Нижегородский государственный художественный музей представил журналистам обновленную постоянную экспозицию искусства рубежа XIX – XX веков 28 января 2022 года. Корреспондент ИА "Нижний сейчас" присутствовала.
Экспозиция посвящена русскому искусству конца XIX-начала ХХ века — одному из наиболее ярких периодов в истории культуры страны, который называют "серебряным веком" или "русским культурным Ренессансом".Впервые в истории музея искусству "серебряного век" отведено отдельное, самостоятельное пространство на третьем этаже. До этого часть полотен располагалась этажом ниже.
Всего в состав экспозиции вошло более 80 произведений, созданных художниками различных направлений. Как отметила ученый секретарь музея, искусствовед Ирина Миронова, экспозиция будет дополняться и дальше. Так, сейчас несколько картин находятся на выставках в других музеях: в Москве, Истре и Омске.
Один из именных залов – зал Исаака Левитана. Именно с него и начинается экспозиция – художника можно назвать связующим звеном между мастерами XIX и XX веков. В центре зала – его полотно "Избы", знаменующее собой зарождение символизма в русской живописи.
Еще один именной зал – зал Валентина Серова. Хоть в нем встречаются творения и других мастеров. Как, например, скульптура Павла Трубецкого "Сидящая дама" (портрет княгини М.К Тенишевой). Сам Трубецкой – сын русского эмигранта и американской пианистки – жил и торил преимущественно в Италии и был фигурой неординарной. Так, он яро осуждал мясоедов и всячески пропагандировал вегетарианство (на этой почве, кстати, сошелся со Львом Толстым). Дома держал собак и волков, которых мясом также не кормил, желая всем доказать, что даже хищные животные могут питаться только растительной пищей.
Отдельный зал посвящен творчеству Николая Рериха. Кстати, в планах музея – разместить на одной из стен его масштабное полотно "Соглядатаи". Оно полностью займет одну из стен.
В одном из залов можно увидеть полотна Зинаиды Серебряковой. Справа на фото – ее картина "Крестьянка с квасником". Изначально это произведение должно было быть лишь частью другого, масштабного – "Жатвы", - но художница его порезала, разделив на несколько частей. На картине изображена любимая модель Серебряковой – крестьянка Пелагея Молчанова из села Нескучное Курской губернии. О смерти женщины Серебрякова даже упомянула в своем дневнике – Пелагея утонула в реке.
Зал московских экспрессионистов. Как заметила Миронова, стиль этих художников гораздо мягче их петербургских коллег. Здесь воспеваются купеческий быть и размеренная жизнь.
Этот зал планируется полностью посвятить полотнам Бориса Кустодиева. Пока здесь можно встретить и полотна других живописцев – например, Константина Юона, который писал и Нижний Новгород. Так, в зале выставлены его картины "Закат на Волге. Нижний Новгород" и "Нижний Новгород зимой".
Зал куинджистов – учеников знаменитого художника. Кстати, музей планирует перенести картины из этого помещения в здание, где представлено искусство ХХ века. Произойдет это правда, только когда другой зал полностью отдадут под полотна Кустодиева, а картины из будущего "кустодиевского" зала перенесут в этот.
Интересный факт – в некоторых комнатах, где сейчас находится обновленная экспозиция, раньше находились рабочие кабинеты сотрудников музея. Например, в зале куинджистов была бухгалтерия. Сейчас же работники НГХМ переведены в другое здание.