В производственном филиале компании "Транснефть – Верхняя Волга" – Центре промышленной автоматизации – показали, чем и как отвечают на запросы импортозамещения. С начала СВО более 1700 иностранных компаний сократили или прекратили свою деятельность в России. Несмотря на то, что первые круги международных санкций начали расходиться с 2014 года, мало кто представлял, что они коснутся нефтегазовой отрасли, болезненной для Европейского Союза и ключевой для России. Однако это случилось. Оценить перспективы импортозамещения, в частности в секторе транспортировки нефти в условиях санкций можно именно из Нижнего Новгорода. На Комсомольском шоссе располагается филиал нефтетранспортного предприятия, который аккумулировал значительную часть работ по импортозамещению в этой сфере.
"Соломка" с математическим расчетом
Журналисты и блогеры Нижнего Новгорода посетили Центр промышленной автоматизации (ЦПА) "Транснефть – Верхняя Волга", высокотехнологичное предприятие, занимающееся производством оборудования для нефтегазовой отрасли – шкафами линейной телемеханики и системами автоматики, которые контролируют качество нефти и нефтепродуктов, транспортируемых по магистральным трубопроводам ПАО "Транснефть", которое в этом году отмечает 30-летие.
Производственный филиал "Верхней Волги" со сложнейшим производством открыт в октябре 2015-го. Этакая соломка, подстеленная загодя "Транснефтью", крупнейшей трубопроводной компанией в мире по транспортировке нефти, сеть которой в 67 тысяч км. трубопроводов покрывает всю страну.
Масштабная карта сетей нефтетранспортного гиганта и не менее масштабные цитаты российского президента Путина об импортозамещении, бережливости и пр. – первое, что попадается на глаза в цехах, которые лучше называть корпусами – само руководство обращает внимание гостей на конструктивную логистику и современную эргономичность помещений. Что есть, то есть, поскольку под размещение производственного корпуса выбрали помещение бывшего автосалона. Теперь, набирая в поисковике запрос про покупку машин по этому адресу, вы увидите обреченное "закрыто навсегда". Символичная, что и сказать, замена. Новые автомобили известной немецкой марки не поставляются в Россию с 1 марта прошлого года по решению автоконцерна. Тогда же приостановилась сборка этой марки в Калининграде.
Однако сегодня на бывших площадях автосалона жизнь научно-производственная, что как минимум интересно. А логистический принцип зонирования с ремзонами, торговым залом, зоной приемки оказался, по словам руководства ЦПА, удачно подходящим под нужды созданного филиала компании.
Сегодня ЦПА занимает два просторных корпуса в самом центре города-миллионника, вмещающих крупное технологическое оборудование и 220 сотрудников, около 60 из которых – высококвалифицированные специалисты в области IT-технологий.
Оборудованием – гордятся. Но держит ли оно айтишников с учетом в целом очень узкопрофильной работы в области АСУ (автоматизированных систем управления) для транспортировки нефти? Да еще во времена суверенного интернета и локализации IT-разработок, – журналисты спросили у директора и у самих сотрудников. Но сначала собственно о том, как, чем и насколько эффективно здесь пытаются импортозамещать.
Центр занимается автоматизацией как самой транспортировки нефти и ее продуктов (то есть автоматизирует нефтеперекачивающие станции), так и автоматизацией систем безопасности при транспортировке черного золота, экологической безопасности, промышленной и т. д. автоматизирует котельные, системы пожаротушения, системы управления резервуарными парками, очистки сточных вод и др.
ЦПА был создан за счет объединения двух организаций: производственного центра автоматизации в Нижнем Новгороде и инженерного центра АСУТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами) "Транснефть – Север" в Ухте. Часть сотрудников переехала в Нижний из Ухты для работы в новом центре. Компетенции по производству и инженерии таким образом сконцентрировались в одном месте.
Насколько важна автоматизация процессов транспортировки нефти, в руководстве центра пояснили, например, такой цифрой: только один насос на станции перекачивает за час объем нефти, эквивалентный 70 железнодорожным цистернам. И главная задача состоит в том, чтобы этот процесс был бесперебойным и безопасным. А на страже этого – та самая автоматика, которую разрабатывают специалисты ЦПА.
"Нам ставят интересные задачи"
"Центр промышленной автоматизации стоит на передовой и одним из первых ощутил на себе одномоментное прекращение поставок импортных комплектующих и оборудования. Но мы с момента основания делали ставку на отечественных производителей", – говорит директор центра Сергей Лызлов.
По его словам, за прошедшие годы предприятием освоен выпуск продукции на основе отечественных контроллеров, датчиков, конструктивов шкафов, коммутационного и электротехнического оборудования российских производителей. Кроме того, активно внедряется отечественное программное обеспечение.
"У нас интересный симбиоз шести разных видов деятельности",– продолжил директор и начал перечислять.
Первым видом деятельности он назвал производство продукции, систем автоматизации и непосредственно поставку их на объекты внутри компании "Транснефть". По его словам, только 5% разработок отправляется сторонним заказчикам.
Основная продукция – технологические шкафы. Для них пишется специальное программное обеспечение (ПО). А проводной монтаж требует установки почти 2 км проводов. После сборки шкаф отправляют на внутренние испытания, затем испытывают непосредственно на объекте. И наконец последняя проверка – уже с подключением подачи нефти. Если человеческий фактор приведет к нештатной ситуации, то это тут же заблокирует алгоритм системы.
Новая продукция ЦПА – техническая система передачи данных, позволяющая удаленно контролировать все процессы, то есть из Москвы. Под эту систему ПО написано программистами центра. И очень большое внимание в новом продукте уделено информационной безопасности. В системах используется закрытый программный код.
По словам директора Сергея Лызлова, "Транснефть" ставит перед ЦПА "каждый год новые интересные задачи". И в том числе по кибербезопасности.
"Пожалуй, ключевой проект по важности и значимости, реализованный за последние два года, – программно-технический комплекс "Технологическая сеть передачи данных версии 2", – сообщил директор.
Сопровождающие гостей специалисты показывают на группу программистов: "Вот ребята занимаются заменами управления системами пожарного оборудования. Потому что до санкций мы производители его на австрийском B&R (B&R IndustrialAutomationGmbH – европейский производитель компонентов промышленной автоматизации – прим. ред.). Они остановили сотрудничество. Но мы нашли альтернативу. И сейчас отзываем все оборудование, поставленное на автоматике B&R, и заменяем его на отечественного производителя".
То есть теперь, как подчеркнули менеджеры, все автоматизированные системы в "Транснефти" работают на отечественной начинке.
С машинной точки зрения
Второй вид деятельности, о котором рассказал директор, – это полигонные испытания. Построенный и уже действующий испытательный полигон считается в ЦПА местом особой гордости.
"Это программно–технический комплекс для проверки работы программного обеспечения АСУТП, а также моделирования технологических процессов любой сложности. К нам привозят системы автоматизации, изготовленные сторонними заказчиками. Мы разрабатываем программы и проводим испытания, даем оценку. Если автоматизация системы не прошла испытания, мы не даем добро заказчику на поставку объекта", – рассказывает директор.
ПО для полигона тоже разработано специалистами центра. Замдиректора по инжинирингу ЦПА Петр Соленников рассказал, что это единственный в стране полигон такого высокого уровня технической оснащенности. Здесь проверяют системы автоматики для объектов "Транснефти". Но в том числе обращаются и компании нефтедобычи и нефтепроизводства.
Полигон испытаний состоит из комплекса по преобразованию сигналов. Емкость проверки полигонных машин – более 8 тысяч сигналов, которые имитируют тот или иной процесс.
А что по импортозамещению? – спросили журналисты. Зам по инжинирингу ответил: "Здесь используется отечественный вендор – "Прософт". И уровня такого вендора еще поискать. Аппаратные и конструкторские решения отечественные. ПО для полигона написано специалистами ЦПА".
Как отметил Соленников, новые условия дали центру возможность ни от кого не зависеть.
Сейчас, рассказали руководители, в ЦПА идет работа над совершенно новым передовым проектом – проведением полигонных испытаний с использованием технологии машинного зрения и искусственного интеллекта*. Система будет полностью имитировать работу инженера-испытателя, заменяя множество повторяющихся рутинных операций, требующих большого внимания.
Самый энергозатратный процесс при реализации систем машинного зрения – это обучение. Но, по словам руководства центра, "Транснефть" выгодно отличается от других организаций тем, что здесь очень четко прописан регламент. Система будет так же составлять протоколы. Но последнее слово останется за оператором – ему нужно будет подтвердить либо не подтвердить операцию.
– Какую покажем? Шестую или пятую?
– Когда приезжает делегация, мы всегда показываем, как грамотно выполнен монтаж.
– Когда есть чем гордиться, почему не показать?
Общим решением руководители подразделений решили показать "шестую". Огромная "шестая" и все ее соседки по ряду – такие же железные ящики с вставляемыми модулями – тоже гордость центра и тоже продукт взаимопревращения.
* Машинное зрение – технологии в области искусственного интеллекта, нацеленные на получение и анализ изображений путем использования специализированных камер и оборудования в промышленной среде.
Если мороз –70˚, если помеха в наносекунду
И третье, чем занимается центр, рассказал директор Сергей Лызлов, – это работа с предприятиями, осуществляющими импортозамещение. Они привозят разрабатываемые образцы в ЦПА на испытания. Кроме полигона испытаний систем в целом, в ЦПА создан полигон испытания отдельных единиц оборудования, которое используется уже на объектах эксплуатации – на самих нефтепроводах и нефтеперекачивающих станциях.
В специальной лаборатории искусственно создаются разные предельные ситуации: например, температурные условия от –70 до +150˚C с влажностью до 98 %. Специалисты дают заключение, и если оно положительное, компания-разработчик официально может поставлять свое оборудование. Вся работа ЦПА для отечественного производителя осуществляется бесплатно. Это, по оценке менеджмента центра, очень важный большой вид деятельности в области импортозамещения.
"Мы корректируем нормативную документацию ПАО "Транснефть", определяем технические характеристики оборудования. Совместно с НИИ "Транснефть" разрабатываем, например, системы для обнаружения утечек на нефтепроводах. Можем имитировать электромагнитные помехи: наносекундные, микросекундные", – рассказал начальник отдела стандартизации технических решений, представитель династии инженеров "Транснефти" Константин Исаков. Он приехал сюда из Ухты
Константин отметил еще одну важную в новых экономических условиях работу: его подразделение помогает отечественным производителям изготавливать все виды оборудования, необходимого "Транснефти". В новых неблагоприятных и трудных условиях не все компании оказались готовы к стратегии импортозамещения. В ЦПА им предлагают варианты, проводят предварительные испытания. И тоже бесплатно.
Как единый центр
Четвертый вид деятельности – централизованная закупка запасных частей и комплектующих и их отгрузка в разные регионы России. Это, по словам директора, позволяет "Транснефти" не тонуть в массе договоров в каждом городе, не терять время на оформление процедур.
Пятый вид – это также централизованная организация ремонта оборудования АСУ. Центр находит организации, осуществляющие ремонт, заключает с ними договоры, в рамках которых предприятия системы "Транснефть" отправляют свое оборудование к ним на ремонт.
Шестой вид деятельности – образовательный. У ЦПА заключены договоры с ведущими техническими вузами страны.
"У вузов есть преподаватели с опытом в нашей области. Но специфика работы "Транснефти" настолько узкая, что преподавателям нужно ей обучаться. Для этого наши специалисты разрабатывают программы обучения. Представители вузов проходят курсы у нас, а затем по нашей программе обучают специалистов в своих вузах", – рассказал директор.
Что их тут держит?
Наконец вопрос, коррелирующий с решением проблемы импортозамещения, – как удержать квалифицированные кадры? Есть ли оно, желание овладевать профессией и работать в условиях неясных перспектив инженером-электриком, программистом АСУ, тем более в очень узкопрофильной области?
Зарплата высококвалифицированных инженеров информационных систем в ЦПА по сравнению с зарплатами в IT-компаниях международного уровня в целом ниже. Но на фоне ограничений для специалистов, которые работают вне российского сегмента и территории, условия сотрудников ЦПА выглядят не так уж уязвимо. Важным в руководстве считают и социальную политику.
"Да, мир поменялся, – согласен директор Сергей Лызлов. – И мы для удержания высококвалифицированных специалистов разработали свою внутреннюю программу. Кроме стабильной высокой зарплаты (а мы ее гарантируем даже начинающим) у нас индивидуальный подход к каждому специалисту. Плюс к этому в нашей компании очень хороший коллективный договор, обеспечивающий полное медицинское страхование. Выплачиваются 13-ая зарплата, премии ко Дню нефтяника, к Новому году.
Сформировавшийся костяк специалистов практически не меняется. А новые сначала смотрят критично, просят удаленную работу, но потом, попадая в эту комфортную атмосферу, начинают ценить, у них появляется вторая семья".
P. S.
К пресс-туру журналистов и блогеров в ЦПА действительно подготовились. Отвечающие за разные секторы руководители во всех корпусах все показали и подробно рассказали.
Было ощущение, что в ЦПА готовы рассказывать бесконечно о модулях, контроллерах, о своем чудесном полигоне (о нем вообще, как об исторической достопримечательности), о своей научной деятельности, о внедрениях рацпредложений сотрудников, о социальной политике, но не о собственно импортозамещении. Будто нет такой темы, нет страха, что не вытянем, что негде взять, что "все пропало" и "мы все будем уволены". Такая уверенность исходит не от одного человека, а почти ото всех. Это, безусловно, дорогого стоит, как бы критично ни относиться к возможностям импортозамещения.
Ну и при всех проблемах от потери ресурсности нефтяного сектора, где-то катастрофических, нельзя отрицать, что нефть – это не только топливо и, попросту говоря, никуда в обозримое время не исчезнет как строительный материал почти всего, к чему привык современный человек.
С начала 2022 года, с момента сложностей с комплектующими из-за введения международных санкций, Центром промышленной автоматизации, по словам его руководства, не было сорвано ни одной поставки оборудования.