Все, для чего правдами и неправдами (вторым больше) избиралась новая городская Дума по принципу песенки "я его слепила из того, что было", стало спешно появляться практически сразу после официального утверждения нового состава. Конечно же, с декларацией заботы о людях. Более того, с заботой о людях в трудное время эпидемии коронавируса.
Ощущение инфернальностии морока уходящего 2020 года в Нижем Новгороде усилили повсеместно воткнутые в центре города знаки, обмотанные черным полиэтиленом, как предвестники чего-то нехорошего. А хорошего, и верно, мало.
Ноябрь стал месяцем внедрения одобренного Гордумой проекта мэрии о полностью платном для автомобилистов центре Нижнего Новгорода. Парковаться бесплатно в центре станет практически негде. Оплата составит 60 рублей в час. Если речь идет о размещении машины сотрудником офиса в центре в течение рабочего дня, то сумма в месяц выйдет весьма приличная.
Чиновники рассчитывают получить от платных парковок дополнительный доход в бюджет города в размере 2 млрд рублей в течение ближайших 12 лет. В год по 166,6 млн рублей. Дьявольски привлекательные цифры из воздуха.
Свеженькой комиссии по транспорту и дорожному хозяйству городской идея понравилась, она одобрила ее на своем заседании. Стоит отметить, что Дума еще 29 января одобрила изменения в решение "Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории г.о.г. Нижний Новгород".
Как пояснила тогда предыдущая директор департамента транспорта Елена Лекомцева, расширение сети платных парковок связано с заключением администрацией города в январе 2020 года концессионного соглашения с ПАО "МегаФон". По условиям соглашения инвестор принимает на себя функции оператора муниципальных парковок. В доход города он будет-де отдавать 56% доходов.
Депутат предыдущей Думы, задававший много вопросов и не оказавшийся в новом составе, Евгений Лазарев обратил на том заседании внимание, что "МегаФон" не является победителем открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения. Елена Лекомцева объяснила, что договор с "Мегафоном" был заключен после того, как отказался победитель — ООО "Актив городских технологий".
Новый директор департамента транспорта Александр Герасименко, уже тоже уволившийся (любопытное кресло, почему-то после продвижения непопулярных решений главы этого департамента его вскорости покидают), прямо перед отставкой продвинул введение платных парковок, аргументируя сомнительными тезисами.
Герасименко обосновал такой шаг получением дохода, который планируется направлять на благоустройство, содержание дорог и дворов. Кроме того, якобы увеличится пропускная способность дорог для оперативных служб (в последнем нижегородские чиновники, как всегда, кивают на Москву, игнорируя глобальную разницу).
Разберем оба аргумента. Привязку пандемии к аппетитному проекту с "Мегафоном" ничем, кроме как лукавым пиаром, и то рассчитанным на простодушных, объяснить нельзя. Ведь реальность говорит совсем о другом. Якобы появится большая возможность оперативного реагирования экстренных служб, в коронавирус "скорые", дескать, быстрее доедут до пациентов. Однако любой нижегородец, даже не столкнувшийся с вирусом, скажет, что проблема сейчас не в загруженности проезжих частей, а в недостатке медицинской помощи и самих карет "скорой". Основная экстренная служба сейчас практически "загнулась" от невиданной до сего дня эпидемии, и основная проблема у "скорой помощи" сейчас совсем не пробки. "Замазать" загруженностью дорог факт неспособности региональной и городской власти достойно справиться с эпидемией, который даже у президента вызвал прямые вопросы, очень было бы приятно для власти, но нет, выглядит эта попытка слабо.
Далее. Доходы от платного размещения автомобилей должны пойти на благоустройство и содержание дворов. Но этот тезис чиновники приводят уже много лет, еще со времени начала работы платных эвакуаторов. Однако улучшение дворов наблюдается в единичных случаях. В целом же, бросается в глаза нарастающая деградация и отсутствие элементарного содержания мэрией муниципальных территорий.
Кроме того, каждый нижегородец после снегопада наблюдает во дворе одну и ту же картину: во-первых, двор завален снегом, а во-вторых, у домов стоят автомобили, которые мешают трактору производить уборку. На объявления жилищников автовладельцы отреагировать не торопятся, своим бездействием мешая уборке снега. Но машин у домов с введением платной парковки будет еще больше. "Радостная" новость для жителей центра города, которые не обзавелись шлагбаумами и устройствами, ограничивающими въезд во двор. Автовладельцы, не желающие платить этот "налог на парковку", поставят свой авто в близлежащий двор или проезд, мешая тем самым экстренным службам, за которые волновался господин Герасименко и трактористам, чей благородный труд будут оплачивать из средств, вносимых за платную парковку.
Еще одно лукавство в якобы заботе мэрии о горожанах в период пандемии в том, что пресловутую "пропускную способность для экстренных служб" пытаются увеличить путем принуждения горожан пересаживаться в общественный транспорт, где велик риск подхватить смертельную заразу. А речь идет в первую очередь о людях, едущих в центр на работу, то есть в часы пик. Это усиливает возможность заражениядо максимального.
Еще один обескураживающий факт: платные парковки мэрия (напомним, с одобрения Гордумы) организует на существующих дорогах, не утруждая себя созданием дополнения к действующим. Просто бесплатное станет платным.
Более достоверным объяснением кажется забота чиновников о другой пропускной способности – финансового потока в нужном векторе. А вопросы сохранения жизней и здоровья людей – всего лишь неудобная деталь и помеха на пути немедленного внедрения платных парковок.
Можно констатировать, что сие благое (в первую очередь для кошелька) намерение:
– не решит проблемы с транспортным потоком,
– не обеспечит чистоту и уют во дворах,
– не поможет выжить нижегородцам в период пандемии.
Чиновники получат совершенно обратный эффект.
- Люди будут использовать общественный транспорт активнее, а значит и случаев заражений в немвозможно станет больше.
- Заставленные дворы утонут в снегу без механизированной уборки.
- Пробки, чаще всего возникающие в силу непродуманной схемы движения, продолжат жить своей жизнью.
Предполагалось, что платными станут в городе 7400 парковочных мест. Но позже чиновники решили сократить до 6200. Разве не повод для радости?
Тем более, что и Александр Герасименко, и руководитель нижегородского отделения ПАО "МегаФон" Максим Бартыков поспешили успокоить общественность. Как заверил Бартыков, не все 119 адресов парковок одномоментно станут платными. Он также подчеркнул, что от платы за пользование парковочными местами освобождаются инвалиды и водители специальных транспортных средств (машины скорой помощи, полиции, пожарной охраны, аварийно-спасательных служб и военной инспекции).
А Герасименко ранее пообещал, что проживающие в домах, которые попадают в зону платной парковки, получат какие-то льготы. Какие-то. Когда-нибудь. По его словам, прорабатывается и вопрос бесплатного пользования парковками многодетными родителями, участниками Великой Отечественной войны, Героями Социалистического Труда, полными кавалерами ордена Славы, а также владельцами электромобилей и мотоциклов. Возможно введение льгот для ИП и юрлиц. Возможно все. В общем, что чиновники умеют, то и делают в таких сложных случаях – обещают, что все и всем будет хорошо. А потом исчезают со своих постов, и никто уже ничего не должен.
Но пока интереснее, почему вопреки здравому смыслу городская власть идет на этот сомнительный для их и без того хилого рейтинга шаг. Поддержать катастрофические проблемы с бюджетом из-за коронавируса? Но тогда зачем вовлекать в сие сотового оператора и отдавать ему почти половину?
Тезис "кому выгодно" всегда, как известно, лежит на поверхности или спрятан совсем неглубоко.
Директор ИА “Нижний сейчас” Сергей Раков, комментируя тему два месяца назад, говорил о неготовности проекта: "Платные парковки – это нормальная практика, которая мотивирует лишний раз не приезжать в центр города на личном авто. Также это и пополнение городского бюджета. Но при введении платных парковок город не позаботился о приведении в порядок бесплатных парковочных территорий, не созданы новые перехватывающие парковки, не созданы новые парковки в виде новых многоуровневых комплексов. В итоге появление платных парковок можно назвать ограничениями и удорожанием жизни для нижегородцев.Понятно, что соглашение заключал еще прежний мэр, и Шалабаеву оно досталось в наследство. Но, ту же концессию по фонтанам, которую сейчас мэрия считает невыгодной, администрация намерена отменить. Почему бы и здесь новому мэру не пойти по этому пути – найти компромисс с “Мегафоном” и отменить концессию или пересмотреть ее условия, сделать их менее ущемляющими для жителей".
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Фото: ИА "Нижний сейчас"