Подготовка к 800-летию в Нижнем Новгороде идет эпохальными темпами. В городе, кажется, не осталось неразвороченного места. И все же взгляд нижегородцев, скользящий по траншеям, бетонным блокам, кучам щебня и песка, напряженно задерживается на полуразвалившихся строениях старого города, которые власть не имеет права сносить, ибо это объекты культурного наследия (ОКН), но и вид их совсем не презентационный для предстоящего юбилея города. Горожане недоумевают, почему даже к празднику старинного города эти старинные дома, которые и должны стать главными героями 800-летия, вызывают смущение и некие попытки их прикрыть вместо гордости?
В центре на фоне современных многоэтажек доживают свой век дома, усадьбы и архитектурные комплексы, некогда сформировавшие облик русского города Нижнего Новгорода с неповторимой городской застройкой. Дома – деревянные и каменные – сформировали самобытную мещанско-купеческую среду и стиль, отличавшийся разнообразием искусных деталей с глухой резьбой на наличниках и по карнизам, оригинальными ручной работы массивными дверями, пышными парадными лестницами и многими мелкими штрихами, которые складывались в единую одушевленную картину. Сегодня эти живые дома, отражающие судьбы своих хозяев и историю страны и города, ценная историческая среда, превратились в символ бесхозяйственности и запущенности, стали олицетворением полной неработоспособности "коллективной системы" управления домом.
Объекты культурного наследия – это особые строения, которые по декларируемым принципам должны охраняться законом и лицами, работающими в сфере охраны культуры, а также должны обслуживаться в соответствии с установленными правилами. Особо важное место в этом занимают ремонт и реставрация.
Ремонтные работы на ОКН должны проходить специальную экспертизу, и все этапы должны согласовывать с уполномоченными органами. Мало того, что сама экспертиза совсем не дешевое удовольствие, работы тоже зачастую представляют вполне конкретные технические трудности. Для их выполнения должны нанимать специализированные организации, имеющие в штате мастеров высокого уровня. Если же работы на ОКН вдруг решит выполнить организация, управляющая этим домом, ей будут грозить огромные штрафы. Процесс и результаты работ должны контролироваться, а в случае неудовлетворительного итога в силу должны вступать гарантийные обязательства исполнителя. И эти требования совсем не излишество, ведь речь идет о сохранении национального достояния: зодческое искусство неотъемлемо от общей истории страны, оно было носителем, создателем и выразителем культуры, менталитета, уклада и традиций страны, формировало и формирует национальную идентичность.
К сожалению, этот внимательный к архитектурному наследию подход не охватывает все нуждающиеся в нем исторически ценные здания. Есть ОКНы, в которых проживают люди, и по своему статусу эти объекты – многоквартирные дома. И получается, что на такие здания при всем тяжком бремени их содержания, сложности обслуживания и пересечении со сферой тонкого и духовного распространяются нормы вполне приземленного и обыденного жилищного законодательства со всеми его изъянами и нестыковками. Весьма часто многоквартирные объекты культурного наследия совсем не являются объектами высокой культуры быта. В них, как правило, проживают несколько семей, а чаще в таких домах собственники вовсе не живут, оставляя за собой право поторговаться, например, с инвесторами или исполнителями программы волнового переселения в случае неизбежного сноса здания.
Между тем, возвращаясь к теме жилищного законодательства, стоит напомнить о бремени содержания имущества, которое всецело лежит на его собственнике. Казалось бы, наличие группы собственников с правами на общедомовое имущество – прекрасный повод для уверенного, пусть и медленного, возрождения строения, но на деле все иначе. Плата за обслуживание общего имущества в таких домах очень низкая, в некоторых она вовсе отсутствует в силу статуса дома: он может быть ветхим или аварийным. Также минимально допустимы на культурном объекте локальные ремонтные работы, которые производят из крошечных поступлений от жителей, либо из неизвестных науке источников, кои берут начало в домоуправляющих компаниях, прижатых волей госжилинспекции. Последняя действует по закону, но, к сожалению, без оглядки на суровую действительность. Любой человек, умеющий складывать простые числа, понимает, что деньги не берутся из ниоткуда. Ремонты тоже. Складывается картина, в которой собственники легально платят очень низкую стоимость за капремонт (так как дом ветхий) или нелегально не платят совсем; госорган пытается восстанавливать законность драконовскими мерами; а обслуживающие предприятия, которым посчастливилось поднимать с колен сверхдержаву, латают дыры в ее культурном наследии себе в убыток.
При этом крупные ДУКи, управлявшие ветхим и аварийным фондом и заблаговременно уловившие запах паленого (точнее даже, горелого) в воздухе, перестраховались и следом за окончанием сроков действия договоров управления ушли из зоны рискованного бизнеса. Среди домов "зоны риска" остались и многие ОКН. У них усилиями нижегородской власти появились новые обслуживающие организации, которые теперь вынуждены побираться, обивая пороги чиновников, решая вопрос быть или не быть ремонту на том или ином объекте культурного наследия.
Кстати, вчера стали известны итоги проверки содержания объектов культурного наследия в рамках подготовки к 800-летию Нижнего Новгорода.
Проверку провела прокуратура области и нашла нарушения при использовании памятника архитектуры "Доходный дом купца П.И. Лелькова" на ул. Гоголя, построенного в начале ХIХ века. Установлено, что управляющая организация не приняла меры для сохранения ОКН: несущие конструкции и фасад нуждаются в ремонте. Виновного оштрафовали по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ на 20 тысяч рублей и выдали предписание об устранении нарушений.
И во всей этой описанной выше истории не хватает одного единственного пазла, который мог бы завершить картину. Речь о реально работающей программе финансирования всех необходимых подготовительных и ремонтных работ на нижегородских ОКН. Если бюджет региона и тем более города не в силах тянуть это бремя, то сейчас у нижегородцев все еще есть не закрывшееся окно возможностей для реанимации жилого фонда, находящегося под защитой государства. Это окно открыто ненадолго. Возможность привести город в порядок к 800-летию на федеральные средства используется региональными и городскими властями активно. Однако комплексного подхода к решению проблемы самых исконных городских построек все еще нет. Но есть надежда на то, что регион и его губернатор Глеб Никитин обратят внимание на проблему преемственности культурных ценностей, которые передаются не через ролики на ютьюбе и стенды с надписью "Люблю Нижний", а через память поколений, воплощенную в том числе из дерева и камня в совершенных архитектурных формах.