ЭПИГРАФ:
«Довольно маяться.
Маем размайся!»
(В. Маяковский)
Российским политикам очень тяжело. Этот современный мир – у него свой специфический юмор, с которым он относится ко всему, и власти в том числе. Этот мир живет по другим законам, движется по другим векторам. Он ломает все представления, которые были основой до недавнего времени. И это уже не какой-то там постмодернизм, а черт знает что…
Ты строишь, функционируешь, создаешь для устойчивой системы страт серьезные вроде бы ценностные опоры, статус, величие, государственность, вот это вот все, а в результате – какой-то блогер, критикующий вообще кинофильмы и не политик ни разу, вдруг разносит в этом самом интернете пенсионную реформу. Не просто разносит, а так, что даже самые несистемные апологеты бунтарства духа и свободы – рэперы – понимают, что прокололись и отказываются от прежних призывов поддержать реформу. И веры этому блогеру в массах оказывается куда больше, чем популярным артистам эстрады.
А в это время глава Следственного комитета путает Телеграм с Инстаграм и рассматривает с экрана ноутбука фотографию с помощью лупы...
Дворцы олигархов почему-то смешат, а не вызывают трепет. Попытка обернуть 100% населения в "военную веру" не встречает горячей поддержки. Потому что в системе координат политиков, продолжающих строить страну по тем же принципам, что строился СССР, нет понимания настоящего и, тем более, будущего. От этого непонимания растет страх и растут, как грибы, "запрещалки".
И чем более некоторым кремлежителям непонятно какое-либо явление, тем больше растерянности и этого косного, не изжитого (ибо нет политической базы, чтобы изживать) желания запретить "на всякий случай".
Апофеоз такого ступора перед "непонятной" общественной активностью – реакция на "Монстрацию".
РАЗРЫВ ШАБЛОНОВ
"Монстрация" только на первый непосвященный взгляд покажется действом простым и незамысловатым. Но ее можно считать как художественной акцией креативного поколения против абсурда ("абсурд против абсурда"), так и явлением социальным, глубокого порядка, с древними архетипами торжества победы всего хорошего над всем плохим с помощью ритуалов карнавала и маскарада.
И, кроме того, в ней явно присутствует пародия на суррогат гражданской активности. Когда в 2004 году прошла первая "Монстрация" в Новосибирске, отклик активной части общества оказался мгновенным: идея стала точным попаданием в картину прогнозного будущего: политика есть, но граждан в ней нет.
С имитацией гражданской активности российской политической элите в том самом векторе, который она выбрала после Ельцина, было удобно: и тихо, и спокойно, и миру можно предъявить. Но "Монстрация", не превращаясь в чисто политическую акцию, без политических требований и лозунгов, "карнавально-веселым" образом развенчала эти красивые картинки. Народ выходит на абсурдные демонстрации, значит, это государство как-то не очень серьезно в целом? Разрыв шаблона у номенклатурно-советской элиты: явно чувствуются какой-то подвох и "раскачивание лодки", и вместе с тем предъявить нечего…
Сравните два идеологических продукта в новейшей истории, созданных для массового участия.
С 2005 года (на год позже, чем первая "Монстрация"!) установлен праздник "День народного единства". Введенный сверху, он должен был искоренить укрепившийся в сознании россиян за 70 лет праздник 7 ноября – победу Великой Октябрьской Социалистической революции. И дело, надо думать, не в том, чтобы отстроиться от советской идеологии (ею политики в новейшей истории прекрасно подпитывались и пользовались), а в том, что народ взял в 1917 году власть в руки. Более привлекательным для чиновников в качестве идеологической платформы показался дух ополчения Минина: объединяющая народная сила против внешнего врага, без попытки смены своей власти, наоборот, установившая новые правила государственной иерархии. Любовь и вера в Отечество спроецирована с помощью 4 ноября на любовь и веру в государство. Праздник пронизан скрепно-патриотическим и религиозно-духовным (два в одном) содержанием: и освобождение ополчением Минина и Пожарского Москвы в Смутное время, и установленное Михаилом Романовым вдобавок к летнему еще и осеннее празднование Казанской иконы Божией Матери. Он организован, отшлифован, подшит в папочку и определен как один из пластов ментальных ценностей и ориентиров общества.
И на этом фоне обыгрывается еще один большой идеологический праздник советского человека – 1 Мая, День солидарности трудящихся. Но совсем в иную сторону.
Во-первых, его никто не насаждал, не вводил, не обсуждал с депутатами. Он возник снизу и зажил своей жизнью, огорошив власть непредсказуемостью, интригой. Никакой организации, никакой программы и задачи. 1 Мая в СССР был днем демонстрации трудящихся. демонстрации трудовых достижений и завоеваний СССР. С лозунгами, призывами, речами.
Атеистический СССР своим праздничным объединяющим массовым духоподъемным шествием боролся с крестным ходом на Пасху. "Монстрация" пародийным парадом иронизирует и над Первомайской советской демонстрацией, и над всеми пафосными ходами и шествиями во славу чего-то, и одновременно не иронизирует ни над чем. В этом ее неприятная для политических элит ироничная неуловимость – смысл вроде бы есть, но есть и легкий троллинг всех, ждущих серьезного смысла.
РАЗНЫЙ МАСШТАБ
Разумеется, масштаб у двух праздников разный. Административный ресурс тратит средства и выделяет бюджет. На этом фоне в традиционном медийном пространстве, которое варит и подает на блюде картину событий в массовые слои, "Монстрации" никакой нет. Иное дело в ином измерении, том, что определяет современный мир – интернете. Там эта, всего лишь по сути, уличная акция, шествие с непонятным смыслом, оформлено в ценностное явление, движущее группами, сообществами, хотели бы того наши политики или нет. Все происходит независимо, неконтролируемо. И это значит только одно – зарегулировать. А лучше, не мучаясь сомнениями и непонятной тревогой, запретить. Запретить весь этот балаган, двойной смысл, сарказм и иронию, всю эту игру слов, мемы, фотожабы, все, что "не серьезно", все, что смеется.
Политики продолжают разделять мир на реальный и виртуальный. И в этом их ошибка. Им кажется, к примеру, что "Монстрация" – это уличная акция и на нее можно влиять механически, бумажками и погонами. Но "Монстрация" из того же мира двойной реальности, где он-лайн и офф-лайн так же едины и взаимодополняющи, как ткань и одежда.
Собственно, и название "Монстрация" почти гениально при всей простоте: не только демонтаж "демонстраций", которыми шли "трудящиеся в едином порыве", все в ногу, к общей цели, демонтаж надуманных идеологических конструкций, но и "монструозность" как часть абсурда. Если все вместе, то это – переживание страхов, то самое – "страшно весело". И какой карнавал без страшных масок злых духов, без общего переживания страхов и победы над ним, без самоиронии над собственными "монстрами"?
НИЖЕГОРОДСКИЕ МОНСТРЫ
"Монстрация" в Нижнем Новгороде проходит с 2016 года. И в первый раз, и особенно во второй, в акции присутствовали ноты гражданского, социального и до некоторой степени политического звучания.
В 2017 "монстранты" прошли по улице Рождественской, а затем на площади Маркина состоялся митинг. У второй "Монстрации" был знаковый главный лозунг: "1984. Можем повторить". Как объясняла организатор акции Марина Маянцева, это было желанием напомнить про антиутопию Джорджа Оруэлла, потому что организаторам кажется, что про нее "стали незаслуженно забывать".
В 2018-м году "Монстрацию" администрация города не согласовала. Но оптимистичные участники мгновенно переформатировали акцию, и, не делая из этого драму, свои подготовленные плакаты поочередно демонстрировали у театра Драмы.
Организатор акции "Монстрация" в Нижнем Новгороде Марина Маянцева:
– О "Монстрации" в Новосибирске я узнала давно. А в 2016 году друзья предложили сделать что-то подобное у нас. Мы подумали, что у нас нет подобных мероприятий, и решили, что "Монстрация" Нижнему просто необходима.
В 2016 году о нас никто не знал. Мы согласовывали публичное мероприятие с администрацией, как того требует закон. Администрация пошла на диалог и помогла нам выкроить время между демонстрациями и крестным ходом. Нас предупредили об ответственности за политические или экстремистские плакаты. В 2017 пришлось много времени потратить на неприятные диалоги с полицией – нас тогда запугивали террористами. Но в итоге администрация пошла навстречу и перекрыла улицу Рождественскую.Но в 2018-м согласовать мероприятие не удалось. Отнеслись к нам напряженно и крайне враждебно: не просто отказали, но объявили, что все городские площадки, куда мы заявились, "оказались" заняты под мероприятия неким фондом, на самом деле несуществующим.
В этот раз наше мероприятие согласовано в полном объеме, включая шествие, правда, не с первого раза. Тем не менее, мы немного удивлены, впрочем, достаточно приятно. Накануне заседания суда (куда мы обратились после отказа в шествии), представитель администрации сообщил нам о пересмотре решения и полном согласовании.
А если говорить о характере и художественной значимости этой акции, я процитирую координатора Сибирского центра современного искусства Сергея Самойленко. Он сказал так: "Монстрация" как форма паблик-арта располагается в пространстве между художественной деятельностью, социальной активностью и политическим жестом".
Я думаю, справедливо будет сказать, что "Монстрация" несет в себе черты и художественной деятельности, и социальной активности, и политического жеста, целиком не относясь ни к первому, ни ко второму, ни к третьему. То есть понимать "Монстрацию" просто как "шествие с шутливыми плакатами" - это довольно ограниченно, но и политическим мероприятием в чистом виде она не является (хотя в числе прочего реагирует и на политические события, ведь политика это важная часть нашей жизни).
Ждем всех 1 мая в 14:30 у Речного вокзала на четвертую нижегородскую "Монстрацию"!
Википедия:
Монстрация (от слова демонстрация; также лат. monstratio — показывание) — массовая художественная акция в форме демонстрации с лозунгами и транспарантами, которые участники используют как основное средство коммуникации со зрителями, друг с другом, как средство самовыражения, как художественную технику, при помощи которой они осмысляют окружающую действительность.
По большей части содержание транспарантов выглядит предельно абсурдизированным и аполитичным, однако они имеют многозначность. Это действо не по сценарию, дата известна заранее (1 мая каждого года), автор обозначает лишь место и точное время начала, остальное – это импровизация участников действа. В связи с этим организаторы относят Монстрацию не к флешмобу или перформансу, а к хэппенингам. Первая Монстрация в Новосибирске состоялась в 2004 году и собрала около 80 человек, с тех пор проводится ежегодно. Об актуальности Монстрации свидетельствует не только рост числа участников, но и появление подобных и одноимённых акций в других городах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Петрозаводск, Красноярск, Томск, Омск, Хабаровск, Ярославль, Тюмень, Кандалакша, Нижний Новгород, Орел, Пенза, Курск и др.) и ближнего зарубежья (Рига, Кривой Рог, Кишинёв, Пекин, Паттайя).