Вчера, 24 апреля, прошло не только знаковое заседание Гордумы, где выбрали замену ушедшему мэру Ивану Карнилину. Вечером того же дня на площади Ленина собрались частные перевозчики и простые нижегородцы (порядка 250-300 человек) – митинговать против введения новой Комплексной транспортной схемы (КТС) и повышения стоимости проезда.
"Катафалки" или 4 миллиона рублей?
Уже в ближайшие дни в Нижнем Новгороде стартуют конкурсы на новые маршруты. Требования к перевозчикам обновили, сделав их гораздо более жесткими. Победу в конкурсе будут присуждать тем, кто наберет наибольшее количество баллов, которые даются за выполнение следующих пунктов:
- Обновление подвижного состава (наибольшее количество баллов)
- Автобусы средней вместимости (больше, чем стандартный пазик)
- Доступность для маломобильных граждан (подъемники в автобусах)
Сергей Белов, глава администрации Нижнего Новгорода:
- Мы с вами уже много лет говорим о том, что нужно менять работу общественного транспорта. И сейчас настало время конкретных действий, администрация эти действия проводит, и мы говорили, что эта реформа будет проходить непросто. В первую очередь речь о безопасности перевозки пассажиров: ежедневный предрейсовый осмотр транспортных средств и водителей; автостоянка транспорта на охраняемых стоянках, а не во дворовых территориях; замена и обновление подвижного состава.
Против предрейсового осмотра никто и не бастует, потому что это обязанность администрации – грамотно осуществлять контроль за перевозчиками. А вот обновление подвижного состава - дело нешуточное, оно влетит частникам не то что в копеечку – сразу в несколько десятков миллионов.
Александр Голофастов, директор департамента транспорта и связи:
- Той дикой прибыли, которая была, когда покупался автобус-железяка за 1 млн 300 тыс, больше не будет. Окупаемость автобусов растянется во времени - сейчас автобусы стоят от 4 млн, но прослужат они порядка 5-6 лет, а то и до 10 лет.
Естественно, гарантий, что через три года у горадминистрации не появятся новые требования, перевозчикам никто не даст. Всего через несколько лет они могут просто оказаться не у дел со своим новым подвижным составом, который необходимо окупить до истечения срока контракта. А как перевозчики окупают свое «оборудование»? Правильно, повышая цены за проезд.
Сергей Ковалёв, председатель Ассоциации перевозчиков Нижнего Новгорода:
- Мы готовы покупать новые автобусы, но не за 4 млн рублей, а простые пазики. К тому же, в администрации хотят, чтобы подвижной состав был заменен полностью, а не частично, - к ЧМ-2018 все должно быть красиво.
По подсчетам экономистов минимальная цена проезда, чтобы окупить такие автобусы, составит около 40 рублей. Суммы, которые называет администрация – 25-28 рублей – это только начало, они потом и до полтинника поднимут. Это просто арифметика.
Сергей Ковалёв пояснил, что, по мнению членов Ассоциации нижегородских перевозчиков, происходит рейдерский захват рынка, выгодный нескольким перевозчикам - тем, которые сотрудничают с депутатом Алексеем Гойхманом. В их число, по заявлению Ковалёва, входят ИП Мещеряков, ИП Каргин и некоторые другие.
Сергей Ковалёв, председатель Ассоциации перевозчиков Нижнего Новгорода:
- В администрации говорят, что в новой КТС избавились от маршрутов-дублеров. Однако, например, 171 и 71 ездят по одному маршруту, но их оставили, - за красивые глаза?
За 1,5 года администрация не сделала вообще ничего, только безалаберную транспортную схему – теперь нормальные маршруты разорваны на 2-3 части. Это повредит всем без исключения нижегородцам.
Там, где рейдерский захват в масштабах всего города - ищи и картельный сговор. К слову, это отдельный вид уголовного преступления, который наказывается по статьям 178 и 210 УК РФ.
В администрации Нижнего Новгорода, в свою очередь, считают, что частные перевозчики просто не хотят ничего менять, а жителей вводят в заблуждение, предоставляя информацию в искаженном виде.
Алексей Гойхман, депутат от партии «Единая Россиия», председатель постоянной комиссии гордумы Нижнего Новгорода по транспорту и связи:
- В сентябре 2016 года была встреча с перевозчиками, они присутствовали в полном составе. Люди не хотят ничего не менять, они просят объявить мораторий на изменение подвижного состава до 2019 года. Мы занимаем первое место по дорожно-транспортным происшествиям в России, так и будем возить людей в "катафалках"? Есть часть депутатов и людей, которые просто продолжают лоббировать это безобразие.
К слову, депутат Евгений Лазарев также присутствовал на митинге и поддерживал позицию организаторов. Ранее он уже заявлял, что новая КТС, инициированная администрацией, никем не была утверждена, в том числе самой администрацией. По факту данный документ не является легитимным основанием для изменения транспортной сети города, говорит Лазарев.
Евгений Лазарев, депутат городской Думы от партии КПРФ:
- Послезавтра уже начнутся конкурсы по новым маршрутам. Причем конкурсы будут организованы не по одной штуке, как этого требует законодательство, а сразу по 3-5 лотов. По всей видимости, администрация не хочет поднимать этот вопрос раньше времени, поскольку на комиссии городской Думы в его обсуждении мне было отказано. Может быть они планируют сначала провести конкурсы на маршруты, а потом уже рассматривать ситуацию как состоявшийся факт, что с моей точки зрения неправильно.
Тарифы растут, энтузиазм падает
На одном из заседаний городской Думы депутат от партии КПРФ Николай Сатаев поднял вопрос о предстоящем росте тарифов – как в муниципальном транспорте, так и в частном, где администрация не имеет возможности регулировать ценовую политику. Он подчеркнул, что никто в Гордуме или администрации не может конкретно пояснить, насколько проезд повысится, а это значит, что завтра билет в маршрутке может подорожать вплоть до 100 рублей.
Наталия Казачкова, заместитель главы администрации Нижнего Новгорода по социальному блоку:
- Что касается тарифов: город сделал расчеты. Себестоимость одной поездки составляет 25,4 рубля в автобусах, 32 рубля в троллейбусах, 36 рубля в метро. Поэтому в ближайшее время, исходя из данной стоимости, будет составлено тарифное меню, которое будет действовать на всех видах муниципального транспорта.
Две трети перевозок у нас с вами – это частные перевозки. Частные перевозчики имеют право установить свою, нерегулируемую цену. Но при этом они всегда будут равняться на наш тариф, потому что у жителей в альтернативе будет возможность поехать на муниципальном транспорте за 25 рублей, а не за 45 на частном. Поэтому 100 рублей билет стоить не может.
Пересядьте, пожалуйста
Однако просто поднять тариф администрация города не считает достаточным. Среди главных задач новой транспортной схемы значится не только вполне праведная борьба с ездой "пазиков" наперегонки (с целью увезти побольше пассажиров) и ликвидация маршрутов-дублеров, но и сокращение слишком длинных маршрутов. Видимо, из персонального авто кажется, что нижегородцы живут слишком фривольно, добираясь всего на одной маршрутке в место назначения – необходимо приучать горожан к пересадкам.
Юрий Мочалкин, директор департамента финансов администрации Нижнего Новгорода:
- Вышел новый социальный стандарт, в соответствии с которым человек, добираясь на работу, должен делать не более двух пересадок. Мы хотим ввести 90-минутный проездной, когда человек в течение 1,5 часов может воспользоваться тремя видами транспорта, заплатив за билет только один раз. Использовать нужно все виды транспорта, и тогда будет нормально, - все города-миллионники так и ездят. У нас неправильная транспортная схема, сложившаяся еще в 80-е годы.
Юрий Николаевич, конечно, не уточнил, что 90-минутный проездной будет действовать только в муниципальном транспорте, а у частников нижегородцам по-прежнему придется платить отдельно за каждую поездку. И это мы еще не вспомнили о том, насколько плохо в Нижнем Новгороде ходит муниципальный транспорт. Подробнее об этой проблеме мы, кстати, рассказывали, разбирая ситуацию с маршрутами на Молитовке.
Итого, после принятия новой КТС и повышения тарифов на общественный транспорт, минимальная сумма, которую нижегородцы будут тратить на проезд по маршруту «дом - работа и обратно» составит 112 рублей, по 56 рублей в каждую из сторон. И это при условии, что горожанин совершит только две пересадки, а тариф составит 28 рублей (а у частников он может оказаться выше). Зарплаты в честь таких изменений нижегородцам, конечно, никто не повысит. Хотя, если верить хвастовству данным из отчета главы горадминистрации Сергея Белова, средняя зарплата в Нижнем Новгороде составляет порядка 39 тысяч рублей.
Транспортный коллапс или приятные изменения? Мнения нижегородцев
«Нижний сейчас» пообщался с пришедшими на митинг людьми. Стоит отметить, что в этой толпе присутствовали очень разные люди: от школьников и студентов до стариков, от необеспеченных горожан на пороге бедности, готовых стоять 2 часа на остановке ради экономии в 20 рублей, до менеджеров и индивидуальных предпринимателей
- Мы не согласны с действиями городской администрации. С новыми маршрутами мы будем вынуждены делать 2-3 пересадки – это будет больно бить по семейному бюджету, поскольку проезд еще и повысят. Мы ездим практически от конечной до конечной – с Мещерского озера до Мызы на Т-44. Я сталкивался с тем, что когда ездишь с пересадками, автобусы уже едут переполненными, и сесть в них невозможно. К тому же, ожидать теперь придется каждый из автобусов, а на предприятии, где я работаю, опоздания недопустимы. Мы внимательно рассматривали новую транспортную систему, и пришли к выводу, что она поставит огромное количество людей в очень неудобные рамки.
- Нас не устраивает повышение стоимости проезда, потому что мы школьники и студенты из не самых обеспеченных семей. 28 рублей за один проезд – это слишком дорого. Кроме того, отменяют ключевые для нас маршруты, на которых мы ездим на учебу (Т-31), - придется ходить пешком или ездить на социальных автобусах с пересадками. Главная проблема новой транспортной схемы, на мой взгляд, в том, что там основная нагрузка переложена на социальные автобусы, а с ними происходит много мороки – они гораздо медленнее и реже ходят.
- 47 маршрутка – это мой единственный транспорт на работу. Да, есть возможность ездить с пересадками, но если проезд будет стоить 28 рублей, это сильно ударит по кошельку. Новая КТС отвратительная. Ладно на работу, - в другие места в городе будет добраться нереально, потому что я живу на окраине, в поселке Сортировочном.
Александр:
- Этот митинг очень важен для меня, потому что я добираюсь до учебы издалека, мне важно иметь важные для меня маршруты Т-47 и Т-33. Что касается подорожания проезда: у меня стипендия, родители не могут меня поддерживать, ситуация станет для меня очень сложной. Я учусь на очном отделении, работать не имею возможности.
Некоторые также связывали транспортные изменения с предстоящим в следующем году Чемпионатом мира по футболу – якобы, все должно быть «по последней моде», а на неудобства жителей наплевать. Впрочем, предлагаем читателю самому сделать выводы о будущем транспортной ситуации в городе и о том, как она ударит по кошельку. Эксперимент на людях уже начинается!