Независимое аналитическое агентство «Имидж-фактор» провело антикоррупционный мониторинг среди предпринимателей Нижегородской области, в ходе которого был определен уровень распространения коррупции в регионе.
Как следует из результатов опроса, только 19,5% представителям бизнес-сообщества когда-либо приходилось прибегать к взятке как к способу решения проблем своего бизнеса. Что касается анализа случаев вымогательства взяток со стороны должностных лиц, то, судя по данным опроса, только 4% опрошенных предпринимателей столкнулись с этим за последний год.
В ходе изучения опыта взаимодействия бизнеса с контролирующими органами выяснилось, что почти 67% опрошенным предпринимателям прошли проверку какими-либо контролирующими органами. Как отмечается в пояснительной записке, как правило, такие проверки в 2014 году осуществляли представители налоговых органов и государственного противопожарного надзора (в 70,7% и 62,4% случаев соответственно). В трети случаев проверки проводил Пенсионный фонд, в 29,3% случаев – Фонд социального страхования, в 24,1% случаев – Роспотребнадзор, еще в 20,3% случаев – Государственная инспекция труда. Меньше всего проверки осуществлялись со стороны Региональной службы по тарифам (в 0,8% случаев), Государственной жилищной инспекции (в 1,5% случаев), Государственного строительного надзора (в 0,8% случаев), Министерства финансов Нижегородской области (в 1,5% случаев).
Согласно ответам предпринимателей, в тендерах участвовал каждый пятый опрошенный. Как отмечается в исследовании, участвуя в торгах, предприниматели рассчитывают на свой выигрыш и, по большей части, в этом не ошибаются. Это говорит о том, что сама система организации торгов себя оправдала и зачастую является одним из главных факторов успешности бизнеса. В частности, бизнесмены, которые участвуют в тендерах, оценивая деятельность своего бизнеса за последние 2 года, значительно чаще констатировали его позитивную динамику, чем те, которые не имеют опыта участия и, самое главное, побед в государственных и муниципальных закупках.
Согласно опросу, почти 70% предпринимателей готовы участвовать в борьбе с коррупцией. Среди готовых участвовать в такой борьбе 36% понимают необходимость политического уровня этой борьбы и готовы к поддержке политиков и партий, делающих эту борьбу основой своей программы, еще 34,5% приемлют распространение в своей организации антикоррупционного этического кодекса.