Продолжение строительства метро в Нижнем Новгороде откладывается на неопределенный срок. Поскольку (цитата) "… правительство РФ на данный момент не располагает возможностями направить средства федерального бюджета на развитие метрополитена в Нижнем Новгороде". Тем не менее, руководство региона до самого последнего времени уверяло нижегородцев о скором продолжении строительства метро от площади Горького в сторону площади Сенной. Такого рода заявления тем более удивительны, что нижегородские чиновники, похоже, не всегда могут грамотно распорядиться уже имеющимися финансами.
В ПРИОРИТЕТЕ – ДОРОГИ
Нижегородская область получила 6,87 миллиарда рублей из бюджета РФ на строительство станции метро "Стрелка". Было это два года назад. Москва дала деньги на метро всего один раз, почему бы ей не дать несколько миллиардов снова? Но давайте не будем сравнивать несравнимое. Деньги на строительство "Стрелки" дали только потому, что в Нижнем проходил ЧМ-2018. Наличие станции метро возле стадиона – жесткое требование ФИФА. Не было бы стадиона – не было бы станции метро. Футбол закончился – метро, до свидания!
В руководстве страны понимают, что транспортную инфраструктуру в регионах необходимо развивать. Однако в приоритете сегодня вовсе не метро, а проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Например, в 2019 году Нижегородской области предусмотрена дотация из федерального бюджета на строительство и ремонт дорог в размере 4,26 миллиарда рублей. Так что же, на метро Москва денег не даст теперь ни при каких обстоятельствах?
Конкретно на метро, судя по всему, нет. Но есть, похоже, лазейка. "На развитие метрополитена могут быть направлены дотации субъектам на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделяемые минфином России", - пишет Ньюс-НН.ру со ссылкой на ответ правительства РФ.
Когда и в каком количестве поступят в регион "дотации на выравнивание" – пока неизвестно. Сколько от них удастся отщипнуть на метро – тем более. И вообще… в правительстве РФ советуют нижегородцам "рассматривать вопрос развития метрополитена в Нижнем Новгороде с учетом расчета и оценки общественных затрат и общих социальных эффектов, связанных с реализацией проекта". Говоря по-русски, просто так деньги на такое дорогое и, в каких-то случаях, сомнительное удовольствие как метро тратить не нужно.
Тем не менее, губернатор Нижегородской области, видимо, задался целью к 800-летию Нижнего Новгорода (до которого осталось всего два года) осчастливить нижегородцев хотя бы одной новой станцией метро. И не важно, что федерация, грубо говоря, тянет с деньгами. Глеб Никитин знает, где их взять. Например, взаймы у надежного банка. В апреле 2019 года Никитин (цитата) "…обсудил с председателем ВЭБ.РФ Игорем Шуваловым строительство метро на площади Сенной в Нижнем Новгороде".
Взять деньги у банка, безусловно, можно. Но отдавать-то все равно придется. Причем гигантскую сумму. Метро до Сенной по самым скромным подсчетам стоит порядка 25 миллиардов рублей. Если даже после пуска станции в нижегородском метрополитене серьезно увеличится пассажиропоток, прибыли метро за несколько лет не хватит, чтобы погасить банковский кредит. Возможно, Никитин предлагал Шувалову частно-государственное партнерство. В чем тогда интерес банка? Зачем ему кусочек нижегородского муниципального метро? Для коллекции?
ОБЕЩАТЬ – НЕ ЗНАЧИТ ЖЕНИТЬСЯ
Губернаторы вообще любят обещать. Видимо, такая у них работа: обещать и (не) лоббировать. Пообещал, успокоил население – рейтинг пополз вверх. А если обещание не исполняется? Ничего страшного, в информационном пространстве, как правило, устанавливается в отношении неудобной темы «режим тишины». Либо следуют маловразумительные оправдания. Вот так и получаются бедные (во всех смыслах) лоббисты.
Сразу после своего назначения в регион врио губернатора Глеб Никитин отправился в Нижегородскую ассоциацию промышленников и предпринимателей (НАПП), где призвал руководителей производств активнее привлекать средства федерального бюджета на развитие отрасли. В качестве положительного примера глава региона привел нижегородский авиазавод "Сокол", получивший 2,5 млрд рублей из федерального бюджета на модернизацию производства. С другой стороны, сумело бы руководство «Сокола» привлечь бюджетные миллиарды, если бы не входило в ГК "Ростех"? Вот то-то и оно.
Год назад на предвыборной встрече Никитин пообещал жителям Балахны, что «постарается» в 2019 году привлечь софинансирование из федерального бюджета для строительства автотрассы-обхода райцентра. Предварительная стоимость проекта составляет 11,5 млрд руб. "Обход Балахны – очень важный для региона инфраструктурный проект, на мой взгляд, один из ключевых. Вместе с тем, это слишком большая для областного бюджета сумма, поэтому я провел переговоры о выделении федерального финансирования. На днях встретился с руководством страны, Минтранса РФ, обсудил этот проект. Предварительно решение об одобрении нашей заявки принято. Я буду бороться за его осуществление и добиваться финансирования", – пообещал врио губернатора
2019-й год еще не закончился, поэтому мы не вправе говорить, что Никитин не выполнил обещание. Возможно, борьба за "балахнинские миллиарды" в высоких столичных кабинетах еще в самом разгаре. С другой стороны, перед выборами политики имеют свойство обещать населению "горы золотые", а потом делать вид, что ничего, мол, не было, а федеральные миллиарды вам просто приснились. Не хотелось бы верить, что Никитин в этом смысле такой же, как остальные главы субъектов федерации. Некоторые из них обещают "выпрыгнуть из штанов", но выполнить обещанное, а потом как ни в чем не бывало с грустным видом разводят руками.
К слову, ряд губернаторов, в том числе и наш Глеб Никитин, пару месяцев назад угодил в проект "Новых известий" – "Слово и дело: как губернаторы выполняют предвыборные обещания".
ЛОЖКА ДЁГТЯ
Чтобы прояснить ситуацию, ИА «Нижний сейчас» сделало два идентичных запроса. Один и– в министерство финансов Нижегородской области. Другой – в контрольно-счетную палату Нижегородской области: "Не могли бы вы сообщить, какое количество средств, выделенных из федерального бюджета в рамках реализации адресных инвестиционных программ (АИП) были возвращены в федеральные бюджет как неосвоенные? Нужны данные за 2018, 2017 и 2016 годы. Хотелось бы узнать наиболее частые причины возврата и степень вины тех или иных чиновников? Были ли за последние три года наложены штрафы на областной бюджет за неисполнение целевых показателей? Какие и когда?".
В министерстве финансов взяли на подготовку ответа пять дней.
Минфин региона ответил следующим образом (орфография сохранена): "В 2016 году расходы в рамках Адресной инвестиционной программы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета осуществлены в сумме 6 716,8 млн.рублей, из них по основным направлениям:
На продление линии метрополитена до ст. "Волга" в Нижнем Новгороде направлены поступившие межбюджетные трансферты в сумме 1 575,7 млн.рублей.
Расходы на строительство мостового перехода через р.Волга на автомобильной дороге Н.Новгород-Шахунья-Киров осуществлены в объеме предусмотренных ассигнований в сумме 3 912,9 млн.рублей"! Это все о хорошем. А теперь о плохом. "При реконструкции проспекта "Молодежный в г.Нижний Новгород в 2016 году не использованы федеральные средства в размере 2 305,0 млн.рублей. Возникла необходимость корректировки проектной документации и внесения изменений в нормативные документы. Данные федеральные средства были возвращены".
Итак, в 2016 году регион вернул в федеральную казну более двух миллиардов рублей, поскольку не успел подготовить необходимую документацию в срок. Это было при губернаторе Шанцеве.
"В 2017 году расходы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета исполнены в сумме 6 159,4 млрд.рублей, из них по основным направлениям:
На продление линии метрополитена до ст. «Волга» в Нижнем Новгороде направлены межбюджетные трансферты в сумме 2 273,2 млн.рублей. На строительство зданий общеобразовательных школ направлены - 416,4 млн.рублей .На реконструкцию проспекта "Молодежный" в г.Нижний Новгород направлены федеральные средства в размере 2 409,9 млн. тыс.рублей, экономия сложилась в объеме 645,5 млн.рублей. Объект введен в эксплуатацию в 2017 году.
В 2018 году расходы в рамках Адресной инвестиционной программы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета осуществлены в сумме 2 974,2 млн.рублей. В частности, в рамках заключенного в 2018 году государственного контракта на строительство автомобильной дороги Н.Новгород – Шахунья – Киров на участке Неклюдово – Золотово перечислены средства в сумме 1 068,4 млн.рублей». В министерстве финансов Нижегородской области недвусмысленно дают понять, что за последние два года, когда главой региона был Глеб Никитин, федеральные средства обратно в Москву не возвращались, а были освоены полностью. Что ж, вроде похвальная финансовая дисциплина сложилась в регионе при Глебе Никитине. Другое дело, что проверить те показатели, что нам прислали, мы не можем. Остается верить на слово. Как апофеоз минфиновского "синдрома отличника" последняя реплика из ответа на наш запрос: "Штрафные санкции к областному бюджету Нижегородской области за неиспользованные федеральные средства по адресной инвестиционной программе за указанные годы не применялись". Нет, ну просто герои труда, даже за шанцевский "косяк" со строительством проспекта Молодежный три года назад федералы никого не наказали. Красота!
Тем не менее, ложку дегтя в минфиновскую бочку сплошного информационного меда мы все же приготовили. Помогла контрольно-счетная палата. Правда, косвенно. Если областной минфин готовил ответ почти неделю, КСП региона банально проигнорировала обращение ИА «Нижний сейчас». Но, как известно, кто ищет, тот всегда найдет. Отчет КСП региона за 2018 год имеется в интернете в свободном доступе. Приводим несколько любопытных финансовых показателей областного и нижестоящих бюджетов. Мне кажется, они говорят сами за себя. "Общая сумма финансовых нарушений и недостатков при использовании средств бюджетной системы составила 850 892,7 тыс.рублей / 541 нарушение. Почти треть объема выявленных нарушений приходилась на нарушения условий и порядка предоставления и расходования: - межбюджетных трансфертов – 173 972,4 тыс.рублей (20% общего объема нарушений) / 17 нарушений; - субсидий государственным учреждениям – 85 233,1 тыс.рублей (10%) / 70 нарушений".
Образ губернатора - умелого лоббиста, требует постоянного подкреплениями практическими примерами. Мы искренне желаем главе региона не останавливаться на достигнутом и вопреки ситуации в экономике и политике выбивать из федерального центра финансовые блага для региона на необходимые инфраструктурные объекты. Именно по ним судят люди и федеральное начальство об эффективности руководителя региона. Именно с такими созданными объектами (школы, больницы, мосты, станции метро и так далее) региональные руководители входят в историю и остаются в памяти людей надолго.
P.S. Помнится, два года назад КСП Нижнего Новгорода представила отчет о деятельности администрации в 2016 году. В том отчете не было ничего сверхъестественного. Некоторые финансовые нарушения, помнится, даже были схожи с тем, что мы процитировали сейчас про областной бюджет. Тем не менее, тогда силами главы КСП и некоторых депутатов думы Нижнего Новгорода разразился грандиозный информационный скандал. Мол, администрация Нижнего Новгорода разбазаривает городской бюджет и так далее. На областном уровне никто из депутатов областного законодательного собрания сегодня не стал поднимать информационную бучу после недавнего отчета КСП региона за прошлый год. Парочка вежливо-дежурных вопросов. И все. Поднимать шум и полоскать грязное белье областного правительства в заксобрании сегодня вряд ли кто-то захочет. Судьба экс-вице-спикера ОЗС Олега Сорокина и некоторых других народных избранников у всех перед глазами.
Главное фото Анастасии Макарычевой