Осеннее обострение надежд

Правильно говорят: если  в России начинают что-либо делать, то  получается либо КПСС, либо автомат Калашникова. Возможен, еще третий вариант - записки сумасшедшего, которые иногда удачно выдаются за креатив и полёт фантазии, пусть даже и болезненной. Очередное творчество под названием "Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры на 2018-2030 годы" через неделю оценит профильная комиссия Думы Нижнего Новгорода. Мы решили не ждать этого ответственного момента и насладиться пассажирским футуризмом прямо сейчас. Забегая немного вперед, скажем, что ближайшая десятилетка будет временем отрицания действительности. Ну, например, федеральное правительство отложило реализацию проекта "Москва-Казань" на неопределенное время, чтобы заняться магистралью "Москва- Санкт-Петербург". Однако приволжская столица продолжает верстать свои транспортные планы под прежнюю железнодорожную "фату-моргану". И это не единственный пример отставания от реальности. То есть, "салат" в виде Программы вроде бы новый, а ингредиенты уже безнадежно протухли.

Первое, что смущает в этом документе, - маркировка дат. Перспектива планирования охватывает период с 2018 года по 2030, хотя день рождения официальной версии Программы обозначен как 17 июля 2019 года. То есть, получается, что транспортная стратегия Нижнего Новгорода, представленная на 183 страницах, начала действовать за год до своего утверждения.

Тем не менее, город наконец-то получил свои муниципальные скрижали, где прописаны не только проблемы дорожно-транспортной сферы и пути их решения, но и ответственные за каждый фронт работы. Плохо ли это? Нет, хорошо. В самом начале этого документа есть отсылка к Градостроительному кодексу РФ и Постановлению Правительства РФ № 1440 от 25 декабря 2015г. “Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов”. Дескать, Программа, пусть и со значительным опозданием, сверстана в строгом соответствии с федеральными требованиями. Автор как бы намекает: надо было написать - вот вам, пожалуйста. В том, что Программа сверстана она "на отступись", - мы еще не раз убедимся.

Осеннее обострение надежд

Дороги и транспорт - главная система координат урбанистики. Понять кто, куда, зачем и когда едет - один департамент благоустройства вряд ли сможет. Фото Алексея Лифанова

Заказчиком труда (и это неожиданно) выступил не местный дептранс, а МКУ «Центр организации дорожного движения города Нижнего Новгорода». Ответственным исполнителем прописано.. всего одно структурное подразделение городской администрации, а именно - департамент благоустройства и дорожного хозяйства. И это большое упущение, ведь над выполнением Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры должны работать несколько департаментов мэрии. Ну, как минимум, профильный дептранс - хотя бы потому что речь идёт не только о дорожной, но и о транспортной составляющей.

Но и этого, на самом деле, мало. В паспорте документа содержатся данные о Нижнем Новгороде, которыми оперируют урбанисты и экономисты. Эти расчеты должны корректировать специалисты, отслеживающие динамику по численности и плотности населения, они также обязаны быть в курсе последних градостроительных изменений ( а их всегда много), иметь представление о развитии промышленности в городе, новых центрах деловой активности, параметрах строящихся жилых комплексов. Всё это необходимо, чтобы просчитывать величину внутренних миграций горожан и, соответственно, корректировать приоритеты: какую дорогу строить в первую очередь, куда пускать обособленный общественный транспорт . Понятное дело, что специалисты департамента благоустройства не владеют такой информацией, при всём уважении к их профильной компетенции.

Дальше - еще интереснее. Разработчиком программы указан некий Сергей Николаевич Карасевич, индивидуальный предприниматель с учёной степенью кандидата технических наук. Судя по исходным данным, автор Программы живет в Москве, есть даже адрес его регистрации. Впрочем, об этом можно было и не писать. Потому как нижегородец в своём исследовании не допустил бы ряд оплошностей.

Самые очевидные из них - это использование данных, которые устарели уже сейчас. Стоит ли говорить, что через 10 лет они будут напоминать окаменелости трилобита. Про ВСМ-2 мы уже упомянули. В то время как Минтранс РФ дает команду проектировать скоростную магистраль "Москва - Санкт-Петербург", а президент открыто сомневается в целесообразности строительство ветки "Москва- Нижний Новгород- Казань", наши фантазеры продолжают использовать этот железнодорожный проект в качестве градостроительной доминанты.

Осеннее обострение надежд

В Нижнем Новгороде ВСМ-2 живёт и процветает независимо от федеральных трендов

Дело не только в бумаге, который мы сейчас критикуем, это касается и главного регионального ориентира - Стратегии развития Нижегородской области до 2035 года. Там ВСМ-2 отведена чуть ли не ключевая роль - вплоть до строительства в районе Стригина инновационного города Аэротрополлис. Всё это требует новых дорог и появления скоростного рельсового транспорта. Только вот зачем это нужно, если не будет того, ради чего всё это запланировано? Смысл мечтать о "космосе", если вместо космодрома у нас пока только батут?! Даже если вдруг случится чудо, и ВСМ-2 начнут строить в 2024 году, а закончат в 2030-м, то конечной станет Гороховец, который с инфраструктурной точки зрения вообще никак не рифмуется со Стригиным и Аэротрополлисом. Что это, если не Нью-Васюки?

Оторванность и несвязанность Программы с другими планами заставляет задуматься: а к чему эти мечты и надежды, просто ради протокола? Если мы возьмём всё ту же Стратегию развития региона до 2035 года, то увидим в ней строительство трёх линий скоростного трамвая: Нижний Новгород - Кстово (по ул. Родионова), Нижний Новгород - Богородск (по пр. Гагарина), Нижний Новгород - Дзержинск (через Автозавод). Своего рода, это наземное метро, эдакая ВСМ областного значения, которая могла бы стать скелетом новой агломерации. Такие планы априори должны найти своё отражение в "Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры на 2018-2030 годы". Должны, но не обязаны. Их там нет. Почему - вопрос без ответа.

Непонятно с чем, связана уверенность разработчика Программы относительно перспектив нижегородского метрополитена. Автор указывает, что до 2030 года в Нижнем будут построены станции "Оперный театр" и "Сенная", а также несколько сормовский станций. Какие именно - неясно, но в документе указано, что через 10 лет нижегородская подземк

Осеннее обострение надежд

"Сенная": то ли станция, то ли виденье.
Фото пресс-службы администрации Нижнего Новгорода

а прирастет шестью остановками. Он, наверное, не в курсе, что мы многострадальную "Стрелку" никак не достроим и по долгам не рассчитаемся. Кто даст деньги на новые километры подземелья - интрига без интриг. Особенно, если учитывать, что федеральная программа, предусматривающая развития региональных метрополитенов, приказала долго жить, а Москва не нашла денег даже на те станции, проекты которых уже прошли госэкспертизу.  А ведь если бы такие намерения и возможности были, "Оперный театр" и "Сенную" федцентр подарил бы нам на 800-летие Нижнего Новгорода. Глупо надеяться на то, что к юбилею нас прокатили не на метро, а с метро. А вот после юбилея тут же раскошелятся.

Странным кажется и упоминание строительства низконапорного гидроузла в районе Сормова. Автор Программы говорит об этом в изъявительном наклонении, а федеральные власти - в сослагательном. Потому что планы по плотине, как минимум, заморозили до 2025 года, а как максимум - отменили. Целевые средства на этот объект уже перераспределили в пользу "Безопасных дорог".

Кстати, новым дорогам, которые обозначены в этом документе, "Нижний сейчас" уделит особое внимание - в рамках следующей статьи.

А пока вопросы из разряда "мораль сей басни такова". 17 сентября депутатам думской комиссии по транспорту предложат поддержать эту Программу и вынести её на голосование всего муниципального парламента. В кулуарах народных избранников уверяют, что особо вчитываться в представленные планы не надо. Документ, мол, создан "шоб было", он будет формироваться "по ходу лошади", многое скорректируют.   Неспроста в августе для нардепов состоялся закрытый "предпоказ", куда не пустили прессу.

Всё это внушает опасения - а нужен ли такой план нашему городу? Не наркотический ли он? Не получится ли так, как это было с нереализованной КТС за 63 миллиона рублей? Заплатили за документ деньги, приняли его на Думе  и -  полный провал. Может быть, есть смысл доработать эту бумагу? И лишний раз не обнадеживать горожан заведомо несбыточными сроками?

Заглавное фото Владимира Фролова