- Такое ощущение, что (как и в случае с пиар-акцией УГО ОКН НО на выявление 5 домов-памятников, проделанной 10 лет назад, но выданной в январе как актуальная работа) городские власти, чтобы погасить скандал со сносом домов, срочно вытащили полусырую программу по передаче домов инвесторам, - считает правозащитник Мария Попова,
- Программа абсолютно не готова для того, чтобы ее обсуждать: юридическая сторона не отработана, денег в бюджете на проектно-сметную документацию нет, и главное - дома, которые включены в программу, памятниками не являются.
Буксующий проект
Еще в мае 2014 года городской администрацией был запущен пилотный проект по передаче инвесторам ветхих и аварийных домов на территории Нижегородского района с сохранением историко-культурного наследия данных объектов. В январе 2015 года выяснилось, что механизм реализации проекта так и не отработан.
Вообще, любой проект держится на трех китах: нормативной базе, финансировании, ну и непосредственно на самих объектах инвестирования.
В случае с пилотным проектом, пока ни одна из трех составляющих не решена. Проект по-прежнему «буксует» из-за нерешенных технических, юридических и финансовых вопросов.
- Во-первых, до конца не продуман сам юридический механизм передачи инвесторам ветхих и аварийных домов-памятников, чтобы реально заинтересовать бизнесменов вложиться в это благое дело сохранения историко-культурного наследия объектов, - говорит Мария Попова, - Во-вторых, не решены вопросы финансирования. Чтобы выставить здание на конкурс, необходимо расселить жителей, перевести квартиры в нежилые. Именно здания - являются предметом инвестиционного контракта, а победителем будет инвестор, предложивший максимальную стоимость на право заключения инвест-контракта. Для запуска конкретных процедур необходимо разработать проектно-сметную документацию на здание. Но на эти работы у властей нет финансовых ресурсов. В-третьих, не четко определен сам список сохраняемых домов - объектов инвестирования. Здания, отобранные для программы, в большинстве случаев находятся в неудовлетворительном состоянии. Временной лаг от момента расселения до выставления на конкурс достаточно большой, за это время дома без проведения работ содержанию разрушаются и сгорают.
Из списка в 17 зданий в настоящее время выделено 4 расселенных дома в Нижегородском районе: Ильинская д.64, Грузинская д.35, Грузинская д.39, Студеная д.44. Причем половина из этих домов – памятниками, объектами культурного наследия (ОКН) вообще не являются, и даже не входят в список вновь выявленных ОКНов! Список домов-памятников можно посмотреть здесь.
Реализовать и снести?
В качестве пробного варианта власти решили взять дом №64 по улице Ильинской (Дом Н.П.Котельникова, 1870г.).
Этот дом абсолютно точно является объектом культурного наследия регионального значения и подлежит государственной охране. По сообщению администрации города, комитет по управлению городским имуществом уже подготовил пакет документов для заключения инвестконтракта на данный объект.
Остальные 3 дома – ближайшие на очереди по привлечению инвесторов. Но вот парадокс. Эти же дома (Грузинская 35, Грузинская 39, Студеная 44) входят... в адресный список домов «Муниципальной программы сноса и реконструкции ветхого и сноса аварийного жилищного фонда», официально утвержденной Постановлением от 31.01.2007г. №4!
Причем, согласно Приложению 2 к указанной программе, дома 35 и 39 на Грузинской, дом 44 на Студеной входят в перечень домов, признанных именно аварийными (не ветхими), и подлежат сносу до конца 2015 года.
- Вызывает вопрос, как в список сносимых аварийных домов включен дом Грузинская 35 (дом А.А.Штерновой, 1864г.), являющийся объектом культурного наследия и находящийся под защитой федерального законодательства. Более того, даже сейчас дом находится в удовлетворительном состоянии: окна и двери забиты, присутствия посторонних лиц не наблюдается, - отмечает Попова.
Также больший вопрос вызывает включение в пилотный проект «по сохранению историко-культурного наследия» дома 39 на Грузинской, сгоревшего (!) в сентябре 2013 года. Памятником этот дом никогда не являлся и в настоящее время не представляет интереса даже для бомжей, не то что для потенциальных инвесторов.
Приходится констатировать, что дом (без окон, дверей, с обгоревшей крышей, частично разрушенными плитами перекрытия) не пригоден к восстановлению и интерес у инвесторов может вызвать разве что площадка под застройку в центре города. Реализовать проект, который предполагает, что инвестор должен сохранить историко-культурный вид объекта, по данному дому просто нереально.
Но самый больший вопрос вызывает включение в программу «для передачи инвесторам» дома 44 по ул. Студеная, у которого уже есть инвестор-застройщик. Указанный дом в соответствии с Постановлением администрации города от 12 декабря 2012 года находится на земельном участке, который предполагает освоение одним инвестором. На данной территории расположено 4 дома, идущих под снос и реконструкцию: 36, 38, 42, 44.
С большим трудом, понижая цену аукциона, администрации удалось «реализовать» земельный участок лишь с четвертой попытки.
Три аукциона были признаны недействительными из-за отсутствия заявок. По итогам 4 аукциона, проведенного 29 апреля 2014 года, с ООО «Госстрой НН» был заключен договор о развитии застроенной территории по начальной цене предмета аукциона 11 353 300 рублей.
Таким образом, дом на Студеной 44 не требует дополнительного включения в пилотную программу, поскольку уже имеет инвестора, который возможно реконструирует здание и приспособит его под современное использование. Но еще в 2011 году, когда последние семьи со скандалом покидали этот дом, в нем уже были сгнившие плиты перекрытия и разрушенный фасад.
- Пока дом на Студеной, не являющийся памятником (ОКН), находится в удовлетворительном состоянии. И если у застройщика территории будет финансовая заинтересованность, здание, возможно, удастся сохранить, но Госстрой НН свои планы не озвучивает, - отмечает правозащитник.
Думать надо!
В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда. Программа по сохранению исторического облика, безусловно, нужна, но проект требует серьезной доработки. Нужно не просто продумать юридические вопросы, разработать реально действующие правовые механизмы передачи объектов, определиться с источником финансирования проектной документации. Необходимо пересмотреть сам перечень, исключив сгоревшие дома, не являющиеся памятниками, что приведет к экономии ресурсов, а сфокусировать внимание на домах-ОКНах для их дальнейшего сохранения.
- Во-первых, нужно четко определиться: либо сносить, либо сохранять здания, в последнем случае следует исключить дома из списков идущих под снос. Во-вторых, имеет смысл уже имеющихся инвесторов, получивших дома «в наследство» по договорам о развитии застроенных территорий, поторопить с процессом реконструкции для сохранения разрушающихся домов. В-третьих, финансово заинтересовывать потенциальных инвесторов (в т.ч. налоговыми льготами, низкой арендной платой) в сохранении объектов, пока дома (и памятники, и не являющиеся таковыми) не сгорели или не развалились «от старости», - подчеркивает Мария Попова.
В противном случае, пилотный дом на Ильинке 64 может остаться первым и единственным.
Ох уж эти проклятые старые дома, нарушители общественного спокойствия!