Сегодня, 29 ноября, депутаты Законодательного собрания Нижегородской области в первом чтении рассмотрят проект закона о главном финансовом документе следующего — 2019 года. Как обычно, при первом чтении не ожидается острых дискуссий. Потому что принимать будут только основные параметры: доходы, расходы и межбюджетные отношения. Потом у депутатов и партийных фракций будет еще почти месяц для внесения поправок и корректировок в доходные и расходные статьи. Окончательное принятие бюджета ожидается на следующем заседании областного парламента, а именно 20 декабря.
Де-юре, это первый годовой бюджет губернатора Никитина. Де-факто — второй, потому что предыдущий (он же — ныне действующий) подписывал именно Глеб Сергеевич, хоть и находился тогда еще в статусе "врио".
Бюджет, как известно, документ "живой". В бюджет-2018, вернее в Закон Нижегородской области от 22 декабря 2017 года № 173-З "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" за год восемь раз вносились изменения. Правки, внесенные 31 октября, как выясняется, были не последними. В повестке сегодняшнего заседания ЗС НО двенадцатым пунктом стоит вопрос "О проекте закона Нижегородской области № 745-6 "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (1 чтение)". Докладывать будет министр финансов Ольга Сулима. Содокладчик —председатель комитета по бюджету и налогам Александр Шаронов.
Интересно сравнить, как соотносятся прогноз, ставший законом в конце прошлого года, и окончательные (будем надеяться) значения основных параметров бюджета-2018, прописанные в проекте закона, который рассмотрят двенадцатым вопросом сегодня. Данные мы взяли из сообщения ИТАР-ТАСС от 21.12.2017 и из текста проекта на официальном сайте ЗС НО. (для сравнимости мы позволили себе округлить окончательные данные).
Параметр | Прогноз (млрд. руб) | Окончательные данные (млрд. руб) |
Доходы | 141,6 | 153,99 |
Расходы | 141,5 | 156,45 |
Дефицит (-)
/профицит (+) |
+0,1 | -2,46 |
Разница в цифрах сложилась, конечно, не вдруг, все-таки в закон о бюджете-2018 в течение года восемь раз поправки уже вносились. Тем не менее, переход от прогнозируемого малюсенького профицита к окончательному полуторапроцентному дефициту заставляет сомневаться в реальности бездефицитных и даже профицитных прогнозов на три следующих года.
Областным правительством планируется достижение следующих показателей (округленно, млрд. руб)
Год | Доходы | Расходы | Дефицит (-) /профицит (+) |
2019 | 153,38 | 153,38 | 0 |
2020 | 156,28 | 156,28. | 0 |
2021 | 161.37 | 159,87 | +1,5 |
Справедливости ради нужно заметить, что в уже упомянутом проекте закона о внесении изменений в бюджет 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов стоят несколько иные суммы (в 2019 году планируется небольшой дефицит в 8,5 миллионов рублей, а на 2020 — профицит в 1,75 миллиарда рублей). Но не будем придираться: бюджетный процесс – штука сложная и многовариантная. Наверняка у депутатов есть объяснение этой разницы. Мы же удовлетворимся пока тем соображением, что до 1 января осталось всего 33 дня, а там уже будет действовать новый бюджетный закон, который должны принять 20 декабря.
Андрей ДАХИН, профессор, Нижегородского института управления РАНХиГС:
"Состояние бюджета на разных стадиях его исполнения колеблется вокруг баланса доходов и расходов. Все стараются жить по средствам. Но флуктуации в ту или другую сторону неизбежны. Сейчас депутаты хотят зафиксировать сначала баланс, а потом и профицитное состояние областного бюджета.
Не секрет, что доходы региональных бюджетов существенно зависят от поступлений из федерального на реализацию государственных программ. В Федеральном бюджете аккумулируются деньги, которые распределяются по регионам в соответствии с поступающими заявками.
Факты, что в Нижегородской области не всегда "выбираются" деньги из федеральных программ можно объяснить только одним: есть потребности, но не хватает исполнителей, которые все сделают качественно и в срок. Например, в дорожном строительстве. Кроме того, процедура получения "программных" денег достаточно длительна, в результате чего средства начинают поступать не с начала года, а только во второй его половине.
Если регион не успеет "освоить" федеральные деньги, в следующий раз на его заявки могут посмотреть не столь благосклонно: желающих слишком много. Поэтому региональное правительство должно тщательнее просчитывать возможности и находить дополнительные стимулы для исполнителей.
Возможно, выход еще и в том, чтобы изменить границы финансового года. Но сделать это можно только в Москве".
Тема неисполнения обязательств по выделенным средствам адресных федеральных программ для Нижегородской области достаточно актуальна. Не далее, как неделю назад и. о. вице-губернатора области Евгений Люлин назвал ситуацию угрожающей. По проектам ликвидации дзержинских шламонакопителей, где регион не переоформил на 2018 год неизрасходованную в прошлом году субсидию, федеральное казначейство наложило бюджетный штраф 50 млн рублей. "Коммерсантъ" цитирует Евгения Люлина,
который заявил, "что такой сложной ситуации с реализацией мероприятий АИП за последние пять лет еще не было. "Во избежание возможных потерь бюджета и различных мер дисциплинарного взыскания необходимо по каждому министерству и по каждому направлению разбираться индивидуально. Мало того, что мы не выполним свои обязательства, мы еще рискуем получить серьезные штрафные санкции. В результате и отношение к нам при формировании АИП на 2019 и последующие годы будет соответствующим. Постоянно будет возникать вопрос, зачем мы просим денег, если не можем их освоить", — предупредил вице-губернатор".
В отчете областного минфина об исполнении бюджета за 9 месяцев текущего года сказано, что за этот период бюджетные инвестиции по всем разделам были освоены в размере четырех миллиардов рублей (!), что составляет 41 % к уточненному годовому плану.
Министр финансов Ольга Сулима сомневается, что можно будет в 2019 году получить 645 миллионов рублей, выделенных из резервного фонда правительства РФ на достройку станции метро "Стрелка".
И если не будут выполнены целевые показатели, то область будет вынуждена платить штраф в размере 10 % суммы. Кстати, штраф в 50 миллионов рублей за неизрасходованную в прошлом году субсидию по проектам ликвидации дзержинских шламонакопителей "Белое море" и "Черная дыра", на областной бюджет уже наложило федеральное казначейство.
По данным областного министерства финансов, на 1 ноября 2018 года госдолг нижегородской области составляет чуть больше 72,8 миллиардов рублей, а к концу года он возрастет до 75,6 миллиардов рублей.
По сведениям "Выписки из государственной долговой книги Нижегородской области", заимствования достаточно равномерно распределены по времени. Самые длинные (из федерального бюджета) — аж до 2034 года. Самые короткие — кредиты коммерческих банков, которые будут предъявлены к погашению в следующем году (7,6 миллиарда рублей. Кроме того в 2019 году нужно будет погасить еще почти 8,5 миллиардов рублей (бюджетные кредиты — 1 миллиард, ценные бумаги — 7.4 миллиарда и почти 55 миллионов государственных гарантий).
Первый "никитинский" бюджет, по словам председателя бюджетного комитета Александра Шаронова, отличается от предыдущих способом формирования.
"Традиционно бюджет на следующий финансовый год составлялся на основе бюджета года нынешнего с определённой индексацией по разным направлениям. И даже эти потребности финансировали по возможностям, время от времени их урезая.
Новый принцип предполагает формирование модельного бюджета. Его считают по-другому. За основу берут фактическое положение дел в каждом муниципалитете – состояние инфраструктуры, социальных объектов. Исходя из этого, рассчитывают потребности…
…Все территории в Нижегородской области сейчас разбили на 16 категорий в зависимости от численности населения, статуса населённого пункта. Для каждой категории при расчёте бюджета применяют свои параметры. Работая над главным финансовым документом-2019, специалисты составили чуть менее 400 поселенческих бюджетов, используя больше 20 тысяч параметров".
Правда, потом, депутат оговаривается, что "перейти на модельные бюджеты всем и сразу невозможно", поэтому "такие перемены – как минимум среднесрочная перспектива, 3-5 лет".
Эксперт “Минин-центра” Алексей Орехов отметил, что проект областного бюджета – это показатель реальных границ возможностей:
“С одной стороны разработчики областного бюджета демонстрируют явный оптимизм, основанный на росте параметров на 2019 год, прежде всего по доходам, которые выше прошлогодних и ранее планируемых, что и позволяет сделать тактический запас – планировать бюджетную бездефицитность на два ближайших года, и профицитность на 2021 год. С другой стороны, очевидно, что при нынешних областных резервах и существующей собственной динамике, реализация всех амбициозных планов, заложенных в областной Стратегии-2035, является, мягко говоря, проблематичной даже до 2035 года. Это проявляется уже сейчас на уровне дисбаланса между планами и конкретными возможностями.
В частности, бюджет Нижегородской области на 2019-2021 годы не предусматривает средства на дальнейшее расширение нижегородского метро, как важной части реконструкции областной транспортной инфраструктуры. Хотя задача на фоне других является в большей степени тактической, чем стратегической. Уже сегодня становится понятно, что для объявленного социально-экономического прорыва Нижегородской области необходимы качественные изменения в различных сферах, способные дать мультипликативный эффект, а также активное привлечение возможностей федерального центра”.
Выходит, что мы — Нижегородская область— снова "ждем перемен". А пока главный финансовый документ области верстается по целевым программам, то есть, по старинке.
Значит, и разговоры о бездефицитности и даже профицитности областного бюджета остаются прогнозами.
Кстати, астрологи предпочитают называть свои откровения прогнозами, а не предсказаниями. Потому что прогноз можно изменить, а предсказание — нет.