Эксперт-мониторинг событий 13 – 19 апреля 2020 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – выступление президента Путина об экономической поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ)
"Уже очередное "телеобращение" президента в этот раз касалось конкретной экономической поддержке малого и среднего бизнеса. Помимо уже планируемых действий в этот раз прозвучали предложения о прямой финансовой помощи по нескольким направлениям", - комментирует эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев.
"Это безвозмездная помощь организациям МСБ из расчета 12130 рубля на одного сотрудника в месяц, при гарантированном сохранении рабочих мест. Это компенсация расходов на выплату кредитных процентов в размере ключевой ставки ЦБ. Это выделение 200 млрд рублей на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов. Последняя мера хоть и косвенно, но также влияет на положение экономики субъектов, так как позволяет региональным властям компенсировать потери от собственных мер поддержки и выпадающих доходов из-за ощутимого экономического замедления. Например, согласно официальным заявлениям, бюджет Нижегородской области от отсрочки по НДФЛ уже теряет 2 млрд рублей. Если же карантин продлится три месяца, то выпадающие доходы областного бюджета составят уже 10-11 млрд рублей", - продолжил эксперт.
"Следует отметить, что прямая финансовая помощь в сегодняшней ситуации – это наиболее эффективный тактический инструмент, так как позволяет спасти базисные объекты целых отраслей, на восстановление которых потребовались бы суммы совершенно другого порядка. Также с учетом сложной бюрократической системы России и нынешней динамике кризиса любые косвенные меры поддержки будут явно отставать от экономической реальности. Время сегодня – в буквальном смысле означает деньги, и для многих экономических субъектов это время сейчас просто остановилось", - добавил он.
"Также очевидно, что объявленные президентом меры прямой поддержки несопоставимы с реальными и прогнозируемыми потерями. Однако при наличии достаточных государственных резервов до конца непонятно с продолжительностью карантина и глубиной экономического падения в связи внешними факторами. Точный экономический прогноз не берется делать даже министр экономического развития РФ Максим Решетников. В такой ситуации финансовые вливания будут происходить дозировано и точечно в зависимости от текущей экономической рефлексии", - подытожил Соловьев.
Региональная тема – борьба с COVID-19 в Нижегородской области
Как отмечает эксперт "Минин-центр" Алексей Орехов, сегодня в Нижегородской области основным хедлайнером в борьбе с коронавирусом стал губернатор Глеб Никитин.
"Примечательно, что главы крупных нижегородских муниципалитетов и представители чрезвычайных ведомств в этом процессе визуально отсутствуют. И судя по динамике процесса, их фактическая роль в ликвидации вирусной угрозы не является, очевидно, значимой. Губернатор Никитин взял на себя эту главную роль осознано и объективно в силу своего административного статуса. Понятно, что с него будет и основной спрос. В этой роли Глеб Никитин сегодня раскрывается по полной программе, проявляя все свои качества. Позиция вынужденная, но рискованная сразу по нескольким направлениям", - считает эксперт.
"Повышенная информационная активность губернатора – это не только демонстрация своих возможностей, но и возможная фокусировка всего негатива, который в условиях массового психологического напряжения быстро нарастает. В этой ситуации, в отличие от глав крупных муниципалитетов, губернатор на передовой во весь рост перед непонятным горизонтом, откуда каждый день прилетает сводка с определенным количеством зараженных. При этом схема социально-управленческих отношений сегодня сильно упростилась. Объявленный гражданский долг для населения – домашняя самоизоляция c санкционированным QR-исключением. И этот уникальный долг большинство граждан честно выполняет", - продолжил он.
"На уходящей неделе в Нижегородской области было всего несколько эксцессов, связанных с организованным скоплением людей, нарушающих режим повышенной готовности. И случились они по вине руководства организацией. Это скопление на проходных "ГАЗа" и "Лукойла", а также проведение массовых служб в храмах РПЦ. В первых случаях организации были оштрафованы. В последнем – Роспотребнадзор вынес предписание Нижегородской епархии запретить массовое посещение богослужений, что впрочем, не отменяет их проведение и соответственно не исключает неорганизованную массовость в пасхальный период. Некоторые храмы в области службы не отменили. Прихожане посещают храмы вопреки предписанию", - подчеркнул эксперт.
"Кстати, хороший пример подал президент Путин – вместо посещения пасхальной службы он ограничился посещением часовни в своей резиденции. Скрепы напряглись, но их запас прочности оказался достаточным. На фоне всеобщей гражданской самоизоляции эффективность действий властей всех уровней как никогда прозрачна. Можно сложно заниматься PR-менеджментом, включая на полную движок всех СМИ-ресурсов, но управленческий KPI сегодня как никогда прост и однозначен – это количество зараженных COVID-19 на подведомственной территории. Сейчас не до этого, но после завершения эпидемии этот показатель обретет политический смысл с возможными выводами. На фоне международного опыта схема борьбы с заразой тоже должна быть прозрачна – необходимо качественно и количественно выявлять и организационно локализовать пострадавших", - считает Орехов.
"К сожалению, по COVID-показателям Нижегородский регион в лидерах – в рейтингах зараженных наш регион сегодня находится после московской агломерации и Санкт-Петербурга. И причина не только в близости к столице, о чем свидетельствуют данные других, более коммуницируемых с ней регионов. Примечательно и географическое распространение COVID-инфекции – к концу недели 26 из 52 нижегородских муниципалитетов были заражены коронавирусом. Очевидно, что в этой далеко незаконченной борьбе с эпидемией потребуются усилия не только губернатора Никитина, но и пока "спящие" возможности муниципалитетов", - резюмировал он.
Муниципальная тема – муниципалитеты и жесткие сроки проекта ФКГС в 2020 году
"16 апреля заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Максим Егоров провел селекторное совещание по вопросам реализации проекта "Формирование комфортной городской среды". Основной итог совещания – это требование федерального центра до 1 мая на местах заключить все контракты на благоустройство и недопустимость переноса сроков реализации", - напомнил эксперт "Минин-центра" Сергей Раков.
"Федеральный министр знает, что в противном случае работы будут завершаться зимой, от чего пострадает качество. Он также знает, что срыв сроков и "уход в зиму" негативно воспринимается гражданами, участвовавшими в разработке проектов. Но вот чего по всей вероятности не знает высокопоставленный чиновник, так это что негатив есть не только у участников проекта, а у большинства горожан, которые видят некомпетентность и плохую работу муниципальных чиновников. Как следствие, на этом управленческом уровне создается угроза федеральным инициативам. С учетом пандемии и с учетом увеличения экономических проблем реализовать программы ФКГС в муниципалитетах в полном объеме в этом году, возможно, будет проблематично", - сказал Раков.
"Бесспорно, нужно уже сейчас корректировать планы и что-то переносить на следующий год. В этом нет ничего предосудительного, нежели работать в авральном режиме с потерей качества ради "галочки" и генерировать гнев населения. В прошлом году без пандемии и экономического кризиса в стране Нижний Новгород, Бор и ряд других муниципалитетов региона "прославились" не с лучшей стороны. Все помнят отвратительное качество работ на Большой Покровской, в сквере 1905 года на пл. Свободы, пляж на Гребном канале, благоустройство озера на Бору и так далее. Конечно, большинство объектов в нижегородских муниципалитетах были сданы качественно и в срок, но количество проблемных объектов критически велико. И все эти проблемы весьма резонансны. Может пора оглянуться назад и сделать выводы? Не все объекты программы ФКГС стали по-настоящему востребованы. Не все смотрятся органично в контексте окружающей среды. То есть, к примеру, сделанный сверх качественно сквер, но обрамленный убитыми дорогами или разбитым жилым фондом явно вносит диссонанс в сознание обывателя, который раз или два в год превращается в избирателя", - считает он.
"Рост количества объектов по программе ФКГС влечет новые расходы муниципалитетов по содержанию этих объектов, а любые новые расходы муниципальных бюджетов на фоне сокращения бюджетных доходов это стресс для любого главы города/администрации и оттягивание средств с других статей бюджета. Может быть, уже созрел "сигнал с мест" для Москвы о корректировки идеологии программы ФКГС? Оазисы благоустройства окруженные "разрухой" далее плодиться не могут. Главный мэр страны Собянин давно благоустраивает территории комплексно", - отметил эксперт.
"Кстати, федеральный министр Егоров похвалил опыт Нижегородской области за внедрение онлайн-решений в работе по вовлечению граждан в формирование комфортной городской среды. Спасибо министру. Последнее время в регионе виртуальное превалирует над реальным", - заключил он.
Основное фото: ИА "Нижний сейчас"