Пока наш еженедельный эксперт-мониторинг "Минин-центра" находится на краткосрочных каникулах, ИА "Нижний сейчас" задало ряд вопросов председателю общероссийской общественной организации "Всероссийский совет местного самоуправления", председателю комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера, председателю попечительского совета "Минин-центра" Олегу Мельниченко. Записал беседу председатель АНО "Минин-центр" Игорь Соловьев.
В конце июля президент России Владимир Путин подписал пакет законов об "инициативном бюджетировании". Одним из инициаторов законопроектов стал Олег Мельниченко.
- Олег Владимирович, что представляет пакет законов об инициативном бюджетировании?
- Это два закона, принятые Федеральным собранием, подписанные президентом и опубликованные 20 июля текущего года.
Первый предусматривает изменения в Федеральном законе "Об общих принципах организации МСУ в РФ" в части правового регулирования вопросов инициативного бюджетирования. Эти изменения вступают в силу с 1 января 2021 года. Данный срок необходим для того, чтобы муниципалитеты имели возможность отработать механизм реализации этой формы.
Второй закон вносит изменения в Бюджетный кодекс и наделяет минфин России полномочиями по разработке методики работы с инициативными проектами в доступной для граждан форме. Эти нормы начинают действовать через месяц после официального опубликования, то есть с конца августа текущего года.
- Что в целом представляют эти законодательные акты, которые получили неофициальное наименование о "народном" бюджетировании?
- Главное, они позволяет гражданам определять, на что потратить средства местного бюджета в первую очередь в обустройстве комфортной среды для жизни.
Также эти законы, устанавливают гарантии реальной вовлеченности граждан в развитие своих муниципалитетов.
Нововведения определяют круг инициаторов таких проектов – это инициативная группа численностью не менее десяти граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципалитета, органы территориального общественного самоуправления, староста сельского населенного пункта.
Инициативный проект до его внесения в местную администрацию подлежит рассмотрению на сходе, собрании или конференции граждан, в том числе на собрании или конференции граждан по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления.
- Насколько гарантирована реализации этих гражданских инициатив?
- Законодательно установлены требования к содержанию проекта, порядок его внесения в местную администрацию. Инициативный проект подлежит обязательному рассмотрению местной администрацией в течение 30 дней со дня его внесения.
Также законом установлены случаи, при которых администрация принимает решение об отказе в поддержке инициативного проекта. Это касается требований к проработке и обоснованности проекта, что повышает ответственность гражданских инициатив за качество их подготовки и реализации.
Информация о внесении инициативного проекта в местную администрацию, о ходе рассмотрения инициативного проекта в органах МСУ, о его реализации, в том числе об использовании денежных средств, имущественном и трудовом участии в его реализации, и об итогах реализации проекта подлежит обнародованию и размещению на официальном сайте муниципалитета.
Учитывая современные реалии, мы предусмотрели возможность проведения опросов по инициативным проектам через Интернет.
Кроме этого, законом определяются источники финансового обеспечения реализации инициативных проектов, к которым, в частности, относятся бюджетные ассигнования местного бюджета, межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации, а также инициативные платежи (денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе).
- Насколько, с Вашей точки зрения, станет распространенной практика "народного бюджетирования"?
- Показательно, что это законодательное нововведение уже получает инициативное продвижение в российских муниципалитетах.
Это вполне логично, так как требуется определенная подготовительная работа местного представительного органа муниципального образования по определению процедурных вопросов.
Показателен в этом отношении пример Нижнего Новгорода, где городская Дума в конце июля приняла соответствующие изменения в Положение о бюджетном процессе, в результате чего с 2021 года не менее 10% собственных доходов городского бюджета будет направляться на инициативное бюджетирование.
С учетом того, что собственные доходы Нижнего Новгорода за 2019 год составили более 14 млрд рублей, то на инициативное бюджетирование предусматривается достаточно значимые средства, с помощью которых можно решать актуальные проблемы жителей.
Осознание этого способно сделать инициативное бюджетирование распространенной и эффективной практикой развития российских муниципалитетов.