АО "Транснефть-Верхняя Волга" завершило реконструкцию подводного перехода нефтепровода через реку Ветлугу в Нижегородской области и Республике Марий Эл.
Как и многие природные ископаемые, нефть в определенных ситуациях из великого блага может стать катастрофой. Например, если попадет на почву или в воду. Поэтому работы по транспортировке черного золота необходимо вести с большой осторожностью, как это делает АО "Транснефть-Верхняя Волга". Предприятие заботится о безопасности окружающей среды при транспортировке нефти.
За состоянием нефтепроводов следят круглосуточно и круглогодично. А те, что свой срок выработали, вовремя перекладывают. Даже если они еще исправны.
Резервную нитку подводного перехода через Ветлугу нефтепровода Сургут-Полоцк построили еще при СССР. Эта резервная нитка необходима для обеспечения бесперебойной транспортировки нефти. Через нее перенаправляют поток, если на основном нефтепроводе необходимы ремонтные работы.
Подводные переходы положено менять не реже, раза в 50 лет, поэтому в 2019 году компания "Транснефть – Верхняя Волга" начала реконструкцию сооружения.
Сам нефтепровод Сургут-Полоцк построили еще в 1980 году. Он соединяет Западную Сибирь с Центром и Севером Европейской части России, а также с Республикой Беларусь. Значительная часть нефти идет на специализированный морской нефтеналивной порт Приморск. Каждый год этот нефтепровод-гигант перекачивает 70 млн тонн нефти.
Чтобы тщательно и безопасности проложить дюкер – напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки – специалистам понадобилось два года. Задача была непростой. Сперва земснарядом вырыли подводную траншею на дне Ветлуги. Потом в нее нужно было уложить трубы большого диаметра.
Обычно их на берегу сваривают в нитку ("плеть" на профессиональном сленге), затем укладывают в траншею с помощью лебедки и троса. Однако переход через Ветлугу потребовал других решений – из-за особенностей площадки невозможно было сварить сразу весь заменяемый участок. Поэтому пришлось собирать трубопровод частями по 200 метров.
Затем "плети" начали протаскивать по дну, после чего траншею снова засыпали. И теперь трубы надежно укрыты на дне Ветлуги. Участок трубопровода протяженностью более 8 км заменили и в ноябре 2021 года снова приняли в работу – еще на 40-50 лет.
Вопросы экологической безопасности компания отслеживает постоянно, поэтому перед реконструкцией подводного участка его обследовали экологи. Они обнаружили в реке водный папоротник – сальвинию плавающую, которая занесена в Красные книги и Нижегородской области, и Марий Эл. Специалисты собрали все имеющиеся экземпляры и пересадили их в водоем, расположенный неподалеку.
Теперь нефтепровод стал еще более безопасным – трубы новые, а реконструированный дюкер не создает неудобств для обитателей реки Ветлуги.
Кстати, сейчас возле поселка Шава Кстовского района строят новый дюкер через Волгу. Он заменит существующий, который тоже выведут из эксплуатации до окончания 50-летнего срока (до 2030 года). Новый переход достроят уже в 2024 году.