Осторожно, двери закрываются

Нижний Новгород на второй день после питерских терактов выглядит собрано: непривычно много полиции и пищащих металлорамок. Официальные лица говорят о повышенных мерах безопасности в метро, аэропортах и в прочих местах массового скопления людей. До этого, очевидно, эти меры были понижены. Как говорится, пока не грянет взрыв, полиция не перекрестится.

Пенсионерка Надежда Макарчук иронично называет себя «женщиной подземелья». Ежедневно она спускается в метро, чтобы доехать от дома до работы и обратно. После вчерашнего теракта в Санкт-Петербурге решила судьбу не испытывать и добираться сегодня на перекладных: две маршрутки плюс троллейбус. Признается, выходит долго и дорого. Но жизнь дороже.

Осторожно, двери закрываются

Надежда Макарчук, пенсионерка:

- Говорят, цель террористов заключается в том, чтобы запугать людей. И якобы на это не надо поддаваться, не сеять панику. Это всё так, конечно, но ведь страшно же! Вчера, когда уже объявили о взрыве в питерском метро, я спустилась в наш метрополитен. Знаете, народ-то запуганный, друг на друга смотрит, сумки рассматривает — а вдруг бомба? На «Чкаловской» в вагон зашла женщина восточной внешности, в платке и с большим пакетом. Так все пассажиры расступились, чтобы подальше от неё быть, а кто-то в другой вагон перебежал. И я ехала до своей станции и все время за ней следила. Не спорю, что так нельзя, но и делать беззаботный вид, наверное, глупо. Потому что моя полиция меня бережет, но не всегда уберегает.

Осторожно, двери закрываются

Фото niann.ru

В нижегородском метрополитене сегодня «День милиции»: правоохранители стоят при спуске в подземку, у металлорамки, на перроне и в вагонах. На одной «Пролетарской» мы насчитали семь сотрудников. Достать фотоаппарат не разрешили: снимать нынче транспорт нельзя — от слова "категорически". Даже если у тебя есть паспорт, удостоверение журналиста и архивное фото с президентом Путиным. Откуда в Нижнем Новгороде появились северокорейские традиции, полицейские не объяснили и за разрешением на фотосъёмку отправили в местный дептранс — к пресс-секретарю.

- Извините, - виновато улыбается девушка в полицейской форме. - Но нам сегодня дали жесткие инструкции — никаких журналистов, никаких фотографий в метро. Только по спецразрешению.

Надо сказать, что пресс-секретарь проявил участие и пообещал, что после официального запроса нам позволят сфотографировать металлорамку и увидеть своими глазами, что такое безопасность на транспорте.

- А почему вы вчера не фотографировали? - спрашивает нас пресс-секретарь дептранса Сергей Кленов. - Мы же вчера для всех журналистов устроили мероприятие. Все, кто хотел, сфотографировал метро.

- А разве о безопасности надо рассказывать только в день теракта? - вопросом на вопрос отвечаю я. - Зачем нас толпой водить? Мы хотим сегодня посмотреть, как всё работает без света телекамер.

- Пишите запрос в администрацию, без этого никак.

Осторожно, двери закрываютсяБез разрешения Управления ГЖД не пустили нас и на железнодорожный вокзал. Для справки, одобрения придется ждать 3-5 дней! И только после этого можно запечатлеть интерьеры главной нижегородской ж/д станции.

Открытость и прозрачность? СМИ — четвертая власть? Нет, не слышали такого. Поэтому пришлось переквалифицироваться в папарацци и фотографировать вокзальный пункт досмотра из-за ларька с чебуреками.

Осторожно, двери закрываютсяВладимир Котов, транспортный аналитик, эксперт в области железнодорожного транспорта:

- Безопасность на ГЖД однозначно выше, чем на нашем метрополитене или на наземном транспорте. Причина тут проста: все пассажиры, попадающие на вокзал, причем со всех входов, полностью проходят проверку. Подчеркну — полностью! В случае чего, представим что проходит террорист, на пункте досмотра охрана увидит металлические элементы в большом количестве. Считаю, что уровень безопасности на нашем железнодорожном вокзале приближен к уровню безопасности в аэропортах. На метрополитене контроль, кстати, выборочный. Далеко не все пассажиры подземки досматриваются вместе с багажом, только самые подозрительные.

Нижегородка Ольга Колчанова уже успела попасть под подозрение. Рассказывает, как на «Заречной» к ней подошли люди в форме и проводили «за кулисы» метро. Возмущаться бесполезно — мол, действовали по инструкции.

Осторожно, двери закрываютсяОльга Колчанова:

- Почему они меня выцепили из толпы, не знаю. Я же добропорядочная девушка, на террористку ну ни грамма не похожа. Попросили какую-то подпись поставить, фамилию назвать. Я спрашиваю, зачем вам мое ФИО? Они говорят: так положено. Конечно, это очень неприятно. Но вместе с тем я понимаю, что в свете последних событий дополнительные меры безопасности необходимы. Другой вопрос — чтобы они соблюдались корректно и давали результаты. Всё-таки повторения события в Санкт-Петербурге нельзя допускать.

Могут ли сорвать резьбу сильно закрученные гайки — вопрос риторический. Эксперты считают его второстепенным, потому что главное на сегодня другое — там ли закручивают эти самые гайки? Не напоминает ли тотальный досмотр пассажиров большую театральную постановку, «творческий» повод которой перевязан траурной лентой? Ведь до этого в Москве, Волгограде, Волгодонске взрывали и метро, и дома, и вокзал, и троллейбус. Неужели сейчас чей-то очередной недосмотр компенсируют с помощью полицейской массовки?

Осторожно, двери закрываютсяНиколай Киселёв, активист городского движения «Нижегородцы за общественный транспорт»:

- В качестве примера хочу взять Израиль, где обеспечена почти стопроцентная безопасность на транспорте. Там даже в автобусах водители контролируют посадку пассажиров и в случае обнаружения террориста могут его заблокировать специальной программой. Что и говорить — у подвижного состава двери противовзрывные, то есть предусмотрено буквально всё.

А у нас, к сожалению, всё делается формально. Вчера, например, я ехал в метро. На «Московской» сотрудники силовых ведомств внимательно мониторят поток пассажиров, а на «Буревестнике» стоят какие-то курсанты, которые не больно-то что и отслеживают. И это после теракта! А в обычные дни может и не быть никого.

Трамвайный маршрут №8, на удивление, свободная зона от полицейского контроля. Кондуктор Ирина говорит, что в ее вагоне нет никаких террористов, а вот «зайцев» и хамов предостаточно.

Ирина, кондуктор:

- Я всех своих пассажиров знаю: они каждый день ездят. Да и посмотрите на наши трамваи! Они и без террористов развалятся, им 40 лет почти.

Работники автобусного транспорта не в пример серьезнее, им не до черного юмора. Диспетчер Надежда, которая сегодня дежурила на разворотной площадке в мкр. Мещерское озеро, рассказывает, что меры безопасности они усилили сами — без всяких на то рекомендаций сверху.

Осторожно, двери закрываются

Надежда, диспетчер:

- Я прохожу по всем автобусам, проверяю внутри салона всё. Трагедия может повториться где угодно. Мы всегда проверяем транспорт, а сейчас особенно.

Обход проверяющих заметен и у торговых центров города. У ТРЦ «Республика», к примеру, дежурит один полицейский, у ТЦ «Этажи» был припаркован автомобиль ДПС, из которого периодически вылетала кожура от семечек. У ТЦ «Муравей» стражи правопорядка кокетничали с девушками в миниюбках. В общем, служба «трудна и на первый взгляд как будто не видна».

Осторожно, двери закрываютсяАлексей Наумов, начальник службы безопасности ТРЦ «Фантастика»:

- Самый стандартный набор — усилить бдительность, осмотрительность, дежурные службы все поставить на вид. С определенной периодичностью охрана обходит служебные кабинеты и общие зоны на предмет выявления подозрительных предметов.

Всё остальное не хотелось бы афишировать.

Не захотели рассказывать о работе службы безопасности и в ТЦ «Парк Авеню». Попросили войти в положение: гриф секретности и всё такое. Поэтому упор сделали на общение с нижегородцами. ИА «Нижний сейчас» сегодня провело маленький социологический эксперимент и опросило нижегородцев. За день мы остановили 74 человека, которым задали всего один вопрос: «А вы готовы пожертвовать свободой и комфортом ради безопасности?». Так вот, из 74 респондентов утвердительно ответили 68! То есть подавляющее большинство. Правда, многие сетовали, что полицейский контроль нынче не тот: граждане теряют бдительность, а силовики — силу.

Осторожно, двери закрываютсяСергей Кочеров, профессор ВШЭ, доктор философских наук, политолог:

- В России такая ментальность, что при выборе - безопасность или свобода? - люди в массе своей выбирают безопасность. Россияне, думаю, по-настоящему свободы-то и не знают. Для нас свобода — что хочу, то и делаю. Поэтому мы порой сами себя пугаемся, так как стихийная воля часто оборачивается произволом, властью сильного над слабым.

Сегодня власть под влиянием теракта демонстрирует кипучую деятельность, через какое-то время она снова устаканится, и власть снова будет пребывать в полусонном состоянии, забывая, что террористы ведут против нас войну. Так вот после каждого трагического случая силовики показывают избыток рвения, которое зачастую оборачивается ущемлением прав граждан. Не нужно устраивать тотальный досмотр всех подряд, это же явно показная акция. Надо привлекать сотрудников, которые в обладают особым «нюхом» на людей, чье поведение подозрительно. Мы же еще расплачиваемся за недостаток профессионализма тех же самых силовых органов. А с другой стороны мы видим наплевательское отношение самих людей, для которых «на миру и смерть красна». Нам надо всем стать ответственнее — и власти, и гражданам, а не полагаться на авось.

Осторожно, двери закрываются

МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА (ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ)

Осторожно, двери закрываютсяВице-президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов:

«Ни одно метро — ни московское, ни петербургское, ни парижское — не обладает техническими средствами, чтобы предупредить теракт. Тем более что набор технических средств у нас сильно ограничен: это рамки металлоискателей, выборочные проверки полицейских и частных охранных предприятий и тревожные кнопки. Весь этот набор — он больше для показательности. Нам говорят, что вроде как здесь безопасно, хотя на самом деле это не так. Это миллиарды, выброшенные на ветер».