"Ответ Бабича Лукашенко, усиление контроля над ДУКами, и торопливость депутатов", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий 18 – 22 марта 2019 года от АНО "Минин-центр". Эксперты  анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.

 Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – ситуация с российским послом Михаилом Бабичем в контексте развития белорусско-российских отношений

Тема с реакцией белорусской стороны на выступление Михаила Бабича на уходящей неделе получила свое продолжение в официальном заявлении МИД РФ, а также в состоявшейся пресс-конференции посла России в Белоруссии, которую бойкотировали крупнейшие белорусские СМИ.

Как отметил член президиума совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, член попечительского совета "Минин-центра" Богдан Безпалько, тема российско-белорусских отношений важна не только в федеральном, и в региональном отношении, так как такие субъекты как Нижегородская область имеют масштабные и разнообразные форматы сотрудничества с Белоруссией. 

 "Ответ Бабича Лукашенко, усиление контроля над ДУКами, и торопливость депутатов", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Богдан Безпалько (фото: svopi.ru)

Богдан Безпалько обратил внимание, что первопричиной ситуативного дипломатического обострения российско-белорусских отношений явилось интервью Михаила Бабича, которое он дал агентству РИА "Новости".

"Это развернутое интервью является ответом на претензии и эмоциональные выпады, которые демонстрировал Президент Белоруссии Александр Лукашенко в последнее время. В принципе Лукашенко их высказывал и раньше, в том числе в конце прошлого года, когда требовал изменить ценообразование на газ для Белоруссии или настаивал на компенсации за налоговый маневр, проводимый Россией. В этой связи был необходим компетентный ответ, который и дал Михаил Бабич в своем интервью. Интервью сдержанное, корректное, в тоже время оно не обходит острые углы российско-белорусских отношений и ставит их под вопрос. Разумеется, не в том ключе, что Россия отказывается от интеграции и сотрудничества с Белоруссией. Сегодня Россия заявляет о необходимости прозрачности этих отношений. При этом российское руководство теперь будет тщательно считать все средства, которые вкладываются в Белоруссию, и эти средства должны быть зафиксирована документально. Реакцией на позицию, высказанную послом Бабичем, были совершенно непозволительные выпады пресс-секретаря белорусского МИД", - подчеркнул эксперт.

"Это свидетельствует о том, что белорусской стороне нечего ответить на цифры и факты, которые приводит Михаил Бабич. Либо Лукашенко просто некомпетентен, приводя разного аргументы, на которые отвечал Бабич, либо некомпетентны его сотрудники. В любом случае это говорит о том, что претензии к нашей стране совершенно необоснованны и неоправданны, а в целом ситуация означает новую эру в российско-белорусских отношениях, выражение которой проявится в конкретных событиях самого ближайшего времени", – делает прогноз Богдан Безпалько.

Региональная тема – инициатива нижегородского правительства по расширению полномочий муниципалитетов по контролю за управляющими компаниями

 "Ответ Бабича Лукашенко, усиление контроля над ДУКами, и торопливость депутатов", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

Эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов напомнил, что на оперативном совещании правительства региона губернатор Глеб Никитин предложил законодательно наделить муниципалитеты дополнительными полномочиями для контроля за работой управляющих компаний (УК).

"Причиной такой позиции являются уже неоднократные случая травмирования граждан из-за падения ледяных глыб с крыш жилых домов. Наиболее остро проблема проявилась в Нижнем Новгороде и Дзержинске, в которых жители получили серьезные увечья. Примечательно, что существующие формы контроля за деятельностью УК в этом отношении оказываются неэффективными. Несмотря на то, что согласно официальному заявлению областной государственной жилищной инспекции, за последние два месяца в ГЖИ поступило 1200 жалоб от жителей региона на состояние кровель, принимаемые меры воздействия на УК уже не приводят к исправлению ситуации. Объективно требуются новые подходы. Де-факто сегодня руководство муниципалитетов уже осуществляет дополнительное оперативное воздействие на руководство УК. Однако подобные меры ситуацию не исправляют. В том же Дзержинске, увеличение количества случаев травмирования граждан произошло на следующий день после проведения жесткого совещания главы города Носкова с руководством городских УК по вопросу состояния кровель", - отметил он.

По мнению эксперта, практика показывает, что нужны меры не только ужесточения контроля, но и действия повышающие качество деятельности УК. "Расширение той же конкуренция на рынке ЖКХ, которая объективно повышает заинтересованность УК в ответственности и качестве предоставляемых услуг. Не случайны в этой связи официальные претензии высокого уровня к деятельности УК, констатирующие несоответствия уровня оплаты услуг ЖКУ и качества предоставляемых услуг. Также, более прозрачной и эффективной формой исправления проблемной ситуации является контроль самих жителей, через уже существующие законодательно форматы, такие, например, как Советы многоквартирных домов. Только в последнем случае без поддержки органов власти, прежде всего муниципальных, инициативные граждане не справляются с откровенным противодействием крупных управляющих компаний, привыкших существовать в суперкомфортных условиях" – заключил эксперт. 

Муниципальная тема – проект преобразования Воротынского района в городской округ

 "Ответ Бабича Лукашенко, усиление контроля над ДУКами, и торопливость депутатов", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Как отметил эксперт "Минин-центра", Игорь Соловьев, инициатива существует пока на уровне законопроекта, одобренного членами профильного комитета Законодательного Собрания 19 марта.

"В окончательном ее принятии депутаты Заксобрания явно торопятся и не учитывают ряд серьезных моментов, которые делают сегодня преобразования сельских районных муниципалитетов в городские округа неактуальными по ряду причин. Образование бывшего сельского района, со сравнительно небольшим количеством жителей, но в статусе городского округа выглядят многом искусственными. К тому же на фактически сельские образования, новый статус накладывает дополнительные обязательства, предъявляемые к городским муниципалитетам, что, соответственно требует и дополнительных материальных затрат, которых у них нет. Главное, что на уходящей неделе Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект, вводящей новый вид муниципального образования –муниципальный округ. Не стоит сомневаться, что в ближайшее время проект пройдет все стадии, и соответствующие изменения будут внесены в ФЗ №131 "Об общих принципах организации МСУ в РФ". Федеральная инициатива должна снять существующие противоречия процесса перехода сельских муниципалитетов на одноуровневую систему МСУ. Целесообразно учитывать это и нижегородским законодателям, с тем, чтобы на примере Воротынского района не совершать преждевременные действия, которые затем придется пересматривать", - пояснил эксперт.

"Также введение в законодательстве нормативного статуса муниципального округа может означать в дальнейшем и возможности для укрупнения сельских муниципальных образований. Но это зависит уже от практики реализации законодательной инициативы и позиции региональных органов власти", – заключил он.

Фото: ИА "Нижний сейчас"