Любят люди на комиссиях в пылу борьбы за добро и справедливость что-нибудь покричать. Иногда на эти децибелы нужно просто не обращать внимания. Когда-то депутат Богданов тряс распечатками цен, которые он увидел в каких-то магических магазинах. Там у него цена за сливочное масло была в районе 20 рублей, после чего депутат-ветеран посчитал, что ЕЦМЗ завышает стоимость своих закупок. Мы с вами прекрасно знаем, кто у нас любит покричать в уютных залах Гордумы. Да, это депутат Анатолий Волков! Мы, если помните, уже называли его нижегородским Жириновским, при этом Владимир Вольфович иногда говорит преразумнейшие вещи. Так и с Анатолием Юрьевичем.
Алмаз среди трущоб
На всех последних думских комиссиях господин Волков, не скрывая эмоций, орал на директора департамента финансов Светлану Утросину, силясь добраться до правды в деле «Нижегородпассажиравтотранса». А дело там такое. Нижний Новгород желает быть счастливым обладателем ажно 144 автобусов, которые порхают по улицам на сжиженном природном газе (метан). Эту жажду не получается утолить еще с 2014 года, потому что скидываться с нами в лизинговый общак никто не захотел. Для бюджета это вообще сквозное ранение, если делать это без помощи третьих лиц и лизингового механизма. Новый электронный аукцион запланирован на 1 июня, и, если в нем достойно разобраться, вызывает огромное количество вопросов. Эти вопросы как раз и задавал Анатолий Юрьевич всем и каждому, но они отчего-то идут мимо всех информационных ушей. Возможно это происходит потому, что у нижегородцев туго с простейшей математикой. Но в распоряжении «Нижнего Сейчас» есть великолепный редакционный калькулятор, которым мы не раз уже пользовались. Калькулятор в бой!
Сколько-сколько?
Пользуемся открытыми источниками и смотрим наши закупки:
Итого 144 автобуса общей стоимостью в 1 965 515 791,64 рублей. Будем оперировать фразой «около 2-х миллиардов рублей». Делим эту сумму на 144 автобуса и получаем - 13 810 259 рублей за одну повозку. Будем считать, что это около 14 миллионов рублей за штуку.
Окей, лезем в документацию, чтобы понять, на каких, собственно, пепелацах мы будем передвигаться. Среди тонны технической макулатуры, которая повествует о том, каким должен быть идеальный автобус обнаруживаем и такую графу:
Значит, мы имеем дело вот с таким автобусом:
Хотите себе такой? Я имею ввиду не в масштабах города, а прям в свой автопарк между ВАЗ 2107 и KIA Optima... на дачу ездить, в магазин, да на шашлыки. Не вопрос, вот цена за одну штуку на доступном сайте:
Упс... Но не делайте никаких скоропалительных выводов. Это цена за один автобус, если вы вытаскиваете всю сумму наличкой (обязательно хрустящие пачки, перетянутые резиночкой). Если брать в лизинг, то получается дороже (как обычный кредит). И вот мы подобрались к главному вопросу - оно нам вообще зачем надо?
Пусть говорят!
А теперь представим, что мы на ток-шоу. Представили? Шум, камеры, зрители аплодируют, в кресле сидит обаятельный ведущий. Итак...
Ведущий: Итак, с разных сторон барьера собрались два замечательных человека - депутат Анатолий Волков и пресс-секретарь городского департамента транспорта Андрей Журавский. Для начала пусть Андрей расскажет нам некоторые тонкости этого аукциона:
Андрей Журавский: Есть обычная процедура электронного аукциона, который, если ничего не изменится до 28 мая, состоится в рамках той суммы, которая заявлена. Как вы знаете, есть заводы-производители и у каждого из них есть официальный дилер, где и осуществляется своеобразная наценка. Если брать цену без учета лизинга, то за один обычный автобус выходит 7 миллионов 970 тысяч рублей. За один низкопольный автобус получается 8 миллионов 560 тысяч. Цена в лизинг от официального поставщика (т.е. дешевле нет по определению - прим. НС) составит порядка 13 миллионов за обычный и 15 миллионов за низкопольный автобус.
Ведущий: Возникает резонный вопрос: «Зачем нам такой лизинг?»
Андрей Журавский: У нас есть несколько источников финансирования: 366 млн. рублей выделяются из государственного бюджета, 87 млн. добавляет правительство Нижегородской области и порядка 700 млн. рублей идут от администрации города. Федеральные и областные деньги уже перечислены! Федерация обязана оказать пятипроцентную поддержку по процедуре софинансирования покупки в лизинг определенного количества автобусов. Если автобусов будет куплено меньшее количество, то федерация просто попросит обратно эти деньги исходя из этих 5%. Так же поступит и область, и если потом нам что-то от Москвы еще понадобится, то они просто могут нам отказать.
Ведущий: Что против этой схемы имеет Анатолий Юрьевич Волков? Спросим его самого!
Анатолий Волков: Зачем нам эта лизинговая кабала, в которую хотят вогнать город? Мы же не знаем, как сложится ситуация в дальнейшем. Вдруг нам не будет хватать денег на детские сады, школы и дороги, а мы будем до 2021 года выплачивать солидную сумму денег за автобусы. Нужно разумно распоряжаться деньгами: пришла первая сумма - заложили её в бюджет и купили автобусы за наличные деньги. Понятно, что их будет меньше, но это будет разумно и постепенно. А так мы снова вгоняем город в долги. Ведь после нас придут другие депутаты, и их просто поставят перед этим фактом.
Перевод
Ладно, теперь постараемся объяснить ситуацию доступным языком. Есть своеобразная вилка, в которой правы все и не прав никто. И доводы, как вы могли убедиться, вполне себе осмысленные с обеих сторон. Нашему городу нужны автобусы на газомоторном топливе, так? Так! Силами городского бюджета без лизинга осуществить себе поставку этих ЛиАЗ’ов мы не способны. В этот момент к нам на помощь прибегает добрая тётя Москва и предлагает помощь по софинансированию в размере 366 млн. рублей. Но федеральные финансы поступают к нам с некоторыми неприятными условиями, из которых следует, что мы обязаны пользоваться лизингом и покупать именно такое количество автобусов (144), в противном случае мы не увидим этих денег сейчас и потеряем доверие в дальнейшем. При этом, как и с любым другим обычным кредитом, на шею запрыгивает жаба и шепчет, что мы переплачиваем почти в два раза, и что неизвестно, сможем ли мы нормально выплачивать деньги до 2021 года. Но та же жаба подсказывает - не отказываться же нам сейчас от 366 миллионов! Ведь на бюджетном языке отказ от денег означает "спасибо, я и сам справляюсь, не приходите больше с вашими деньгами".
Вывод
Светлана Утросина на последней комиссии за председательством Шумилкова как-то скомканно обмолвилась о том, что решение тут скорее политическое, чем экономическое. Нельзя же не предположить, что подобный лизинг за бюджетные деньги кому-то очень и очень выгоден? Запросто. Он, например, очень выгоден компании «Русские автобусы» и заводу ЛиАЗ в частности. Федеральные власти гордо заявят о поддержке отечественного производителя, дескать, не «хундаи» с «мерседесами», а свое родное покупаем. А то, что все это потом будет оплачиваться регионами, которые и так ноют от дефицита бюджета, так это всё будет когда-нибудь потом!
Но опять же, не будем мы кусать руку с 366 «мульёнами», да и большое количество автобусов прикатят к нам уже в начале июля.
Так всё хорошо? Всё плохо? Однозначного ответа нет. Есть, как и всегда бывает в реальной жизни, свои плюсы и свои минусы.