Россия полностью погружена в решения политических и экономических проблем. Бедность еще никто не победил, и верховная власть по-прежнему ставит борьбу с бедностью в список основных приоритетов, а нижегородская администрация демонстрирует устойчивое желание сделать население еще беднее. Кроме того, в огонь социального напряжения "добавляет маслица". И даже откровенные репутационные потери от преследуемого принципа "деньги превыше людей" – кажется, не сильно беспокоят мэра Юрия Шалабаева. Недавно мэрия ввела еще четыре платных парковочных зоны к уже имеющимся. Полный список здесь.
Нравится, не нравится – терпи …
О введении платных парковок нижегородские градоначальники говорили последние два года. Точнее будет сказать, не "говорили", а пробивали вопреки мнению горожан, не спрашивая их особо, не имея ясной градостроительной и экономической концепции, "наламывая дрова", рискуя репутациями ответственных лиц и все же пробивая.
Надо отметить, что прошлые составы исполнительной власти и городской Думы (какими бы ни были и тот, и другой) осторожно подходили с разных сторон к вопросу о транспортной разгрузке центра, но не придумали воплощать его в такой антинародной форме. Предыдущие начальники и депутаты, надо полагать, опасались принять непопулярное решение, боясь за рейтинг или непереизбрание на новый срок. Сегодня волеизъявление граждан даже не стоит у власти как вопрос политической повестки для сохранения собственного статус-кво. Из ниоткуда берутся и делаются мэрами неизвестные клерки; депутаты, попавшие во власть по разнарядке, вещают о честности и так далее и тому подобное.
На таком фоне нынешнее уродливое решение о платных парковках вполне закономерно и органично. Сегодня это вообще выглядит как удар под дых нижегородцам, не избалованным заботой власти ни в коронавирус, ни в целом. Ввод платных парковок, как явление неизбежно и даже необходимо, но логику и здравый смысл этого новшества для нашего города никто не отменял. По словам градоначальства, уже летом автовладельцам, не оплатившим казенные парковки, начнут прилетать штрафы. Но рассмотрим все по порядку.
Было ваше, стало наше
Во-первых, прежде чем вводить такую меру юридически адекватного и урбанистически грамотно, "по-взрослому", то есть, нужно было сначала обеспечить жителей местами и парковками. А за этой невнятностью стоят проблемы стратегического развития города: сейчас у городской власти практически отсутствует градостроительная и транспортная политика. Горожане то и дело слышат о "разработках транспортных схем", но вопросы с городским транспортом, несмотря на все "реформы", повисли неразрешимым бременем
Сумбур виден и в теме платных парковок. Сначала ввели для всех, потом словно опомнились, обозначили льготные категории.
Во-вторых, с самого начала обсуждения жители центра закономерно поставили вопрос о том, что будет после введения платных парковок с их дворами. Очевидно, что приезжающие со всей области на работу в Нижний Новгород автомобилисты предпочтут платным городским улицам бесплатные дворовые территории.
И тут нижегородские чиновники решили пойти "на опережение" и, кажется, подсуетившись, намерены капитализировать и дворовые территории. При этом чиновники, как всегда, считая себя невероятно хитрыми, подошли к вопросу взимания платы с жителей извилистым путем. Вот, дескать, есть между домов территория общественного пользования. Там мы и разрешим ставить машины чужим. Ведь жители же ставят на придомовой территории.
Надо сказать, прокуратура заставила муниципалитет пойти законным путем и спросить мнение граждан. Однако сам факт, что такая логичная вещь не пришла градоначальникам в голову самим, говорит о том, что им это неинтересно и что есть смысл опасаться за чистоту процедуры.
Что получат жители
Исходя из такого бэк-граунда можно сказать следующее:
А) Нетрудно убедиться, что не только придомовая, но и территория общественного пользования между домами занята местными жителями. Придомовая территория почти повсеместно совсем небольшая, и давно уже жители ставят машины за ее пределами. Вряд ли они готовы приветствовать, что теперь у них места не будет, зато понаедут чужие. Но поскольку это будет уже официально признанная мэрией платная парковка на территории общего пользования для чужих, то и местным придется на ней ставить машину за деньги, хотя они живут в этом же микрорайоне. Обрадует ли их это? Вряд ли. Таким образом, тихой сапой переводятся не только чужие, но и местные жители на оплату парковки вблизи домов. Выгодно ли мэрии? Конечно. Будем считать, все ради пополнения бюджета. Но честно ли такое действие исподтишка по отношению к жителям? Точно нет.
И если общественные территории заставлялись местными автовладельцами все же в ограниченном количестве, то официальная парковка – дело совсем другое, количество машин вырастет вдвое-втрое.
Б) Если еще есть в жилых зонах кусочки общественной территории без машин, то, как правило, там растут деревья и хоть какая-то зелень. И вроде бы как мэрия сама должна стараться озеленять эти общественные пространства, а не забивать дополнительно автомобилями. По крайне мере, она повсеместно это декларирует, повсеместно пиарит программу "Комфортная городская среда". В данном же случае о комфорте явно придется забыть.
Что получат жители? Во-первых, как мы уже сказали, общественные территории использовались жителями домов лишь частично, а официальная парковочная расширенная зона принесет больше машин. А это – вдвое-втрое больше загазованности и шума, микрочастиц от изношенных автопокрышек, а зелени станет меньше. И это не все.
Во-вторых, город будет выглядеть еще депрессивнее: смотреть из окна человеку приятно на деревья и цветы, а слушать хочется птиц и шум листвы. Вместо этого – они получат рев спорткаров и музыки из авто.
В-третьих, возникнут проблемы личной безопасности. Дети будут в большей опасности из-за наплыва автомобилей между домами и массе "слепых поворотов". Увы, чужие паркующиеся могут даже не знать, что рядом детсад или школа.
Кроме того, постоянно меняющиеся машины – это ротация огромного числа людей. Не у всех на уме доброе. Каждый год область полнится новостями о пропаже детей или попытках их похитить. Родителям придется еще сильнее бояться за безопасность детей.
В-четвертых, проблема расчистки дворов усугубится. Очистить территорию от снега, льда и мусора с помощью техники удается только в рабочее время, когда жители разъезжаются. Все дворы уже и так заставлены транспортом (пока что транспортом жителей). Когда отнятая часть парковок у местных жителей будет вечно заставлена "понаехавшими", про уборку придомовых территорий можно будет забыть вовсе.
В-пятых. У многих домов жители-автовладельцы с согласия соседей устанавливали самодельные цепочки на столбиках во дворах. Это чаще наблюдается в глухих двориках, где люди хорошо знают друг друга. Но стоит там появиться незнакомцу, начинается настоящая парковочная война. И хотя каждому известно, что ограничивать парковку на том или ином месте компетенция совсем не жителей, а специальных служб и органов, но сохранность машин "понаехавших" будет немного под риском. Кто его знает, на что пойдут "самопровозглашенные" местные собственники нескольких квадратных метров дворовой территории? Так вот, при ограничении площадей под свободное законное размещение автомобилей, таких конфликтов станет существенно больше.
Сытый голодного не разумеет
Понятно, что все эти "нюансы" чиновникам понять трудно (если вообще хочется понимать), поскольку их парковочное место (бесплатное!) на территории национального памятника истории и архитектуры – кремля – разлиновано и закреплено за каждой машиной. Благодать! Плодится число чиновников (даже новое здание построено) – плодится количество машин в кремле и у всех административных зданий в городе. Эти "общественные территории" почему-то неприкосновенны. А загрузку центру создают немалую. И вид кремля портят, а ведь мы так боремся за звание города образцового туристического потенциала! Кстати, ждем начала выезда чиновников из кремля. К 2025 году они публично обещали начать переселение.
Надо заметить, что платные парковки вводятся со срывом сроков со стороны концессионера – ПАО "Мегафон", что оттягивает гнев горожан. Однако отсутствие адекватного обоснования введения платных парковок рано или поздно создаст гораздо больше проблем, чем решит. Кстати, сейчас будет актуален тренд на ослабление финансовой нагрузки на население, и о чем думает "Лидер России" заммэра Нижнего Новгорода Илья Штокман, который курирует проект, остается только гадать…
К сожалению, автопарковочные беды "Горького города"/"Города закатов" регион пока решать не способен. Прежде чем что-то делать платным, необходимо предложить бесплатную или условно-бесплатную альтернативу – комфортный и работающий как часы общественный транспорт, перехватывающие парковки, бесплатные парковки на пустырях, системное строительство подземных и многоуровневых паркингов. При этом изобретать колесо с многотомной проектной документацией не надо: есть успешный опыт других городов.
Из всей этой темы с платными парковками можно сделать два вывода. Первый – это жесткий вопрос о компетентности соответствующих департаментов и ведомств, о способности реагировать на вызовы. И это в современном мире, когда каждый владелец смартфона, по сути, народный корреспондент.
Второй вывод: нижегородские власти уже открыто демонстрируют пренебрежение мнением людей. Сказали "платить", вот и платите!
Можно не сомневаться, что все перечисленные выше пункты встанут во весь рост, и тема обязательно получит дальнейшее развитие. А в готовности и желании власти ее решать пока есть большие сомнения. Есть вопросы и к оператору проекта - "Мегафону". Буксует тема? Найдите в себе силы сказать "стоп" и провести "работу над ошибками". Иначе "точка невозврата" будет пройдена со всеми вытекающими, как правило, грустными последствиями.
Основное фото: ИА "Нижний сейчас"