"От регионов ждут планов по выходу из кризиса, Нижегородская область в сравнении с другими регионами по COVID-19, изменения в благоустройстве "Швейцарии", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий 27 апреля – 2 мая 2020 года от АНО "Минин-центр". Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – телеобращение президента Владимира Путина 28 апреля

"От регионов ждут планов по выходу из кризиса, Нижегородская область в сравнении с другими регионами по COVID-19, изменения в благоустройстве "Швейцарии", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Алексей Меркурьев, (фото: НИА "Нижний Новгород")

Эксперт "Минин-центра" Алексей Меркурьев: От очередного обращения Путина по ситуации с коронавирусом ждали, прежде всего, определения сроков продления режима самоизоляции. Было понятно, что с учетом продолжающегося роста заболеваний, этот период продлится, минимум, на период майских праздников, что и было президентом объявлено. При этом, примечательным моментом являлось поручение президента правительству и главам регионов подготовить к 5 мая предложения по постепенному снятию ограничений после окончания карантина.

Сегодня заметно, что при наличии общей проблемы, ситуация с распространением коронавируса в российских регионах весьма различается. В этой связи, с учетом предоставленных региональным руководителям достаточно широких возможностей, вероятны различные варианты и меры снятия ограничений в зависимости от региональной специфики. Также очевидно, что выход из экономических проблем сегодня напрямую связан с количеством заболевших – чем их будет больше, тем соответственно увеличатся и сроки снятия не только противоэпидемических, но и экономических ограничений.

Важным моментом телеобращения президента явилось поручение правительству - совместно с регионами начать подготовку стратегического общенационального плана действий по нормализации дальнейшей экономической жизни. С учетом происходящего это опять же предусматривает необходимость учета региональной специфики.

При необходимой адресной поддержке конкретным секторам экономики и социальным группам маловероятен вариант федеральной помощи регионам с наибольшим количеством заболевших. Хотя бы из соображений того, что сегодня по этим показателям на первом месте Москва с ее огромным бюджетом, допускающим дополнительные варианты помощи пострадавшим.

Каждому региону придется более качественно обосновывать меры поддержки и варианты включения в новый экономический план. Более качественно, чем это было с обоснованием национальных проектов. Потери от коронавируса в этом случае будут рассматриваться не как смягчающий фактор, а как показатель эффективности (или наоборот, неэффективности) управления в сложных, порой приближенных к военным условиям, но при которых были предоставлены и серьезные полномочия, и не было недостатка в необходимых для такой ситуации ресурсах. У Нижегородской области есть хороший задел для этого условного НЭП-плана – это "Стратегия развития до 2035 года". Но при этом, очевидно, что документ потребует серьезной корректировки с учетом конкретных изменений и потерь от пока еще непрекращающейся вирусной инфекции.

Региональная тема – борьба Нижегородской области с пандемией коронавируса в сравнении с другими регионами

"От регионов ждут планов по выходу из кризиса, Нижегородская область в сравнении с другими регионами по COVID-19, изменения в благоустройстве "Швейцарии", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев: Показатели борьбы с коронавирусом сегодня – важный показатель эффективности властей всех уровней.

Сравнительный анализ этих данных по регионам во многом запущен самими региональными властями, которые, используя различные методики, стремятся соответственно показать выгодную для себя картину. Сравнительные показатели Нижегородской области при этом имеют противоречивый характер.

С одной стороны, по общему количеству заболевших COVID-19 Нижегородская область находится в российских лидерах. Занимая 11 место по численности населения в России, сегодня она на 4 месте по числу заболевших среди 85 регионов. За последнюю неделю существенный прирост в нашем регионе дали последствия религиозных праздников, которые несмотря на декларируемые жесткие меры изоляции носили массовый характер, и снижение индекса самоизоляции в крупных городах. В ответ на этот рост губернатор Глеб Никитин предпринял дополнительные меры. В частности, он ужесточил въезд в область за исключением лиц с экстренными рабочими пропусками и нижегородской пропиской. С другой стороны – по количеству заболевших на 100 тысяч человек Нижегородская область находится на 23 месте среди 85 российских регионов.

Важным сравнительным показателем является и оценка эффективности региональных властей по различным направлениям деятельности. Административные действия региональных руководителей в большинстве своем являются стандартными и отличаются только временем принятия и масштабом. Более интересен показатель коммуникаций властей, представленный сегодня, прежде всего, интернет-форматами, которые в условиях изоляции стали самым быстрым и эффективным каналом взаимодействия между властью и обществом.

В сравнительных исследованиях, которые сегодня приводятся в СМИ, отмечается несколько интересных выводов по эффективности коммуникаций властей со своими гражданами. Во-первых, непоследовательность административных и информационных действий региональных властей, которая, с учетом специфики восприятия информации в условиях самоизоляции, нивелировала качество самих информационных сигналов. Во-вторых, это противоречие между двумя крайностями. С одной стороны - слабая работа по информированию граждан о принимаемых решениях, что автоматически восполняется слухами, фейками и альтернативными точками зрения. С другой – чрезмерная информационная массивность, которая не позволяет уже контролировать обратную оценочную реакцию. Аккаунты чиновников в этом случае становятся аккумуляторами негативных комментариев, что благодаря массовости их распространения приводит к прямо противоположному эффекту.

Что касается Нижегородской области, то эти сравнительные выводы находят свое подтверждение, прежде всего, в несогласованности информационных действий губернатора и чиновников различных уровней. В результате, несмотря на административно-информационную активность, по показателям коммуникационной эффективности наш регион значительно уступает остальным.

Несмотря на сравнительную субъективность оценок деятельности региональных властей, можно отметить, что их основа достаточно объективна – это количественный масштаб COVID-19. И сегодня этот показатель является не только эпидемиологическим, но и экономическим, так как от него напрямую будут зависеть сроки снятия региональных ограничений – принципиального фактора экономического торможения.

Снятие ограничений, которое сейчас объективно намечается, не будет предусматривать автоматическое возвращение к прежней жизни – что, соответственно, прогнозировать необходимо сегодня. В сегодняшней сложной ситуации, при нарастании социального негатива, очень важны оптимистические планы жизни в условиях, которые будут уже принципиально новыми, вне зависимости от сегодняшних действий властей.

Муниципальная тема – решение Думы Нижнего Новгорода о возвращении территории парка "Швейцария" в перечень озелененных территорий общего пользования

"От регионов ждут планов по выходу из кризиса, Нижегородская область в сравнении с другими регионами по COVID-19, изменения в благоустройстве "Швейцарии", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

Эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов: Нижегородская Дума отменила свое январское решение и согласовала вопрос по возврату части территорий "Швейцарии" в перечень ОТОП.

Речь идет об участке парка площадью 35 546 кв.м., который ранее был исключен из ОТОП в январе. С инициативой пересмотра вышла администрация Нижнего Новгорода. Пересмотр парково-земельного вопроса – это во многом пересмотр и процесса реконструкции парка, который вызвал активный общественный резонанс. Решение городской Думы – это результат влияния общественного мнения на актуальные вопросы городского благоустройства.

Напомним, что нижегородцы с самого начала выступали против капитальной застройки территории парка "Швейцария" и просили сохранить все озелененные территории. Активно в процесс обсуждение планов реконструкции были привлечены члены нижегородского ОНФ, которые вывели этот вопрос на уровень региональной власти. В конечном итоге в ситуацию вмешался и губернатор Глеб Никитин, поддержав общественность и пообещав защитить парк.

В этих условиях нижегородской мэрии не оставалось ничего другого, как самой инициировать изменения и технические условия по реконструкции "Швейцарии", которая предусматривает выделение порядка 4 млрд рублей, основная часть которых является запланированным ранее федеральным вкладом.

Хочется надеяться, что дальнейшее благоустройство парка пойдет более эффективно, исключая публичные и скандальные ситуации. Необходимо понимать, что на благоустройство этого общественного пространства времени остается мало. К тому же в сегодняшних кризисных условиях получение значительной федеральной суммы – это серьезный подарок городу к юбилею. В новой реальности это уже выглядит совершенно по-другому.

Вопрос масштабного благоустройства парка "Швейцария" более чем актуален после периода самоизоляции, так как означает получение благоустроенного пространства для активного отдыха нижегородцев.

Фото: ИА "Нижний сейчас"