Министр финансов области Ольга Сулима под занавес рабочей недели вдохнула новую жизнь в любимый нижегородский спор о межбюджетных отношениях. Мы привыкли к постоянным сигналам из серого дома кремля о том, что денег в городском бюджете нет, потому что всё забирает область, а назад ничего не дает. Сигнал настолько сильный и устойчивый, что давно пора навесить на него кремлевский wi-fi.
И вот на фоне этого монотонно жужжащего информационного шума вдруг появляется Сулима и заявляет: слова о том, что область недодает денег городу, бездоказательны! В пример приводится вполне себе процветающая Казань, у которой бюджет 14 млрд - на шесть меньше, чем у Нижнего.
Так в чем же причины городского безденежья? Спросим у наших экспертов!
Евгений Семенов, политолог, руководитель нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества:
Проблему дефицита бюджета необходимо дифференцировать. Здесь три составляющих: пополнение бюджета, оптимизация расходов и рациональное использование доходов. Город требует у области больше денег. Это не новость. Межбюджетные отношения всегда были болезненной темой. Однако для решения этой проблемы желания городских властей недостаточно. Здесь требуются изменения федерального законодательства.
Что же касается оптимизации расходов, то этому необходимо учится. Есть города-миллионники, бюджет которых меньше чем у Н.Новгорода, а выглядят они куда как лучше.
И третье: даже небольшие бюджеты должны использоваться рационально. Например, проведенный в Н.Новгороде ямочный ремонт – это преступная халатность. «Отремонтированные» дороги уже рассыпаются. Деньги выброшены в грязь. При таком «рачительном» управлении денег мэрии будет не хватать всегда.
Антон Фортунатов, профессор Университета Лобачевского (ННГУ):
Плохому танцору помешать может что угодно. Именно такая мысль приходит в голову в связи с заявлениями городских властей о том, что область «недодает» денег. Впору примерять уже опробованные украинские рецепты и пытаться взимать плату за пролет космических спутников над территорией Нижегородского района.
Самое печальное состоит в том, уже несколько поколений нижегородских градоначальников действительно сваливаются к нам будто оттуда, издалека, где спутники летают. Они начинают судорожно осваивать премудрость городского управления, брезгливо заглядывать в люки канализации и делать для себя «маленькие» открытия, что, например, стоимость уборки снега в городе в сутки стоит 2 миллиона рублей. И если снега нет до середины декабря, то из заложенной сметы экономятся серьезные деньги. Ба! Да, где ж они? Да профукали-с! Ай-яй-яй. Ну, ничего, пойдем область ругать, вернее, шантажировать. И так уже десятилетиями!
Кому-то удается привыкнуть к запахам фекалий и наладить уборку снега. Кому-то не дают это сделать и противозаконным голосованием депутатского
ста…сообщества снимают с должности. Но суть от этого не меняется. Приходят все новые. Одинаково удивленные. Одинаково ожесточенные. Одинаково далекие от городских проблем. И все начинается с начала: «губернатор, подкинь деньжат!»
Станислав Казнов, блоггер, автор городских фоторепортажей:
Безденежье всегда является результатом отсутствия грамотного управления. Управление городом происходит неэффективно и не основывается на мировом опыте управления. Например полностью отсутствует понимание, как создавать туристический потенциал и привлекать гостей в город...
Александр Седов, журналист, политический обозреватель:
Сравнивать возможности муниципалитетов, оценивая лишь параметры бюджета, не совсем корректно. Нужно в первую очередь смотреть на разделение полномочий между регионом и городом. И если мы обратим внимание на пример Татарстана, то увидим, что нижегородцам есть чему завидовать. Это во-первых. А во-вторых, не будем забывать, что заявки на федеральные субвенции может подавать лишь субъект РФ. В 2015 году Казань по разным программам получила около 5 миллиардов рублей – это и деньги республики, и деньги федерации.
Ну, и самое главное: у наших соседей по ПФО нет и не было войны между градоначальником и главой Татарстана. Там, где власть нацелена помогать друг другу, а не ставить взаимные подножки, результат всегда будет выше.
Владимир Панов, депутат Думы Нижнего Новгорода:
- Если рассматривать принципы, по которым тратятся наши с вами бюджетные средства, здесь, на мой взгляд, следует подойти несколько иначе. Я сейчас выскажу, возможно, эмоциональную и несколько провокационную идею… Если посмотреть все вопросы местного значения, которые по закону 131ФЗ переданы муниципалитетам, то с тем бюджетом, который у нас есть в доходной части, мы никогда их не удовлетворим! Мы не сможем никогда качественно сделать капремонт в школах, не сможем привести в правильное состояние дороги, сделать благоустройство и так далее – это диагноз! То есть мы постоянно пытаемся сделать одно и то же: у нас есть одна шкура, и из этой шкуры мы пытаемся шить тридцать шапок. А получается имитация шапок!
Поэтому я считаю, что нужно в принципе изменить подход к тратам бюджета. Нужно сформулировать понятные и согласованные с обществом приоритеты. И выбрать приоритет, скажем, на год – что мы действительно сможем изменить в городе за эти деньги. И только тогда нужно начинать эти деньги тратить!
(из выступления на теледебатах 23.04.2016)