Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин огорошил заявлением, что Нижегородская область вошла в пилотный проект по борьбе с бедностью. Это прямо пощечина какая-то: новый прогрессивный губернатор говорит о "корпорациях развития", о "нижегородских агломерациях", а тут глава Минтруда простодушно роняет полет мысли нижегородской администрации с небес на землю. Оказывается, совсем "не до жиру" и не время мечтать. На фоне Анкудиновского технопарка, производственных и бизнес-кластеров, цифровизации различных услуг и вообще – "Стратегии 2035", которая ведет область в светлое будущее, вдруг пунктом политической повестки становится вопрос бедности населения. Приехали, как говорится…
ТРАЕКТОРИЯ ВЫХОДА
В конце XIX века Городская Дума Нижнего Новгорода ломала голову, что делать с городской беднотой и как ее устроить/трудоустроить. Помогали меценаты. Асоциальные элементы дебоширили, пьянствовали, за что увековечивались в произведениях знаменитых писателей.
Будь оно так и сейчас, было бы проще. Очевидно, что речь не о лентяях и маргиналах. Речь идет об обычных гражданах, работающих везде, где только можно, ради своих семей, о тех, кто имеет образование, руки, голову, опыт. От них, этих жестко экономящих, не отвертеться. А они-то и стали тихо роптать, поняв, что расстались не только с мечтой попасть в "средний класс" хотя бы в его российском понимании, но уже даже с мечтой просто сводить концы с концами.
И тогда уже власть решила называть вещи своими именами. Новыми майскими указами-2018 Владимир Путин поставил задачу снизить бедность населения в 2 раза до 2024 года. В Послании к Федеральному Собранию президент назвал данные о количестве бедных – 20 миллионов. "Даже некоторые работающие люди живут очень скромно", – опечалил сенаторов откровением Владимир Владимирович.
Разъяснения о борьбе с бедностью изложены в приложении к приказу Минтруда. Эксперимент по борьбе с бедностью (бесподобно звучит, правда?) пройдет сначала, как сказал министр Топилин, только в нескольких регионах. С этими регионами определились на днях. Это, как сообщила пресс-служба Минтруда: Нижегородская область, Кабардино-Балкария, Татарстан, Приморский край, Ивановская, Липецкая, Новгородская и Томская области. На данных территориях, как уточняет ведомство, удалось договориться о проведении эксперимента. Предполагается, по словам Топилина, что администрация регионов будет выявлять семьи с низкими доходами, чтобы построить для них "траектории выхода" из малообеспеченности.
После выявления числа земляков за чертой бедности (а технология выявления еще будет разрабатываться) региональное министерство социальной политики начнет оказывать им адресную помощь "на основе социального контракта", как объяснил министр труда Топилин. На чьи средства предполагается осуществлять этот "социальный контракт" помощи бедным – федеральные или региональные – глава ведомства высказался не вполне определенно. Похоже, поддержка будет из федерального бюджета, а вот схема, по его словам, будет отдана в "компетенцию регионов".
Как уточняет в документе Минтруда РФ, государственную поддержку ("социальный контракт") получат не просто бедные, а те, кто пытается найти работу, переобучиться, получить дополнительное профобразование, открыть собственное дело, вести личное подсобное хозяйство. По данным Минтруда, в неких регионах это уже дало возможность бедной семье увеличить доход в 1,5 раза.
Как прокомментировало новость для "Нижний Сейчас" министерство социальной политики Нижегородской области, министерство готово к организации и проведению мероприятий в рамках пилотного проекта по снижению бедности.
"Подготовка к участию Нижегородской области в пилотном проекте проводилась заранее, в том числе были обеспечены с использованием статистических данных исследования по оценке уровня жизни населения и демографической ситуации в регионе, а также состояния действующей системы социальной защиты населения, – говорится в письменном ответе. –
Основной целевой аудиторией, на которую, прежде всего, планируется направить усилия для решения задачи по снижению уровня бедности, должны стать именно семьи с детьми, имеющие доход ниже величины прожиточного минимума".
Как сообщает ведомство, "в течение следующего года необходимо выработать подходы для повышения эффективности и качества региональной системы социальной поддержки населения в целом и семей с детьми в частности".
"Подготовка конкретных предложений и нормативных правовых актов запланирована на второе полугодие 2019 года. Финансовое обеспечение в течение следующего года будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в бюджете области на меры социальной поддержки. По результатам пилотного проекта должны быть выработаны механизмы, позволяющие максимально выявлять и охватывать государственной помощью малообеспеченные семьи, при этом давая им не только финансовую помощь, но и оказывая иные услуги, способствующие выводу семьи из категории семей с низким уровнем дохода (включая трудоустройство, социальную адаптацию и реабилитацию и др.)", – сообщает региональное министерство социальной политики.
"КАК ПОСРАВНИТЬ, ДА ПОСМОТРЕТЬ"…
Как всегда под подозрением Росстат, представляющий цифры о демографической ситуации, доходах населения, безработице, покупательной способности россиян. Метания Росстата сродни страхам древнегреческого гонца с плохими вестями.
После признания Путиным бедности как государственной повестки, Росстат через 2 месяца сообщил, что по итогам 2017 года число россиян с доходами ниже прожиточного минимума снизилось (впервые за пять лет) с 19,5 млн человек в 2016-м до 19,3 млн в 2017-м. То есть на 200 тысяч человек. А несколько дней назад орган опубликовал данные за январь-сентябрь 2018 года. Бедность опять снизилась. С 20,3 млн в январе-сентябре 2017 года до 19,6 млн человек за тот же период текущего года. Неувязку в двух публикациях относительно данных 2017 года в 1 млн, видимо, надо объяснять недоучтенными двумя месяцами во втором замере с января по сентябрь.
Радостно вторит Росстату и Минтруд. Причем его эксперты полагают, что тенденция снижения продолжится.
Но вот потребительский рынок и независимые опросы показывают, что критическая масса проблем в государственном управлении стала точкой бифуркации в социальных настроениях относительно своего будущего.
По данным исследования, проведенного РАНХиГС , 22% граждан едва находят деньги на еду, а 70% россиян вынуждены экономить. По данным мониторинга, запросы россиян не растут и, как следствие, не растет оборот торговли.
РАНХиГС, кроме прочего, приводит довод против Росстатовского снижения бедности, уточняя, что прожиточный минимум в 2017 году вырос на 2,6% относительно 2016-го, а инфляция составила за тот же период 3,7%. Из-за инфляции граждане стали больше тратить, в связи с чем "подтянулись" за черту прожиточного минимума. Стали ли они богаче при обгоняющей инфляции – ответ очевиден.
Прожиточный минимум – тот критерий, по которому чиновники определяют бедность. При этом сами же они и определяют его величину. Примитивный минимальный набор продуктов и оплата ЖКХ. Почти все. Занизить стоимость потребительской корзины от реальной – это самый соблазнительный и легкий для чиновников способ борьбы с бедностью. И это занижение очевидно любому, желающему сравнить цены с реальными в магазинах. Корзина, чиновниками придуманная, далека от возможности нормально жить, а не тихо сходить с ума от нищеты.
Профессор Нижегородского филиала РАНХиГС Александр Мазин отметил:
"Как всегда, под подобным проектом может быть как что-то реальное, так и что-то пропагандистско-мифическое.
Если в связи с этим проектом в наш регион, а не в другие, придут дополнительные деньги на какие-то цели – это для нижегородцев единственный позитивный момент в происходящем.
А в целом пилотный проект по борьбе с бедностью – это звучит довольно анекдотично. Потому что бедность – это комплексное явление, у которого достаточно много причин и много проявлений. Это очень сложный социальный вопрос, с которым многие страны десятилетиями не могут справиться. Единственный выход - это экономический рост, инновационное развитие экономики. Никак иначе это решиться не может.
Вот что могут чиновники придумать? Они скажут бедные – это те, у кого доходы ниже прожиточного минимума. Давайте, мол, мы добавим этим людям, которым не хватает денег, чтобы дотянуть их до прожиточного минимума. Тем самым мы победили бедность.
Это формальный чиновничий подход к решению вопроса. На самом деле бедность - это совсем другое, не только доходы ниже прожиточного минимума.
Мне попадались на глаза статистика на одном из многочисленных сайтов, в ней были данные о том, что в России одна пятая часть населения зарабатывает меньше пятнадцати тысяч рублей в месяц.
Истинное количество бедных вообще никому неизвестно. Просто есть разные методики. Вот я привожу методику профессора Попова, которая включает такой фактор как обеспеченность жильем. А при доходе чуть выше прожиточного минимума граждане никогда его приобрести не смогут".
О падении покупательной способности говорят даже вполне смирные организации, такие как Торгово-промышленная Палата России. В ежегодном докладе ТПП РФ "Потребительский рынок России: итоги 2017 года – перспективы 2018 года", сделанном весной, прогнозы были не радужные. ТПП отметила, что "население потеряло за эти годы около 15% своей покупательной способности, а торговля стала отраслью с наихудшим сальдо финансовых операций за год, наибольшим после строительства числом закрывшихся и закредитованных предприятий".
ГОЛАЯ ПРАВДА ГОЛИКОВОЙ
По данным Росстата, население России на сегодня составляет 146 миллионов. КПРФ настаивает на своих данных: 132 миллиона.
20 млн бедных из 146 млн – это примерно 13 человек из 100. Или каждый 7-й. Или 29,2%.
В РФ, согласно тому же Россстату, около 30 миллионов детей и около 37 миллионов лиц старше трудоспособного возраста. Если из 146 вычесть число этих двух нетрудоспособных групп, остается 79 миллионов. Поделим их на две равные (условно) группы: мужчин и женщин. Получаются примерно одинаковые 4 группы: дети, старики и мужчины/женщины трудоспособного возраста. Эту же пропорцию стоит применять и к 20 миллионам бедных. 5 миллионов детей, 5 миллионов стариков и 10 миллионов работающих мужчин/женщин за чертой бедности. То есть зарплаты и пенсии у 15 миллионов россиян точно не позволяют им обеспечить себя и еще 5 миллионов детей достойным человеческим существованием. Что это, если не признание прямого факта несостоятельности 20-летних реформ? И каким образом власть намерена построить "траектории выхода" из малообеспеченности, если бедность зиждется на им же, государством, установленных, невозможных для нормальной жизни, уровнях пенсий и минимальных зарплат? Офицерская вдова сама себя высечет?
Интересно, сколько выявится семей, где просто "не умеют грамотно распоряжаться деньгами и экономить"? Например, на сигаретах, как один молодой человек, который бросил курить и сэкономил около 1 миллиона рублей, после чего смог открыть свое дело. Об этом вдохновляющем случае рассказала вице-премьер российского правительства по вопросам социальной политики, доктор экономических наук, декан факультета государственного управления и финансового контроля Финансового университета при Правительстве РФ, 5 лет возглавлявшая Счетную палату РФ, 5 лет работавшая заместителем министра финансов РФ Татьяна Голикова. Из ее слов выходило, что примерно 2800 рублей ежедневно тратил на курение этот молодой человек, который вдруг "решил себя ограничить". Курит ли сама Голикова, и что? – озадачились пользователи соцсетей.
Или же выявится, что россияне покупают не те "макарошки" и слишком много едят, и подтвердится, что не зря об этом предупреждали заботливые сенаторша Лахова, саратовская министерша Соколова и депутат-единоросс из Свердловской области Гаффнер.
Можно не упоминать доходы глав мутных госкорпораций и министров на фоне нищающего населения, ибо эти цифры ужасающего бесстыдства – на грани травмы психики. Но даже у себя под боком в родной области мы найдем возмутительные примеры "борьбы с бедностью" и за социальную справедливость. Как писал, например, "Нижний сейчас", задолжав полуголодным работникам зарплаты за несколько месяцев, гендиректор Чкаловской судоверфи Игорь Якименко скупал тем временем дорогую коллекцию часов и письменных принадлежностей. По оценке удивленных следователей, стоимость этого добра позволила бы не только выплатить зарплату работникам, но и вернуть долги за коммунальные услуги. Но, к сожалению, далеко не каждый факт незаконного обогащения за счет нищающего населения доходит до следствия и суда.
РОДИЛА? ИДИ РАБОТАЙ!
Когда россияне живут на 20-40 тысяч рублей в месяц, а главы госкорпораций в день имеют по 1-3 миллиона рублей, когда регресс очевиден, из болота пережитков прошлого, как призрак, таща тину на колесах, со скрипом выезжают телеги отсталой России. Еще год назад глава Минэкономразвития Максим Орешкин предложил в качестве мер по борьбе с бедностью строительство специальных детских яслей, куда молодые матери смогут отдавать детей младше 2 лет. Чтобы матери могли выходить на работу.
Именно в Советской России впервые в мире в 1917 году было введено право женщины на сохранение рабочего места и оплачиваемый отпуск по беременности и родам. Совет народных комиссаров принял Декрет «О пособии по беременности и родам». То есть, те достижения, которыми гордилась страна, те права и социальные блага, прогресс и цивилизация, за которые страна вместе со всем миром боролась стачками, забастовками, которые завоевывала десятилетиями, защищая их в войнах, строя ради них заводы и светлое будущее – предлагают как бы отыграть назад.
Напомним этому г-ну Орешкину, что декретный отпуск за советский период увеличивался четыре раза! Каждый раз это было победой и шагом в социальном развитии страны. Президиум Верховного Совета СССР Указом от 26 марта 1956 года восстановил продолжительность отпуска по беременности и родам, существовавшую до 1938 года - 112 календарных дней (56 дней до родов и 56 дней после родов).
Постановлением от 13 октября 1956 года Совет Министров СССР предоставил
женщинам право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы
сроком до 3 месяцев после окончания отпуска по беременности и родам.
В соответствии с п. 10 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 г. N 517 руководители предприятий были обязаны предоставлять женщинам после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенка возраста одного года.
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6
июля 1982 г. N 156/10-30: «О порядке предоставления женщинам частично
оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста
одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет».
Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677, «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет».
Не надо быть особо проницательным, чтобы понять, что устами Орешкина государство спихивает с себя тему поддержки матери и ребенка. Подмена понятий: вместо увеличения помощи на ребенка (чистой функции государства) в условиях бедности – предложение ей побыстрей самой на своего младенца зарабатывать.
В целом, бедность, и правда, может снизиться, если люди, социально незащищенные, перемрут в нынешних условиях быстрее, чем определит природа. Так что, борьба с бедностью или борьба с бедными – еще неясно, что в сухом остатке.
ЗАБЫЛИ ТАЛОНЫ? РАНО
Исполнительный директор Института прогнозирования и урегулирования политических конфликтов, бывший руководитель Волго-Вятского управления по регулированию коллективных трудовых споров Николай Николаев:
"Правительство РФ уже несколько лет фиксирует тренд на снижение уровня жизни. И это несмотря на общую риторику высших должностных лиц о том, что социальная политика является приоритетным направлением государства.
Изначально на уровне слухов, высказываний ряда депутатов, глав регионов звучал тезис о том, что неплохо было бы ввести талоны для малоимущих граждан, поскольку рост цен опережает в значительной степени уровень доходов населения.
Более того, уже официально признано, что у нас уровень бедности достиг 10-летнего минимума. То есть по сравнению с предыдущим десятилетием наше благосостояние не увеличилось, а снизилось до самых меньших показателей, сравнимых с 90-ми годами.
Отсюда рождаются различные псевдо-программы повышения уровня жизни, которые реально не отражают те процессы, которые происходят в России.
У правительства, в частности Минтруда, на мой взгляд, отсутствует точная статистика по количеству нуждающихся в социальной поддержке граждан.
Другая проблема. Отсутствие реальных денег на улучшение жизни населения. Правительство не ставит задачу перед собой повысить общий уровень жизни, но лишь частично улучшить содержание малообеспеченных слоев населения. Думаю, будет сделана попытка перераспределения доходов внутри субъектов за счёт повышения налогов, но опять же не за счёт создания новых рабочих мест и эффективного использования трудовых ресурсов. Мы видим, как повысили пенсионный возраст, повышают цены на жизненно важные продукты, бензин, услуги ЖКХ. Вместе с тем растет налоговая нагрузка на основные отрасли и бюджет распределяется в сторону увеличения оборонных расходов.
Конечно, намерения правительства останутся лишь пустой декларацией. Талонная система, если она будет введена, уничтожит и окончательно подорвет доверие к государственным институтам.
Нужно четко понимать, что нельзя придумать никаких реальных траекторий по выводу из бедности, не изменив методы руководства экономикой и политикой, которая должна быть направлена на общее благо, а не на обогащение отдельных групп. Поэтому, это очередной популистский лозунг в духе некоторых лидеров думских партий.
К сожалению, снова наблюдается увеличение задолженностей по заработной плате населению. Невыплаты носят системный характер, ранее наш орган занимался разрешением таких споров на уровне предприятий, коллективов. Сейчас функции по разрешению коллективных трудовых споров переданы Государственной трудовой инспекции при Роструде РФ. Насколько эффективно она работает, можно оценить по росту уровня задолженности. К примеру, до сих пор не урегулированы выплаты задолженности по зарплате работникам метро, строителям стадиона, и прочим.
Региональным властям, на мой взгляд, нужно взять за основу эффективные методы управления, уйти от старой схемы командно-административных способов управления предприятий. Реально работать с руководителями предприятий, повышать уровень занятости населения. И заниматься меньше политикой, а больше экономическими вопросами.
Боюсь что статистика скрывает реальные цифры по безработице и доходам населения".
ОЦЕНИТЕ СВОИ ШАНСЫ
Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 ноября 2018 года № 799 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Нижегородской области за III квартал 2018 года" утверждены новые величины прожиточного минимума для различных категорий граждан.
Правительство Нижегородской области постановляет:
- Установить величину прожиточного минимума по Нижегородской области за III квартал 2018 года в расчете на душу населения 9 487 рублей.
- Установить величину прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения:
для трудоспособного населения – 10 209 рублей;
пенсионеров – 7 837 рублей;
детей – 9 805 рублей.
НО ЕСТЬ И ХОРОШИЕ НОВОСТИ
Премьер страны Дмитрий Медведев на ежегодной конференция отметил, что реальные доходы россиян растут и пообещал в 2019 году рост на 1,1 %. То есть житель Нижегородской области с нынешней зарплатой в 20000 рублей в новом году может рассчитывать на целых 20220 рублей.