Политическая реформа в России и проблемы школьного питания в Нижегородской области", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий 13-17 января 2020 года от АНО "Минин-центр". Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – послание президента Путина Федеральному собранию РФ

"Политическая реформа в России и проблемы школьного питания в Нижегородской области", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Как отмечает эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев, послание президента 15 января имеет серьезное значение, так как затронет основы государственного устройства России на ближайшие годы.

"В первой части послания были предложены меры социальной поддержки населения, которые, прежде всего, касались эффективных изменений сложной демографической ситуации в стране. Выделение значительных средств на материнский капитал и выплат семьям с детьми – это меры патерналистского характера, которые должны были демонстрировать отношение верховной власти к значительной части населения. На фоне прежних действий федеральной власти по урезанию социальных гарантий, связанных с повышением пенсионного возраста и введения многочисленных налогов, это рассматривается как некая компенсация, как попытка поддержать доверие к власти", - говорит эксперт.

"На этом фоне вторая часть послания явно выделялась своей политической заостренностью и явной нестыковкой с предлагаемыми социальными мерами. Возникал закономерный вопрос: как предлагаемые Путиным изменения Конституции по государственному переустройству могут повлиять на изменение той же самой демографической ситуации и другие социально-экономические сферы? Сегодня есть понимание, что фактическая реформа государственного переустройства – это возможность Владимиру Путину сохранить свое место в политической жизни и управлении страной после официального окончания президентского срока. Пока реформа обозначена только общими большими штрихами, которые вызывают много вопросов и требуют серьезных юридических обоснований. Тем не менее, процесс конституционных изменений запущен очень быстро и в самое ближайшее время нас ожидают вполне конкретные решения на уровне законодательной власти и общественного обсуждения", - добавил он.

"Из обозначенных президентом Путинным государственных изменений можно сделать вывод о плане нового баланса власти в стране, в котором помимо президентства усиливается роль и значение других институтов. Это, прежде всего Госсовет, функционал которого планируется закрепить в Конституции. По действующему законодательству его возглавляет действующий президент России, и в него входят руководители регионов. Новые полномочия Госсовета и его руководство – это самый интригующий вопрос будущих изменений, так как с учетом его нынешней неопределенности это широкие возможности для самого разного конституционного моделирования, которое в послание было провозглашено как особая российская форма, статус которой должен быть выше международного права", - продолжил Игорь Соловьев.

"Также возрастает роль Государственной думы, которая, согласно предложениям Путина, должна формировать правительство уже без прямого участия президента. Это, без сомнения, важный элемент парламентской республики, в то же время сразу после послания последовали заверения о сохранении основополагающих для России основ президентской власти. В любом случае будущая Государственная дума, которая у нас может появиться и раньше срока истечения своих сегодняшних полномочий, увеличивает свое значение и влияние, что очевидно вызовет уже более серьезную политическую борьбу за ее формирование. Также дополнительные полномочия получают Совет Федерации и Совет безопасности. В общем результате предлагаемой новой конструкции власти роль президента снижается, при перераспределении верховных полномочий между достаточно большого числа госинтитутов и политических структур. И это на фоне резкого усиления верховной власти и выстраивания жесткой вертикали управления последних двух десятилетий", - подчеркнул он.

"Очевидно, что в условиях, когда Владимир Путин с 2024 года официально уже не будет президентом России, в новой управленческой конструкции он желает найти себе подходящее властное место и фактически сохранить прежнее влияние. На сегодняшний день получается, что предлагаемая реформа государственного устройства фактически выстраивается под одного человека, с более сложной системой баланса сдержек и противовесов. Это подразумевает и большие риски в условиях непростой социально-экономической ситуации в стране и при наличии большого количества противоречий в самых разных уровнях общества. Эти риски только возрастут после ухода Путина с политической арены, который закономерно будет означать необходимость минимум корректировки новой системы власти. К тому же если новые социальные гарантии являются более менее понятными большинству россиян, то планируемая политическая реформа не просматривает значение такого важного фактора как гражданское общество. Например, заявление об увеличении роли местного самоуправления, на фоне лишь перераспределении полномочий на верховном уровне, на сегодняшний день не подкреплено никакой конкретикой", - считает эксперт.

"В любом случае в самое ближайшее стоит ожидать активизацию политических процессов в стране. Что касается Нижегородской области, то данные изменения будут касаться, прежде всего, областного руководителя – губернатора Глеба Никитина. С одной стороны в новой системе ему необходимо будет сохранить свои федеральные возможности, которые являлись его серьезным ресурсом. С другой стороны это будет вызывать необходимость новых вариантов личного продвижения, вплоть до ухода на федеральный уровень", – заключил он.

Региональная тема – заявление губернатора Глеба Никитина об усилении контроля над школьным питанием

"Политическая реформа в России и проблемы школьного питания в Нижегородской области", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

"Одним из следствий послания президента на областном уровне явились действия региональных властей в социальной сфере, значение которой предусматривается значительно увеличить за счет, как федеральных возможностей, так и местного потенциала. Примечательны слова губернатора Глеба Никитина о том, что сейчас в регионе есть нарекания по вопросу качеству школьного питания. Речь идет, прежде всего, об областном центре, где в последнее время было несколько резонансных фактов по этому вопросу, а система организации нижегородского школьного питания вызывает активную критику", - комментирует эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов.

"Ответом на это явилось заявление Глеба Никитина об усилении контроля, прежде всего областной власти. Предлагается создать межведомственную рабочую группу, включающую представителей региона, муниципалитетов, территориальных структур органов федеральной власти. Важно, что в ее задачу войдут меры не только административного контроля, но и создание инфраструктуры снабжения школ продуктами с максимальным привлечением к этой работе нижегородских производителей. Примечательно также, что к контролю организации школьного питания губернатор предлагает привлечь ресурсы регионального отделения "Единой России". И, несмотря на то, что сам Глеб Никитин является сегодня руководителем ЕР, вопрос явно выходит в политическую область и будет активно мониториться в общественно-политическом контексте, вызывая еще более активный резонанс СМИ и различных организаций", - добавил он.

Муниципальная тема – ситуация по организации школьного питания ЕЦМЗ в Нижнем Новгороде

"Политическая реформа в России и проблемы школьного питания в Нижегородской области", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Сергей Раков (фото: НИА "Нижний Новгород")

Как говорит эксперт "Минин-центра" Сергей Раков, ситуация с деятельностью ЕЦМЗ, который занимается организацией школьного питания, является стабильно точкой напряженности.

"Уже продолжительное время работа ЕЦМЗ является источником целой череды новостей явно не позитивного характера. За достаточно короткий отрезок времени произошло несколько событий, которые привлекли внимание СМИ, различных экспертов, депутатов разных уровней и практически всех нижегородских родителей. Это касается и качества питания, а именно резонансных фактов отравлений в школах, которые получили федеральное освещение. Это касается и кадровой чехарды с руководством ЕЦМЗ, а именно, за короткий период времени у организации сменилось пять руководителей", - подчеркнул он.

"На уходящей неделе тема деятельности ЕЦМЗ получила новое обсуждение и на уровне городской Думы Нижнего Новгорода. Депутат Евгений Сабашников  еще в конце декабря 2019 года внес в городской парламент проект решения, касающийся проблем с организацией питания в школах. Он предлагает отменить принудительное обслуживание нижегородских школ в ЕЦМЗ, монополизация которого вызывает официальные протесты и судебные решения регионального ФАС. Предлагается также изыскать возможность модернизации школьных пищеблоков за счет нацпроекта “Образование”. Как я уже отмечал ранее, вопрос контроля над деятельностью ЕЦМЗ должен предусматривать формат по сути кризисного управления, полностью открытого и подконтрольного, в том числе и городской думе. Иначе в будущем мы окажемся незастрахованными от дальнейшего негативного развития событий. И хорошо, что в контексте последних событий это понимание нашло отражение в позиции областного руководства", - считает Раков.

Фото: ИА "Нижний сейчас"