"Подорожание хлеба, политическая агитация и "новая" речная навигация", - эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий с 5 августа по 9 августа 2019 года от АНО “Минин-центр”. Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями. 

Федеральная тема, заставляющая делать выводы и взять ситуацию на контроль в Нижегородской области – рост цены на хлеб.

"Подорожание хлеба, политическая агитация и "новая" речная навигация", - эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Владимир Хрыков (фото: Национальный рейтинг)

"В четверг Росстат сообщил о резком подорожании ржаного и ржано-пшеничного хлеба. По данным службы, в июне 2019 года он стоил на 9,6% больше, чем в июне прошлого года. Хлеб является основным социальным продуктом питания, и вопрос его цены является стратегическим и даже политическим вопросом государства. На фоне череды антисоциальных мер, новая хлебная тема только добавляет "масла в огонь" возмущений", - комментирует эксперт "Минин-центра" Владимир Хрыков.

"Попробуем разобраться в ситуации с ржаным хлебом в России. Всем известно, что Россия крупнейший экспортер пшеницы и все российское Черноземье неплохо живет на зерновых. Но вот рожь – продукт нечерноземный, к тому же не экспортный и в последние годы ситуация с посевами ржи крайне обострилась. Так Росстат показал статистику по ржи в 2019 году и оказалось, что ее посеяли на 11% меньше, чем в 2018 году. Тенденция на снижение посевов была и в 2018 году. Рожь всегда была дешевле пшеницы и к тому же выращивается в нечерноземной зоне, сельское хозяйство которой сильно деградировано с 90-х годов. Системных мер по созданию индустрии ржеводства и выравниванию цены на рожь, министерство сельского хозяйства РФ, да и региональные тоже, не предпринимало. Итог – дефицит ржи и ржаного хлеба. Учитывая сложнейшую проблему деградации нечерноземной зоны России и ее аграрного комплекса, ситуация будет только усугубляться, а значит цена на ржаные хлеба будет оставаться в зоне риска", - считает эксперт.

"На мой взгляд, выход из сложившейся ситуации видится только один. В срочном порядке необходимо заниматься восстановлением сельского хозяйства нечерноземья России и создавать индустрию ржеводства. Успешный пример имеет Финляндия, которая за несколько лет создала внутренний рынок ржеводства, стабилизировав рентабельные цены на рожь. Технологическим решением таких модернизаций видится создание системы лен – рожь, поскольку обе эти культуры имеют один и тот же ареал произрастания и могут сменять друг друга в севообороте. Именно поэтому создание аграрной программы лен – рожь позволит максимально эффективно модернизировать аграрный комплекс нечерноземья России и решить вопрос с ценой на "черный" хлеб. События в нижегородском регионе в "хлебной теме" благополучными тоже назвать сложно. Еще весной нижегородское УФАС фиксировало рост цен на хлеб. Участники нижегородского хлебного рынка, вернее, производители, весной понесли утрату. В отношении ОАО “Городецкий хлеб” в марте 2019 года введена процедура наблюдения, предприятие признано банкротом. Экономика других производителей хлебобулочных изделий в регионе тоже весьма хрупкая. Таким образом, весьма политический хлебный вопрос требует особого контроля со стороны регионального правительства", - резюмирует Хрыков.

Региональная тема – 2369 кандидатов зарегистрированы и готовы к началу политической агитации в Нижегородской области

"Подорожание хлеба, политическая агитация и "новая" речная навигация", - эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

"Все ближе единый день голосования 8 сентября 2019 года. С 10 августа до 7 сентября 2019 года в Нижегородской области пройдет период предвыборной агитации. Всего планируется к замещению 1295 муниципальных депутатских мандатов и один мандат в Законодательном собрании. По состоянию на 6 августа, на муниципальных выборах выдвинуто 2489 кандидатов, зарегистрировано 2369, 110 получили отказ в регистрации. К слову, на довыборах в городскую Думу Нижнего Новгорода регистрацию не прошел почти каждый четвертый кандидат", - напомнил эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов.

"Уже скоро через многочисленные СМИ на избирателя выльется ушат информации о предвыборных программах кандидатов, стены подъездов и фонарных столбов будут обклеены агитками, начнутся и другие легальные и не легальные акции и мероприятия. И масштаб вышеописанного будет зависеть от активности избирателей и настроенности самих кандидатов. Самовыдвиженцы в некоторых округах зарегистрированы без проблем, а в некоторых они "получили щелчок по носу" – справедливо или нет, будет понятно из решений суда. Малые партии тоже представлены в этом марафоне, но у них не завидная роль спойлеров в руках кукловодов выборного процесса. В общем и в целом ситуация выглядит пока стандартно. Главным фактором всех ближайших процессов будет поведение простого электората и их общая способность перевесить мобилизационный ресурс партии власти", - завершил Орехов.

Муниципальная тема – Начало регулярных пассажирских речных перевозок

"Подорожание хлеба, политическая агитация и "новая" речная навигация", - эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

"Хотелось опять поднять тему Сквера 1905 года, по которому власть назвала новые сроки готовности и теперь они совпадают с Днем города. Но, несмотря на важность для города реализации программы ФКГС и назревающее невключение Нижнего Новгорода в эту программу на следующий год из-за проблемного сопровождения муниципалитетом эту тему для анализа перевесила тема начала регулярных пассажирских речных перевозок", - комментирует эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев.

"6 августа губернатор Глеб Никитин дал старт навигации судов на подводных крыльях “Валдай 45Р” в Нижегородской области. Выгодоприобретателями нового проекта выступают и города области, и, главное, Нижний Новгород. То есть, в плюсе муниципалитеты. Несмотря на то , что начало перевозок задержали на два месяца, они все-таки достаточно помпезно проанонсировались. Своей репутацией в этом деле поделился даже губернатор Глеб Никитин, лично приняв участие в тестовой поездке. Компанию-оператора "речных трамваев" пока тоже не создали. Сейчас проходят процедуру оформления соглашения с самарской фирмой “Волготранс” об организации работы совместного предприятия. Пока единственное судно находится в собственности Нижегородской области в оперативном управлении “Борского губернского колледжа”. В этом году обещают еще одно судно, а в следующем еще пару. Я думаю и цели проекта еще до конца не ясны. Где-то звучит, что эта навигация служит сугубо экскурсионным задачам, а где-то рассматривают эту инициативу, как начало возрождения масштабной навигации судов на подводных крыльях на Волге, которая загнулась лет 15-20 назад. Кстати, подобной темой озадачивался и губернатор Шанцев, запустив в 2014 году речной маршрут от микрорайона "Юг" Автозаводского района Нижнего Новгорода до Речного вокзала. Тогда инициатива тоже произвела первоначальный фурор, но из-за экономических непроработок просуществовала всего один сезон", - подчеркнул эксперт.

"Любая новая и хорошая инициатива начинается реализовываться с трудом. Но как говорится "дорогу осилит идущий". И в этот раз есть накладки: менялось расписание и первый рейс не вызвал ажиотажа среди потенциальных пассажиров. Уверен, у Никитина есть все предпосылки для того, чтобы этот проект не зачах и чтобы не только он один стал интересантом проекта. Команда чиновников минтранса вместе с муниципальными чиновниками Городца и Лыскова и другие подразделения всех уровней власти должны проработать этот проект более детально. Восстановление маломерного судоходства на Волге может стать по-настоящему прорывным проектом для Нижегородского региона. И это весьма сочетается с работой Глеба Никитина в рабочей группе госсовета", - отметил Соловьев.

Фото: ИА "Нижний сейчас"